ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Перформанс и культура: морфология и историческая типология способов разрешения экзистенциального противоречия

Илья ДОКУЧАЕВ
Перформанс и культура: морфология и историческая типология способов разрешения экзистенциального противоречия


12 ноября 2017

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия 
Профессор кафедры философии, доктор философских наук

 

В статье рассматривается ключевая функция культуры, которая определена как обретение человеком и обществом смысла собственного бытия, или как разрешение экзистенциального противоречия между конечностью объективной реальности и бесконечностью реальности субъективной. Исторически смысл жизни фиксируется в системе ценностей, выступающих порождающими моделями любого типа артефактов культуры, существующей в какое-либо время и в каком-либо месте. Технологиями утверждения ценностей выступают различные формы преобразования бытия: его изменение (утилитарная практика) и воспроизведение – прояснение (наука), остранение – субъективная интерпретация (изобразительное искусство, архитек-тура, литература, кино) и перформанс. Перформанс есть изменение мира с целью его воспроизведения в форме остранения, провоцирующего утверждение экзистенциальной реальности благодаря принципу веры, эффекту присутствия автора или исполнителя, а также эффекту соучастия постороннего. В истории культуры перформанс всегда играл ключевую роль как технология разрешения экзистенциального противоречия. В традиционной культуре сакральный перформанс обеспечивал проникновение в сакральный мир и спасение души. В креативной культуре светский перформанс осуществлял утверждение ценностей человеческой разумной свободы и творчества в выдающихся достижениях. Однако на его фоне возникли и другие формы разрешения экзистенциального противоречия – неперформативное искусство и научно-технический прогресс, роль которого становится ключевой. Разочарование в научных идеалах приводит в ХХ веке к появлению такой технологии разрешения экзистенциального противоречия, как массовое экстенсивное потребление. Наконец, в условиях сетевой культуры формируется новая тотальная форма разрешения экзистенциального противоречия – глобальный перформанс утверждающий ценности сетевого человека в форме участия в интерактивном остранении мира, обладающем относительно длительной публичной фиксацией.


Вернуться назад