ИНТЕЛРОС > №4, 2017 > Образ жертвы в истории: стратегии культурной репрезентации и конкуренция нарративов

Даниил АНИКИН
Образ жертвы в истории: стратегии культурной репрезентации и конкуренция нарративов


22 апреля 2019

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия
Доцент кафедры теоретической и социальной философии 
Кандидат философских наук, доцент

 

В статье анализируется функциональная методология изучения жертв в теории культуры. Автор выделяет трех основных представителей данной методологии – Э. Дюркгейма, М. Энаффа, Д. Александера. Дюркгейм выявляет социальную природу и направленность жертвы на укрепление коллективной солидарности. Энафф выстраивает коммуникативную структуру жертвоприношения, состоящую из трех основных компонентов – виновника, жертвы и адресата жертвоприношения, в качестве которого выступает само сообщество. Александер впервые соотносит индивидуальную жертву с коллективной травмой. Он акцентирует внимание на том, что появление образа жертвы может быть отодвинуто от самого события на годы или даже десятилетия. Поэтому следует говорить о процессе травматизации прошлого, в рамках которого виктимизация позволяет обеспечить эмоциональное сопереживание и сопричастность представителей сообщества общему прошлому. На примере культурного конструирования жертвенного поступка Ивана Сусанина автор демонстрирует стадии процесса травматизации, а также анализирует механизмы символической борьбы между отдельными культурными нарративами (родовым и региональным), пытающимися приватизировать жертву и включить ее в собственную локальную историю. Данные нарративы не просто включаются в официальное повествование об Иване Сусанине, а демонстрируют определенную самостоятельность и умение символически перекодировать отдельные элементы жертвенного мифа.


Вернуться назад