ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Парадигмы смерти

Марат МУСИН
Парадигмы смерти


02 мая 2017

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова,
Ярославль, Россия 

 Кафедра философии, доцент,
кандидат философских наук

Статья посвящена раскрытию парадигм (метафизических образов) смерти, присутствующих в опыте смерти и его осмыслении в культуре. «Смерть живая» – метафизический образ, лежащий в основании культуры премодерна (традиционного общества) и модерна. В премодерне необходимо выделить две концептуальные формы: манифестационизм и креационизм. Являясь круговоротом самого по себе неподвижного Сакрального, жизнь в магическом мире манифестационизма носит абсолютный характер. Это жизнь, которая не исключает смерть, поэтому смерть в одном состоянии есть в то же самое время рождение в другом. Абсолютная смерть как уничтожение и отсутствие являет себя в монотеистическом креационизме. Смерть здесь уже не источник и мера жизни, а ее предел, который пролегает как рубеж, разделяющий Время и Вечность. Креационистский опыт смерти как рождения Духа, трансцендентального Субъекта получает свою концептуализацию в дуалистической метафизике Декарта, который выдвинул монотеистическую альтернативу тезису о тождестве бытия и мышления, лежащего в основе высокой языческой (домонетеистической) метафизики – индуизма и античной философии. «Смерть Бога» как центральное событие модерна, с одной стороны, представляет собой порождение Человека как смыслообразующего субъекта, а с другой, – опредмечивание трансцендентального Субъекта, его редукцию к «Я», имманентизацию, «очеловечивание». В антропоцентристском мире опыт смерти есть опыт порождения индивидуума – совершенно новой модальности человеческого бытия по сравнению с парадигмой сакроцентризма. Постмодернистский метафизический образ смерти можно обозначить как «Смерть мертвая». Эта смерть стерильна, она ничего не порождает, а способна только к уничтожению, омертвлению жизни. Постмодернистский человек (дивид) не может умереть, так как он и не живет.

 

Paradigms of Death

Marat MUSIN 
P. G. Demidov Yaroslavl State University, Russia

Department of Philosophy, Associate Professor, PhD

mu_sin@mail.ru

The article is devoted to the paradigms (metaphysical images) of death and its reflection in culture. One identifies two conceptual forms in premodern condition: manifestatsionizm and creationism. Death as absolute annihilation and the absence manifests itself in the monotheistic creationism. Death here is not the source and measure of life, and its limits. «Death of God» as the central event of modernity is a product of man and the objectification of the transcendental subject. In the anthropocentric world the experience of death is the experience of generating the individual – an entirely new modality of human being in comparison to the sacrocentric paradigm. The postmodern metaphysical image of death can be described as «Death dead». This death is sterile; it does not produce anything.


Вернуться назад