ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Идеология глобального капитализма: нарратологический анализ

Арсений ТАРАБАНОВ
Идеология глобального капитализма: нарратологический анализ


09 мая 2014

В современном капиталистическом / пост-капиталистическом мире мы не можем говорить о какой-либо целостной идеологической системе. На смену ей приходит множество экономических и политических нарраций, продуцируемых самыми различными акторами, как в рамках теоретического дискурса, так и в структурах повседневного мышления. Множественность нарративов неразрывно связана также и с феноменом «локальной рациональности», во многом определяющим экономическую ментальность глобального капитализма.

 

ажущаяся множественность финансовой информации, циркулирующей в глобальных массмедиа различных типов, на самом деле, может быть упорядоченa на основе ограниченного ряда моделей и формализована посредством методов нарратологического анализа. Наиболее практически применимым здесь представляется так называемый актантный анализ, предложенный еще в 60-ые годы прошлого столетия французским семиологом литовского происхождения А. Греймасом для интерпретации различных идеологических манифестаций. По сути дела, наполнение некоторой актантной модели может быть раскрыто через мифологическую манифестацию в любой тематизированной области (экономика, литература, религия и проч.) Данная актантная структура в основных чертах совпадает с предложенной А. Греймасом операциональной моделью, в сфере, где имеет приоритет практическая манифестация. Эта манифестация — сфера инвестирования на уровне предприятия (как рассматривает Греймас), но настоящая модель достаточно эффективна для аналитики также и на уровне личных финансов, на уровне экономической повседневности. Французский семиотик опирается на современные ему материалы социологических исследований отношения к инвестициям различных социальных групп. Материалы, полученные в результате опросов и исследований, наглядно поддаются интерпретации в рамках актантной модели. Греймас опирается, в частности, на развернутое интервью главы одного французского предприятия, который пожелал описать для внешних исследователей свою деятельность, а в конечном итоге, трансформировал ее в совокупность пропедевтически-преподнесеных, другими словами, идеологически мотивированных, мифологизированных поступков, базирующихся на имплицитной актантной структуре.


Вернуться назад