ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Категория ценности и аксиология как проект исследования культуры в истории философии, социального и гуманитарного знания ХХ века

Илья ДОКУЧАЕВ
Категория ценности и аксиология как проект исследования культуры в истории философии, социального и гуманитарного знания ХХ века


12 ноября 2017

Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, Россия 
Профессор кафедры философии, доктор философских наук

(заметки на полях статьи С. Е. Ячина «Смысл и ценности. К критике теории ценности в современной философии»)

В комментарии к статье С. Е. Ячина «Смысл и ценности. К критике теории ценности в современной философии» представлена полемика с ключевыми тезисами, высказанными в этом тексте против аксиологического метода в культурологии. Негативным аргументом против аксиологии является указание на то, что невозможно говорить о культурах вообще на языке культуры конкретного времени и места. В частности, категория ценности возникает в эпоху капитализма и выражает субъективное отношение человека к миру. Против этого аргумента высказывается соображение, что сам субъект не возник в эпоху капитализма, а является категорией, обозначающей универ-сальные характеристики человека как свободного и разумного сущего. Позитивным аргументом против аксиологии является предположение, что не категория ценности, а категория смысла выступает ключевой методологической и онтологической основой культурологии и культуры, и более того, что культура и есть смысл, то есть то, что предназначено к пониманию. Против этого аргумента высказывается соображение, что смысл – абстрактная и универсальная характеристика культуры, и к ней невозможно свести всю совокупность ее свойств. Смысл идеален, а в культуре есть и материальное начало. Ценность же трактуется как конкретный артефакт культуры, который благодаря своей соблазнительности и идеальной деонтологии выступает в роли предмета желаний, на основании содержания которого преобразуется безразличный и враждебный мир природы в приемлемый и притягательный мир культуры. Это свойство ценности быть идеалом и моделью культуры позволяет интегрировать всю культуру как в онтологическом (праксеологическом), так и в гносеологическом ключе. Ценность поэтому становится ключевой категорией культуры, а аксиология – ключевым культурологическим методом, позволяющим осмыслить культуру как целое, что и является основной задачей культурологии. В ходе полемики затрагивается роль аксиологической проблематики в ключевых направлениях фи-лософии и социально-гуманитарной науки ХХ века: феноменологии и аналитической философии, герменевтике и психоанализе, экзистенциализме и марксизме. Высказывается соображение, что проблемы ценностей всегда были в фокусе внимания каждого из этих направлений, когда они обращались к вопросам этики и культуры.


Вернуться назад