ИНТЕЛРОС > №12, 2011 > Цыганский вопрос в Европе - символ социальной опасности

Каргалова М.В.
Цыганский вопрос в Европе - символ социальной опасности


12 марта 2012

Их называют по-разному в 27 государствах-членах Европейского Союза: «цыгане», «житаны», «ромалэ», «мануши», «джипси», «синди», «бродячие люди». Они предпочитают называть себя – «ромы», поясняя, что «ром» означает «человек». Это понятие, по мнению известного специалиста Ж.-П. Льежуа, несет заметное политическое содержание: «Идентичность «ромов» связана неразрывно с как с политической идентичностью, так и с идентичностью фольклорно-культурной» 1.

Миллионы представителей этого народа передвигаются постоянно по территории Европы, превратившись, по мнению многих европейцев, в «символ социальной опасности». Почему в Европе, известной своей терпимостью и приверженностью к соблюдению прав человека, именно этот вопрос приобрел небывалую остроту?

В условиях глобализации и расширения международного сотрудничества всё большее количество людей по разным причинам меняют место своей работы и проживания. Проблемы, связанные с миграцией, приходится решать практически каждой стране. Конфликты на этнической почве вспыхивают в разных уголках нашей планеты. c порой перетекают в межрелигиозные и социальные столкновения и начинают представлять серьезную угрозу для социальной безопасности общества.

Проблема усугубляется и тем, что, помимо возникновения сложностей, связанных с взаимоотношениями внутри многонациональных государств, Европа стала «меккой» для многочисленных потоков мигрантов, стекающихся на её территорию из проблемных европейских регионов и из других континентов.

Причины - самые разнообразные: от бедственной экономической ситуации до острых политических потрясений и конфликтов на религиозной и этнической почве. Среди миграционных потоков не только легальные мигранты, перемещающиеся в соответствии с принципом свободного движения и имеющие правовое обеспечение, но и люди, зачастую без документов, незаконно проникающие на территории других стран.

Давление миграционных потоков на инфраструктуру и социальную ткань общества, открываемые ими возможности, как и порождаемые угрозы, относятся к числу наиболее сложных проблем, с которыми сталкивается современная Европа.

На территории Европы соседствуют десятки стран разного калибра. Они отличаются друг от друга уровнем экономического развития, структурой систем социальной защиты, культурно- религиозными нюансами, политикой государственной власти и отношениями между коренным населением и национальным меньшинствами.

Условия для сохранения социальной стабильности, проблемы профессиональной и социальной адаптации иммигрантов, формирование регулируемых рынков труда требуют выработки обоснованной стратегии в области миграционной политики и создания механизмов управления миграционными потоками.

Ведомая своими демократическими традициями гуманистическими идеалами Европа всегда придерживалась принципов открытости и готовности принять и защитить тех, кто нуждался в помощи. «Европейские страны, в соответствии со своими политическими требованиями, а также с учетом социально-экономических характеристик иммигрантов, конструировали национальные модели социальной интеграции иммигрантов» 2.

Многомиллионные отряды беженцев и переселенцев неравномерно распределяются по территории Европы и вызывают неоднозначную реакцию со стороны ее граждан, по – разному пытаясь приспособиться к жизни стран, в которых оседают. Среди них особое место занимают мигранты цыганского происхождения, заметно отличающиеся от привычного европейцам имиджа

мигрантов своими традициями, менталитетом, образом жизни, восприятием общепринятых цивилизационных ценностей.

Выходцы из Индии, цыгане появились в Европе еще в ХУ веке. Передвигаясь через Средний Восток и Византийскую империю, их мигрирующие массы на 80% осели именно в Европе, заселяя в основном её южные районы. Во время Второй мировой войны 600 тыс. представителей этого народа были уничтожены нацистами. Их численность до сих пор остается неустановленной – от 2 до 10 млн. С начала 90-х годов цыгане оказались в круговороте изменений, которые трансформировали геополитический пейзаж Европы.

Ещё в 1994 году Европарламент, оценив серьезность проблемы, поставил вопрос о социальной и экономической интеграции цыган и принял соответствующую политическую резолюцию. В 2004 году после расширения Евросоюза за счет стран Центральной и Восточной Европы 1,4 млн. цыган стали гражданами ЕС и, следовательно, в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года получили те же права, что и остальные европейцы. Они были официально признаны национальным меньшинством. На сегодняшний день - это самое многочисленное европейское меньшинство говорит на множестве диалектов и ведет традиционно бродячий образ жизни. Кстати, это их право официально подтверждено ЕС. Одновременно был запущен целый ряд программ для интеграции цыган в жизнь Сообщества. Однако 69% цыган до сих пор жалуются на дискриминацию на территории Евросоюза. Одновременно фактом является и то, что 77% населения в 27 государствах-членах считают, что принадлежать к меньшинству «ромов» - «неприлично в нашем обществе». Это свидетельствует об особенности менталитета европейского общества (массовое неприятие цыганского меньшинства), от которой всего шаг до дискриминации со стороны государственной власти 3.

Нельзя не признать, что в настоящее время это официально признанное меньшинство страдает от различных форм дискриминации. Они, как, впрочем, и некоторые другие этнические группы, жалуются на жесткость политической, социальной и экономических систем, сложившихся в ряде европейских стран, что мешает им интегрироваться и пользоваться своими правами. Это касается многих аспектов повседневной жизни: затрудненный доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, недостаточные меры по приему иммигрантов, ограниченная свобода движения, дискриминация при найме на работу и т.д. Все это зафиксировано в многочисленной научной литературе и документах институтов Европейского Союза.

Рассеянные по многим государствам-членам ЕС цыгане в основном имеют национальную принадлежность Румынии, Болгарии, Испании, Словакии, что дает им право претендовать на европейское гражданство, которое в соответствии с положениями договора о ЕС предусматривает широкий круг прав, в том числе специфических:

 

1. Право передвигаться и пребывать свободно на территории ЕС (статья 17);

2. Право голосовать и выдвигать свою кандидатуру на муниципальных выборах и выборах в Европарламент, в каком бы государстве-члене гражданин ЕС ни находился (статья 19);

3. Доступ к дипломатической и консульской защите другого государства-члена вне границ ЕС в случае, если его собственное государство не имеет там своего представительства (статья 20);

4. Право обращаться с петицией в Европейский парламент или к омбудсмену (статья 21).

5. Кроме того, ни один гражданин не должен подвергаться дискриминации по причине своей национальности (статья 12) 4.

Таким образом, формально цыгане в качестве граждан ЕС пользуются юридическими, социальными и другим правами, гарантированными ЕС. В действительности же их ситуация сильно отличается от положения других европейцев. И речь идет не о нежелании руководства Европейского Союза решать проблему в духе принципов, на которые опирается Европейская социальная модель, определяющая интеграционное развитие ЕС: социальная справедливость, социальная солидарность и т.д.

В тугой узел завязаны желания, претензии, противоречия, возможности, традиции многонационального Сообщества. В 2008 году в Брюсселе впервые состоялся саммит, рассмотревший специально цыганский вопрос. Его название говорит само за себя – «Европейская платформа за интеграцию цыган в общество». Отклики на эту инициативу были самыми оптимистичными. Пресса единодушно приветствовала намерение руководства ЕС « серьезно взяться за решение одной из самых горячих проблем ХХ1 века». Однако уже скоро стало ясно, что быстрого результата добиться не удается и предлагаемые, но не всегда исполняемые меры явно недостаточны для решения вопроса. Учитывая не спадающую остроту проблемы и нарастание социальной напряженности в ряде европейских стран, а также недостаточность мер, принимаемых властями для урегулирования ситуации, руководство ЕС в 2010 году созывает второй саммит, посвященный цыганскому вопросу, в Корду (Испания). В своем выступлении вице-председатель Европейской комиссии Вивиан Рединг вынуждена была констатировать: «Несмотря на все наши усилия, ситуация с «ромами», кажется, зашла в тупик». Газета «Монд» на своем сайте отмечала весьма скромные результаты саммита, назвав его «дебатами экспертов». Действительно, почти треть глав государств и правительств Сообщества проигнорировали сессию в Корду, несмотря на то, что столкновения между коренным населением и «бродячими людьми» наблюдались во многих государствах-членах ЕС.

Что же не позволяет многоопытной Европе урегулировать проблему и погасить тот самый «очаг социальной опасности», который вспыхивает в разных странах Евросоюза? Почему европейцы, гордящиеся своими гуманистическими традициями, приверженностью к уважению прав человека и демократии, допускают дискриминацию в отношении самого крупного национального меньшинства? Каковы причины того, что цыгане стали «козлами отпущения», обвиняемыми во всех грехах, что стереотипом стал их негативный имидж и налицо нежелание «впускать» их в свою налаженную и упорядоченную жизнь?

Что же представляет из себя сегодня этот имеющий древние корни народ? Что заставляет современных цыган непрерывно менять место дислокации, вступать в конфликты с населением посещаемых ими стран? Уже упоминалось, что основная их масса движется из Восточной Европы, стран, недавно ставших членами Европейского Союза. Непрерывным потоком они тянутся в Германию, Францию, Бельгию и т.д., мотивируя это плохими условиями жизни и отсутствием работы дома. Другими словами, вроде бы цыгане являются экономическими беженцами. Но их поведение и отношение к трудовой деятельности мешают согласиться с этим.

На саммите в Корду Европейский Совет признал, что социальная интеграция этого национального меньшинства «плачевна и скандальна». Мало того, что уровень жизни и социальной защиты в странах, которые они покидают в массовом порядке (Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия, Македония, Словакия) значительно ниже, чем в других государствах-членах. Мигранты цыганского происхождения жалуются на дискриминацию и акты насилия, которым они подвергаются. Дело иногда доходит до прямых столкновений с населением и местными властями (например, бунт цыган в Словакии в 2004 году, конфликты, спровоцированные правыми экстремистами в Венгрии и Чехии, массовые акции протеста против «ромалэ, прокатившиеся осенью 2011 года по всей Болгарии).

Большинство представителей этой национальности (80%) не имеют постоянной работы, 28% неграмотны. В 2008 году Европейский суд осудил акт помещения цыганских детей в школы для умственно отсталых. Но лишь 37,5% из них осиливают курс общеобразовательной начальной школы, зачастую просиживая в начальных классах по нескольку лет и покидая в 18 лет государственные учебные заведения без аттестатов (со справками). Среди учащихся лицеев – их 3,9%, а студентов высших учебных заведений - всего 0,1%. Если же речь идёт о девочках, то, как правило, они становятся матерями уже в 12 – 14 лет и полученное право на школьное образование не входит в планы их семей.

Весьма распространенный в их среде лозунг: « Цыгане имеют право искать собственный путь к прогрессу!». Работа, предлагаемая им в странах, куда они приезжают, подавляющее большинство не привлекает. С одной стороны, это действительно низкооплачиваемая работа. Впрочем, для любой другой требуется определенная квалификация. Поэтому вместо заработка, соответствующего уровню выполняемой ими работы -5-60 евро в день, они предпочитают, собирая милостыню (в среднем не менее 100 евро в день) оставаться «свободными». В это понятие они вкладывают своеобразный смысл.

«Свобода движения – наше естественное право, а пограничный контроль или депортация – нарушение закона». «Если законы не уважают нас, мы не уважаем их. Мы это делали и будем делать». «Только не уважающий себя народ оказывает уважение преступникам в униформе. Полиция совершает аморальные действия». «Цыгане свободны выбирать землю, где жить. Границы создают опасность». «Где есть незанятые земли и дома, мы имеем право на них и не спрашивая разрешения».

Своеобразно понимается также полученное право на жилище. В соответствии с многочисленными программами социальной адаптации практически во всех странах строятся целые городки или кварталы, где цыганским семьям предлагается бесплатное жилье, оборудованное всеми современными удобствами. Однако часть этих домов остается незаселенными и через 2 – 3 месяца строения зияют разбитыми стеклами, высаженными рамами. Выносятся и распродаются ванны, унитазы, двери, карнизы, отвинчиваются даже краны и дверные ручки, вырываются провода.

По всей Европе расползаются группы цыган, занимая пустующие дома, оборудуя себе временные стоянки вдоль дорог или в предместьях больших городов. Обычно это целые обозы так называемых «караванов» (специальных фургонов для путешествий). Создаются многочисленные лагеря мигрантов, чаще всего несанкционированные. Для обустройства на новом месте они обязаны получить разрешение местных властей, которые далеко не всегда идут на это, предвидя очевидные социальные последствия и учитывая мнение жителей. Нельзя отрицать, что причиной враждебности являются антисоциальные привычки цыган, их неуважительная манера общаться и сомнительные занятия (нищенство, воровство, мошенничество, проституция и пр.). Опыт показывает, что такие «путешественники» плохо уживаются с местным населением, упорствуя в своих привычках, отказываясь от сотрудничества. Многие считают, что власти сами приучили цыган к безнаказанности.

С другой стороны, нередко предрассудки и даже национализм местных жителей, чувство своего мнимого превосходства приводят к взаимному непониманию двух категорий населения. Даже если «пришельцы» намерены вести оседлый образ жизни и находят себе легальное занятие, стать их соседями никто не желает. Рассказывали, что даже продать квартиру или дом, если рядом поселились цыгане, практически невозможно.

«Попробуйте жить по соседству, увидите сами!». «Уже через несколько дней ясно, почему они маргиналы в своих странах». «Мы не привыкли жить в грязи и на свалке». «Зачем брать на иждивение этих странных туристов?» - жалуются местные жители.

Такие жалобы имеют под собой почву. Мало того, что уклад жизни цыган, их привычки, уровень культуры и коммуникабельности, отношение к труду чужды законопослушным европейцам. Вызывает неприятие их демонстративное неуважение к правилам поведения и законам, нежелание социальной адаптации в обществе, в которое они вливаются. Между тем этот народ весьма тщательно изучил возможности пользоваться социальными завоеваниями и различными льготами, услугами и правами, гарантированными государством.

Цыгане из Чехии и соседней Словакии придумали себе замечательное и ставшее массовым времяпровождение. Они арендуют автобус, чтобы к вечеру пятницы приехать в Данию. Там они дружно просят политического убежища. Поскольку во время уик-энда государственные учреждения не работают, в соответствии с законами этой страны приехавшим «беженцам» предлагают подождать до понедельника. Но по датским законам людям, ожидающим решения государственных органов власти, предоставляется гостиница и деньги на питание для каждого члена семьи. В эту поездку многодетные цыганские семьи едут особенно охотно. Получив деньги, они отправляются на шопинг. В понедельник, естественно, получив отказ от датских властей и оплаченный билет на обратный автобус, они благополучно возвращаются домой, а в пятницу снова приобретают билеты на заветный автобус.

Как правило, целью своих путешествий мигранты выбирают страны, известные своим высоким уровнем жизни и социального обслуживания. Не случайно 40% их них хотят обосноваться во Франции: 15 тыс. выходцев из Восточной Европы уже сделали это. Всего во Франции, насколько это возможно посчитать, от 500 тыс. до 1,4 млн. цыган. Именно эта страна оказалась в эпицентре скандала, связанного с массовой высылкой иммигрантов. Большинство из выдворяемых в свои страны (Румыния, Болгария) приехали самовольно, также без разрешения властей раскинули целую сеть незаконных лагерей, вызвав протесты местного населения и регулярно провоцируя социальные столкновения и конфликты с полицией. Правительством было решено эвакуировать 300 незаконно устроенных цыганских лагерей и выслать их обитателей в места первоначального проживания. Глава правительства Фр. Фийон объявил о намерении действовать «твердо, последовательно и справедливо, поскольку долг государства – обеспечить уважение законов республики». В Румынию и Болгарию должны были быть немедленно выдворены те, кто нарушает общественный порядок и угрожает социальной безопасности. В 2009 году более 10 тыс. цыган были высланы в Румынию после переговоров с представителями этой страны. Правда, уже в следующем году 2\3 из них вернулись обратно. Причем многие воспринимали высылку как бесплатный вояж на родину. Закупив на выплаченные им компенсации подарки для родственников и друзей, через 2-3 месяца, как, иронизируя, писала газета «Нувель обсерватер», возвращались обратно и весело кричали «Ку – ку, это снова мы!» Кстати, после вхождения Румынии в ЕС они стали гражданами Евросоюза и их высылка оказалась связана с большими юридическими проблемами, которые приходилось решать французам.

На Францию обрушилась волна негодования со стороны правозащитников и ярых приверженцев демократии. Однако оказалось, что проблема не обошла стороной и другие страны. Так, в Италии после скандала, связанного с убийством, совершенным молодым цыганом, и столкновений с местным населением власти приняли решение обнести бетонной стеной квартал, где поселились иммигранты. Желающим предложили помощь в возвращении на родину (авиабилет, 400 евро на дорогу и 3.000 для обустройства дома). Причем это касалось не только цыган, но и других европейских граждан, которые представляли угрозу социальной безопасности.

Германия признала цыган национальным меньшинством, но 10 тыс. из них не имеют разрешения на пребывание в стране и по решению властей должны быть постепенно депортированы.

Новое консервативное правительство Великобритании, где насчитывается 200 тыс. «джипси», намерено ужесточить законодательство против незаконного занятия территорий и зданий. Дополнительные права предоставлены полиции для борьбы с «отказниками».

Сложно проходит интеграция цыган в Греции. Там полным ходом идет высылка нелегалов с помощью полиции. Началось выдворение цыган из Швеции, где 80% взрослых сидят без работы, пользуясь социальными пособиями, а большинство детей не посещает даже начальную школу. Португалия (где обосновались 50 тыс. цыган) заявила о намерении выслать всех, кроме рожденных или приехавших до 10-летнего возраста на ее территорию. Швейцария в ноябре 2010 года провела референдум о высылке из страны иностранцев, нарушивших ее законы. Предусматривается лишение гражданства и запрет въезда в страну в течение 20 лет. В основном это коснулось иммигрантов из Румынии.

Терпимые словаки, для которых любой, проживающий на территории Республики, - словак, теряют свою рассудительность и благодушие, когда речь заходит о цыганах. Жалуются на их неуважительное отношение к окружающим, неаккуратность. У хозяев, пытающихся использовать их как рабочую силу, пропадает все, что плохо лежит. В супермаркетах кассиры предпочитают закрывать глаза на то, что пока мать загружает тележку продуктами, дети бегают по торговому залу, пробуют все, что им понравится, и выходят с карманами, набитыми сладостями. Иначе громкий скандал и обвинения в национализме неизбежны.

Довелось посетить городок, построенный для цыганского населения в курортном местечке Бойнице. Белые двухэтажные коттеджи и несколько четырехэтажных панельных домов. Но в отличие от чистеньких домов в окружении цветов и аккуратно подстриженных кустов в остальных районах городка на всем лежит печать какой-то заброшенности и запустения. На улицах мусор, пустые пластиковые бутылки и пакеты, на месте детских площадок гнутые железные балки, обломки досок и разноцветного пластика, ни одной клумбы или цветника. Зато на огороженных сеткой теннисных кортах и футбольных площадках тесными рядами паркуются автомобили. Машины стоят и возле каждого коттеджа. Практически над каждым окном тарелки спутникового телевидения. Дома заселены не все, но в пустующих жить уже невозможно. Как нам рассказали, уже через два месяца из них были вынесены рамы и стекла, ванны, плиты и пр.

На вопрос, как живут и где работают местные обитатели, нам объяснили, что мужчины не работают совсем, а женщины занимаются детьми, молодежь иногда ходит в школы. Живут в основном на социальные или детские пособия. Недавно возмущение вызвало решение властей платить пособия только до пятого ребенка, а их в цыганских семьях, как правило, больше. Многие не имеют документов, их заменяют так называемые «номерные карты», которые выдают младенцам, родившимся в медицинских клиниках. Это дает право на получение детского пособия, что для многих является единственным источником дохода. Раньше рождаемость вообще не поддавалась учету, поскольку это происходило в домашних условиях. Цыгане не платят налогов. Игнорируют необходимость оплачивать коммунальные услуги, отопление, электричество, газ. Подобная картина, к сожалению, наблюдается и в других странах Европейского Союза.

Понятно, что в реализации своей политики, направленной на интеграцию цыганского меньшинства, ЕС наталкивается на многочисленные трудности. Но частично вина за решение «цыганского вопроса» лежит и на самих представителях этого народа. Миграционная политика, политика социальной и профессиональной адаптации национальных меньшинств остаются больным местом для руководства Европейского Союза. Для решения проблемы прежде всего нужна политическая воля руководящих институтов и увеличение роли гражданского общества, в котором это крупное национальное меньшинство должно занять свое место.

Симптоматичны в этом плане слова испанского министра по равным правам Бибианы Аидо на саммите в Коду (2010 год). Она считает, что «ромы» или «житаны», как их принято называть в Испании, должны рассматриваться как «субъект, а не как объект социальной политики».

Не случайно такие слова прозвучали из уст представителя Испании. Эта страна имеет интересный опыт интеграции цыган, которых в настоящее время там насчитывается 650 тыс. Еще при правлении Франко Гражданский кодекс поставил на них клеймо «потенциально подозрительных» лиц. До сих пор подавляющее большинство остается жить в гетто. Газета «Фигаро» дает описание современных цыганских гетто: «Выщербленный асфальт, улицы, где сосуществуют бродячие собаки и чумазая детвора в лохмотьях. На тротуарах громоздятся кучи старого металлолома и поломанная домашняя техника. Добро пожаловать в Васи, самый крупный и давно существующий бидонвиль Европы». Он находится в Андалузии, в южных предместьях Севильи и растянулся на два километра. Там живет половина цыганского сообщества Испании, и сегодня здесь начали пробиваться ростки новой жизни. Самые младшие имеют возможность посещать ясли, где их кормят и воспитывают квалифицированные педагоги. Ясли начали создаваться в 2003 году по инициативе Ассоциации женщин, которая борется за эмансипацию «житан». Один из редких мужчин, которые их поддерживают, Анжел Монтойа женат на «пайе» (не цыганке) и с гордостью заявляет, что советует своим дочерям не связывать себя замужеством до 20 лет.

Конечно, говорить о революции нравов преждевременно, но налицо пробуждение активности женщин. Они постепенно начинают отходить от традиционного предназначения цыганских женщин – воспитывать большое количество детей. Доступность школьного образования и контроль над рождаемостью позволяют постепенно менять их образ жизни. Ни безразличие властей, ни упреки мужской части клана уже не могут полностью препятствовать движению женщин, объединившихся в десятки ассоциаций, рассеянных по всей стране. Не отказываясь от уважения традиций и своей культуры, они стремятся вписаться в современное общество, не ограничиваясь лишь только функцией быть матерью.

В 2006 году в Гренаде состоялся первый Саммит женщин – цыганок. На нем было решено активизировать разъяснительную работу среди цыганского населения страны, организовать центры по ликвидации неграмотности, оказывать помощь в трудоустройстве, поддерживать меры, предлагаемые институтами ЕС по интеграции цыганского меньшинства в сообщество 5.

«Наша цель – показать, что существует иная жизнь за пределами цыганских кварталов, что женщины имеют право на образование и здравоохранение, как и любой гражданин Испании», - заявила с трибуны Кармен, воспитательница из Факали, ассоциации, работающей в центре Севильи. По данным исследовательского социологического центра Испании в 2010 году 40% цыган не умели ни читать, ни писать против 80% в 1997 году. Большинство молодого поколения посещает школу по крайней мере до 12 лет, но только 30% из них становятся бакалаврами. Это связано часто с необходимостью для мальчиков идти работать, а для девочек с «долгом быть женой и матерью». Борьба за изменение менталитета стала главной целью Ассоциаций женщин.

Примером является судьба Пиляр Хередиа, первой цыганки, занявшей пост в государственном учреждении. Мать четырех детей, она возглавляет Ассоциацию женщин в Иербуене, работает в штате Института женщин в Мадриде и получила пост министра по социальным делам. «Я стала как бы мостом между администрацией и моим сообществом,- признается она.- Я стараюсь сломать стереотипы отношений как с одной, так и с другой стороны».

Деятельность цыганских организаций нередко находит поддержку со стороны других структур гражданского общества Европейского Союза. Так суровые меры, принимаемые во Франции по отношению к «бродячим людям», вызвали протестные выступления Комитета солидарности с «ромами» Марселя в регионе Прованс Альп – Кот д’Азюр. Комитет обратился с заявлением к властям с требованием обеспечить достойный прием и условия для проживания цыганам, подлежащим высылке из страны. Однако поддержка, оказанная Комитету некоторыми другими организациями, оказалась сведенной на нет реакцией местного населения после двух пожаров в восточном и западном предместьях Марселя на несанкционированных стоянках цыган в частных владениях и на обочине автострады, вспыхнувших по их собственной вине.

Таким образом, налицо пример, не раз проявлявшей себя разницы в поведении, образе жизни, отношении к окружающей среде и людям, проживающим в данной местности. Все это не позволяет решать проблему или хотя бы координировать усилия сторон.

На сегодняшний день приходится признать, что цыгане остаются одной из самых очевидных угроз социальной стабильности европейского общества. Европейцы дорожат своей идентичностью, стремятся сохранять ее, ограждая от любых угроз. Цыганское же меньшинство своим поведением задевает чувства европейцев, ценящих свои завоевания в экономической, политической и социальной сферах. Они демонстративно игнорируют устои жизни и даже законодательство принимающих стран. Но без стремления к адаптации, интеграции в высококультурное и организованное общество, без обоюдных усилий в этом плане решить проблему невозможно.

Безусловно, стремление Европейского Союза построить «Европу граждан», где благополучная и достойная жизнь была бы обеспечена всем, в том числе и представителям национальных меньшинств, имеет место быть. Меры, предлагаемые и принимаемые как Комиссией, так и национальными властями, со временем должны принести свои плоды. Однако существование в рамках ЕС государств разного уровня развития сильно осложняет положение. Цыганское меньшинство наглядно демонстрирует стремление искать наиболее благоприятные для него места пребывания, пользоваться экономическими и социальными завоеваниями, пусть даже за счет других.

Потребуются немалые усилия для того, чтобы разноуровневая Европа стала однородной с точки зрения социально-экономического развития, политика национальных правительств четко продуманной и справедливой по отношению ко всем, проживающим на их территории, а менталитет общества оказался способным к взаимопониманию и достижению разумных компромиссов.

Цыганский вопрос является частью общеевропейской миграционной политики, которая до сих пор стратегически не выстроена, и консенсус или хотя бы компромисс 27 государств-членов по этому сюжету не достигнгут.

Примечание

1 Liegeois J.-P. Roms et Tsiganes. Paris, 2009, p.4.

2 «Мигранты: социальная адаптация и конфликты», Доклады Института Европы № 201, 2007, с.35.

3 La discrimination dans l’Union Europeenne. Eurobarometre 263, 2007.

4 См. “Monde Magazine”, 2010, №39 http://www.rencontrestsiganes.asso.fr/spip.php? article 792.

5 http:www.rencontrestsiganes.asso.fr/spip/php?art.309. 


Вернуться назад