ИНТЕЛРОС > №2, 2016 > Аксиология современного шаманизма в Хабаровском крае

Яна ИВАЩЕНКО, Янина ЕЛИНСКАЯ
Аксиология современного шаманизма в Хабаровском крае


12 ноября 2017

Яна Сергеевна ИВАЩЕНКО

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, Комсомольск-на-Амуре, Россия 
Профессор кафедры философии и культурологии, доктор культурологии, доцент

 

Янина Алексеевна ЕЛИНСКАЯ

Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, Новосибирск, Россия
Директор

Статья посвящена изучению аксиологических оснований современных направлений развития шаманизма в Хабаровском крае. В ней представлен краткий обзор состояния изучения этой проблемы, показана ее связь с другими вопросами в изучении современной культуры, анализируются основные разновидности современных шаманских практик, отличающихся механизмами трансляции традиции, степенью институциализации и причастности к этническим культурам Хабаровского края. Особое внимание уделено анализу неошаманизма. Рассматриваются его истоки, мировоззренческие основания, региональная специфика, способы легитимации этой деятельности в современном обществе. Источниками послужили материалы полевых исследований, проводимых в крае в период 2015 – первой половины 2016 гг.
В задачи работы, результаты которой представлены в статье, входит выявление ценностей, выступающих порождающими моделями различных сценариев развития традиционных шаманских верований и ритуалов в современной культуре Хабаровского края. Было установлено, что эти сферы жизни про-винциальной культуры определяют различные группы ценностей: от традиционных (семья, здоровье, достаток, связь с родовыми корнями) до ценностей эпохи Постмодернизма (свобода, самореализация, признание, потребление, прибыль, толерантность, престижная социально-культурная идентичность). Если в первом случае обнаруживается непосредственная связь с традицией и ценностями региональной культуры, то во втором – отражается аксиологическая структура современной культуры в целом. Неошаманизм в большей степени, чем другие современные формы шаманизма, отражает ее глобальный, полисемантичный и плюралистичный характер.


Вернуться назад