ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Танатология культуры: случай Византии

Константин ОЧЕРЕТЯНЫЙ
Танатология культуры: случай Византии


02 мая 2017

Санкт-Петербургский государственный университет,
Россиия 

Центр медиафилософии, Ученый секретарь,
кандидат философских наук

Несмотря на то, что вопрос о гибели культур представляется достаточно исследованным, а в моделях, описывающих логику расцвета и упадка культур современная теория не испытывает недостатка, все еще не до конца исследованным остается вопрос о возможности одной «фактически мертвой» культуры жить за счет другой «фактически живой». Данная статья на примере Византии предлагает попытку описания смерти культуры как стремления «живого содержания» перейти в неживую форму для того, чтобы сохраниться в ней, застыть, претерпеть «мумификацию в образе» и передать информацию о себе дальше по доступным жизни «неорганическим» каналам. Анализируются сущностно-типологические следствия «перевода» танатологического шифра Византии в культурный код России и Европы.

 

Thanatology of Culture: the Case of Byzantium

Konstantin OCHERETYANY 
St. Petersburg State University, Russia

Centre for Media Philosophy,
Scientific Secretary, PhD

ocherk.on@yandex.ru

Despite the fact that the question of cultural decline is quite explored, and models of describing the logic of the rise and the fall of cultures are presented in modern theory, the question of possibility for a «virtually dead» culture to live by means of the other «virtual live» culture it is still not explored. In this article an attempt to describe the culture of death as a desire to survive and translate information about itself through «inorganic» channels on the example of Byzantium is offered. The consequences of «translation» of thanatological cipher of Byzantine in Russian and European cultural code are analyzed.


Вернуться назад