ИНТЕЛРОС > №1, 2013 > Гений места и гений текста. Опыт наррации одного текстологического существования

Александр ЛЮСЫЙ
Гений места и гений текста. Опыт наррации одного текстологического существования


09 мая 2014

Каждый локальный текст культуры имеет свою иерархию «гениев места», корректируемую глобальным «вкусом» текста. Текстологическая концепция культуры автора — культуры как суммы и системы локальных текстов — преломляется в сюжете последовательного участия автора в четырех конференциях на юге России и в Крыму. Основным из словарей самоописания становится словарь Даля, философия имени дополняется семиотической мутацией.

 

Заявленная в названии данных заметок дихотомия двух «гениев» отчасти соответствует установленной И. Кантом и позднее переосмысленной Х.-Г. Гадамером взаимосвязи вкуса и гения: «Искусство гения состоит в том, что он делает “сообщаемой” свободную игру познаваемых способностей, отсюда вытекают и эстетические идеи, которые он открывает. Но сообщаемость душевного состояния, настроения, обозначает и эстетическое удовольствие вкуса, который представляет способность суждения, то есть является вкусом рефлектирующим, но объект его рефлексии — это опять-таки то душевное состояние оживления познавательных способностей, которое в равной мере проявляется как в прекрасной природе, так и в прекрасном искусстве. Следовательно, значение понятия гения систематически ограничивается особым случаем прекрасного в искусстве, в то время как понятие вкуса, напротив, универсально». Каждый локальный текст культуры имеет свою иерархию «гениев места», корректируемую глобальным «вкусом» текста. В когнитивнопрагматических условиях такого диалога нарратив — «это множественность смыслов, «реализуемых говорящими для достижения коллективной макроинтенции на основе интертекстуальной конгломерации локальных ментальностей, это дискурсивный способ конструирования события и компонент коллективной макростратегии»


Вернуться назад