ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Субъект как ценность в эпистолярной культуре русской интеллигенции XIX века

Андрей ИВАНОВ
Субъект как ценность в эпистолярной культуре русской интеллигенции XIX века


12 ноября 2017

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия
Доцент кафедры философии и культурологии, кандидат культурологии

В статье исследуется репрезентация субъекта как ценности в эпи-столярной культуре русской интеллигенции первой половины XIX века. Аксиологический характер категории субъекта рассматривается в контексте концепций Ф. Ницше, П. Рикера, Ю. Хабермаса. Целью исследования является выявление способов обозначения ценностных атрибутов субъекта в эпистолярной коммуникации. На примере профессиональной переписки прослежено историческое развитие от исчерпывающей ролевой идентификации до репрезентации субъектом ограниченности ролевых рамок и профессиональных конвенций. Коммуникации в системе литературных институтов и интеллектуальных «кружков» рассматриваются как пространства, в которых разрабатываются новые конвенции представления субъекта. В результате исследования было выявлено, что субъект репрезентирован как ценность в структуре двух видов отношений: отрицания ролевых границ посредством применения категорий универсального и индивидуального; утвердительной идентификации в фигурах сопоставления и диалога различных позиций.


Вернуться назад