ИНТЕЛРОС > №3, 2018 > Психологические аспекты восприятия традиционной музыки пожилыми людьми и их мозговые корреляты

Дмитрий СПИВАК, Нэлли САМУС, Андрей ЗАХАРЧУК, Ирина СПИВАК
Психологические аспекты восприятия традиционной музыки пожилыми людьми и их мозговые корреляты


20 ноября 2019

Дмитрий Леонидович СПИВАК

Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Россия
Руководитель Центра фундаментальных исследований в сфере культуры
Ведущий эксперт Института мозга человека им. Н.П.Бехтеревой Российской Академии Наук (ИМЧ РАН), Россия
Доктор филологических наук

 

Нэлли Леонидовна САМУС

ФГБУЗ «Санкт-Петербургский Дом-пансионат ветеранов науки Российской академии наук», Санкт-Петербург, Россия
Директор
Кандидат медицинских наук, врач высшей категории

 

Андрей Генрихович ЗАХАРЧУК

Военно-Медицинская Академия им. С.М. Кирова
Санкт-Петербург, Россия
Преподаватель 2-ой кафедры терапии усовершенствования врачей, кандидат медицинских наук
Санкт-Петербургское Государственное казенное учреждение здравоохранения Хоспис №1
Заведующий выездной патронажной службой

 

Ирина Михайловна СПИВАК

Институт цитологии Российской академии наук (ИНЦ РАН), Санкт-Петербург, Россия
Старший научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет, биологический факультет, доцент
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, кафедра медицинской физики, доцент
Кандидат биологических наук

Статья 1. Психологические аспекты

В статье представлены результаты исследования психологической динамики группы из 19 старых и пожилых русскоязычных городских жителей в возрасте 84±7 лет, прошедших двухнедельный аудиокурс легкой классической музыки. Работа представляет собой часть долгосрочной программы изучения фундаментальных механизмов культурного наследования, проводимой в рамках трудов Института наследия, с привлечением специалистов Института мозга человека РАН, и ряда других отечественных академических учреждений. Контрольная группа состояла из 20 практически здоровых молодых русскоязычных городских жителей, в возрасте 22±4 года, наблюдавшихся в сходных условиях. Пакет психологических тестов включал определение уровня когнитивной компетентности по М.Фольштейну с соавт., уровней тревоги и депресии по А.Зигмонту с соавт., уровней психической активации, напряжения, комфортности, интереса и эмоционального напряжения по Н.А. Курганскому с соавт., а также субъективную оценку удовлетворенности качеством жизни по Дж.Эндикотт с соавт. Каждая из указанных четырех методик была проведена дважды, то есть перед началом аудиокурса, и непосредственно после его окончания. Параллельно была проведена регистрация паттернов мозговой активности в диапазонах как быстрой, так и сверхмедленной активности, а также сбор биографической и анамнестической информации. Как следствие прохождения аудиокурса музыки, принадлежавшей полю культурного наследия респондентов как пожилого, так и молодого возраста, было установлено общее наличие у них позитивной динамики психологических процессов и состояний. В случае пожилой группы, статистически значимые сдвиги были зарегистрированы в случае индекса когнитивной компетентности, а также индекса субъективной удовлетворенности качеством жизни. Судя по данным факторного анализа, данные индексы являются независимыми друг от друга. При этом индекс субъективной оценки качества жизни проявляет тенденцию к корреляции с индексами психической активации по опроснику Н.А. Курганского, как до прохождения аудиокурса, так и после него. В состав данного фактора входит также и индекс депрессии. Таким образом, высокая оценка качества собственной жизни проявляет тенденцию к прямой корреляции с высоким уровнем психической активации, интереса, комфорта и эмоционального тонуса, а также с пониженным уровнем депрессии. Прочных коррелятивных связей такого рода для индекса когнитивной компетентности в случае пожилой группы выявить пока не удалось.


Вернуться назад