ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > Психологические закономерности восприятия традиционной / нетрадиционной музыки и их мозговые корреляты Дмитрий СПИВАК, Евгений ПУСТОШКИН, Анна ХЕСИНА, Андрей ЗАХАРЧУК, Ирина СПИВАК
|
Дмитрий Леонидович СПИВАКРоссийский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Россия
Евгений Андреевич ПУСТОШКИНМеждународный интегральный институт
Анна Андреевна ХЕСИНАИнститут мозга человека Российской Академии Наук (ИМЧ РАН),
Андрей Генрихович ЗАХАРЧУКВоенно-Медицинская Академия им. С.М. Кирова
Ирина Михайловна СПИВАКИнститут цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), Санкт-Петербург, Россия
Статья 1. Психологические закономерности Изучены психологические процессы и состояния при восприятии музыки 63 нормальными молодыми русскими городскими жителями. Установлено, что в первую очередь затрагиваются примитивные в структурно-функциональном и онтогенетическом отношении стратегии совладания со стрессом (конфронтация, бегство-избегание), а также базовые психологические защиты (подавление). Прослежены также различия в восприятии музыки, традиционной для данного контингента (легкой классической европейской) и нетрадиционной для него (дизайнер-музыки), в первую очередь по линии общего психологического напряжения (невротизации).
Psychological Effects of Perception of Traditional / Non-traditional Music and their Brain Correlates. Dimitry SPIVAK Head of Center for Basic Sociocultural and Cultural Psychological Studies Human Brain Institute, Russian Academy of Sciences, St. Petersburg, Russia Principal Research Fellow, Doctor of Sciences (in Philology) d.spivak@mail.ru Eugene PUSTOSHKIN Psychologist eapustoshkin@gmail.com Anna KHESINA Human Brain Institute, Russian Academy of Sciences, Postgraduate Student anna-khesina@yandex.ru Andrey ZAKHARCHUK Lecturer, PhD in Medical Sciences a.g.zaharchuk@gmail.com Irina SPIVAK St. Petersburg State University, Faculty of Biology, Associate Professor St. Petersburg State Polytechnical University, Chair of Medical Physics, irina_spivak@hotmail.com Psychological effects of perception of music by 63 normal young Russian city dwellers were studied. Stress coping strategies, primitive in functional and ontogenetic terms (confrontation, avoidance) were demonstrated to be primarily affected, as well as such basic psychological defense mechanisms, as suppression. Differences in the effects of perception of the traditional (light European classical) music and the non-traditional (contemporary designer) one were traced back, primarily at the level of general psychological tension. As a result, possible psychological mechanisms supporting the adaptive function of culture, are discussed. Вернуться назад |