ИНТЕЛРОС > №1, 2016 > «Мужество» как путь к бессмертию: к проблеме визуализации архетипа мужества в античной скульптуре времён классики Франциска ФУРТАЙ
|
Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Каждая историческая эпоха и культура по-разному видели смысл человеческого существования. Но было и нечто общее. Это общее определялось экзистенциальным смыслополаганием культуры. Смысл культуры, ее цели приобретали определённое содержание в зависимости от того, какое место в метафизической иерархии культуры отводилось человеку. Несмотря на различное понимание смыслов и целей человеческого бытия, за ними просматривается одна постоянная конечная цель – достижение бессмертия. В данной статье делается попытка увидеть и проанализировать связи между желанием античного человека обрести божественное качество бессмертия, художественными явлениями, дававшими формы для визуализации этого стремления, и философской рефлексией. Автор предлагает структурировать корпус героев древнегреческой скульптуры – ведущего искусства периода классики, - разделив их на десцентарные и асцентарные группы, что позволяет увидеть их генезиз и вычленить те социокультурные ценности, которые делали возможным переход человека из сферы обыденности в сферу исторического времени, а, следовательно, приближали к бессмертию. Скульптура, продолжившая традицию визуализации сакральных идолов, смогла ввести в художественное пространство новый тип асцентарного героя, который, исполняя социальную функцию репрезентации истории, «восходил» в мир бессмертных героев. Фундаментальным качеством, позволяющем войти в ранг асцентарных героев, предстаёт понятие «мужества» в специфической для классической античности трактовке, которую впервые предложил Платон в диалоге «Лахет».
«Virility» as a Way to Immortality: to the Problem of Courage Visualization in Ancient Greek Classical Sculpture Francisca FOORTAI Doctor of Science (in Arts), Professor ira_oza@msn.com Each historical era and culture defined the meaning of human existence differently. But there was something in common. It was determined by existential sense of culture. In other words, both meaning and his purpose acquired certain content depending on what place in the metaphysical hierarchy of culture was given to the person. This article attempts to see and to analyze the connections between the ancient desire of man to find the divine quality of immortality, artistic phenomena and philosophical reflection on this process. The author suggests to structure the body of the heroes of ancient Greek sculptures dividing them into «ascendes» and «descendes» groups. Вернуться назад |