Журнальный клуб Интелрос » Международный журнал исследований культуры » №1, 2013
В эссе предлагается краткое введение в нарративистскую проблематику, сообщается о том, как и почему в гуманитарных науках появляется метафорическое понятие нарративного поворота, тематизируется методологический статус этого понятия. Кроме того формулируются ключевые общие идеи и интуиции, актуальные для дисциплинарных исследований в контексте нарративного поворота, в том числе в его отношении к иконическому повороту, также предлагается открытое понятие нарратива
С определенной степенью уверенности можно заключить, что первым метафорическое словосочетание «нарративный поворот» (или «нарративистский поворот») относительно недавно, в 1992 г., произнес канадский лингвист и теоретик литературы Мартин Крейсморт в статье Trusting the Tale: Narrativist Turn in the Human Sciences. В статье он говорит о том, что нарратив — это область кросс-дисциплинарных взаимодействий и медиаций, и собирает воедино все, что имеет отношение к нарративу в самых разных науках (филологии, историографии, психоанализе, философии, экономике и т. д.), рассматривает его одновременно как предмет (форму письменного или устного дискурса) и как инструмент познания (например, нарративистское прочтение некоторых философских теорий), описывает сложную конфигурацию нарративного поворота, включающую множество «разнообразных троп» . Здесь приводится большой диапазон ключевых имен от Фрейда и французских нарратологов до Лиотара, Макинтайра и Джеймисона, а также десятки систематических работ 1980-х годов, специально посвященных роли нарратива в науке, литературе,е в целом. Большинство этих имен уже прочно закрепились в обзорной и справочной литературе по нарративистике, нет нужды их здесь повторять. То есть мы видим, что как и целый ряд других провозглашенных «поворотов» в гуманитарных науках за последние полстолетия, понятие нарративного поворота носит постфактумный, констатирующий характер, фиксирует уже сложившуюся к этому моменту методологическую конфигурацию исследовательских и — о чем скажем чуть позже — культурных практик.