ИНТЕЛРОС > №4, 2014 > Креативная природа идеала

Виктор ПОЛИЩУК
Креативная природа идеала


25 апреля 2016

Виктор Иванович ПОЛИЩУК
Тюменский государственный университет
(Филиал г .Ишим),
г. Ишим, Россия
Кафедра русской и зарубежной филологии,
культурологии и методики их преподавания
Доктор философских наук,
Профессор

В статье исследуется проблема идеала. История культуры показывает, что природу идеала можно понять лишь в его соотношении с идолом. Оба они выражают собой стремление человека видеть, но идол — это деланный, рукотворный идеал. Иными словами, между идеалом и идолом возникает пространство человеческой — физической или умственной — деятельности, результатом которой является копия идеала. Креативность идеала определяется и его структурой — единством таких ценностей, как истина, добро и красота, а также соответствующими чувствами. С компонентами идеала связан и вопрос о его источнике. Один из лучших ответов на этот вопрос дан Ф. М. Достоевским в романе «Братья Карамазовы». Противоречие в вопросе об источнике идеала: он не может быть задан человеку ни внешним, ни внутренним образом. Идеал — это испытанные когда-то состояния истины, добра и красоты. Поэтому мы расположены в пользу своего прошлого, и оно всегда идеализируется нами.


Вернуться назад