ИНТЕЛРОС > №4, 2016 > Эстетика вещного мира. Три способа тематизировать дизайн

Екатерина АНАНЬЕВА
Эстетика вещного мира. Три способа тематизировать дизайн


15 февраля 2018

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия
Институт философии, кафедра философской антропологии 
Кандидат философских наук, старший преподаватель

 

В эстетической теории, ведущей свою родословную от И.Канта, морфология искусства трактуется в противопоставлении выразительных и изобразительных способов формообразования. Техническое творчество и дизайн оказываются на границах этих сфер и бросают вызов принятому в данном теоретическом подходе проведению границ между видами искусств. В статье реконструируются три возможных подхода обоснования места дизайна в эстетической теории – в логике кантовской эстетики, в логике теоретических аксиом марксистской эстетики (М.С.Каган, «Морфология искусства», И.И.Иоффе, «Синтетическая теория искусства»») и полемически настроенной к первым двум концепции «коллективной чувственности» И.М.Чубарова («Коллективная чувственность. Теории и практики левого авангарда», «Освобожденная вещь vs. овеществленное сознание»), в которых автор, ориентируясь на теорию и практику литературного и художественного авангарда формулирует новую гипотезу, описывающую существование вещи в художественном пространстве.

 

Aesthetics of the World of Things.
Three Ways of the Design Thematisation

Ekaterina ANANIEVA

St. Petersburg State University, Russia

Institute of Philosophy, Department of philosophical Anthropology

PhD, Senior Lecturer

emananjeva@rambler.ru

Three possible approaches towards justification of the place of design in the aesthetic theory are reconstructed in the article – within the Kant's esthetics, within the theoretical axioms of Marx' esthetics (M.S Kagan, “The art morphology”, I.I. Ioffe, “The Synthetic theory of art”, as well as within the polemically oriented towards the above mentioned conceptions “collective sensibility” by I.M. Chubarov (“Collective sensibility. Theories and practices of left vanguard”, “Liberated object vs. objectivated conscience”), in which the author, based on the theory and practice of literature and art vanguard formulates a new hypothesis describing objects existing in art space.


Вернуться назад