ИНТЕЛРОС > №5, 2012 > Соединенные Штаты и оборонный потенциал Израиля

Вячеслав Алдонясов
Соединенные Штаты и оборонный потенциал Израиля


21 июня 2012

 

 

На протяжении десятилетий Соединенные Штаты и Израиль поддерживали прочные двусторонние отношения, опираясь на долговременную, устойчивую произраильскую политику США. Израиль и США всегда заявляли, что их объединяют общие демократические ценности, скрепленные прочными стратегическими целями на Ближнем Востоке. 

 

Особенности американо-израильских отношений и американской иностранной помощи

На протяжении десятилетий Соединенные Штаты и Израиль поддерживали прочные двусторонние отношения, опираясь на долговременную, устойчивую произраильскую политику США. Израиль и США всегда заявляли, что их объединяют общие демократические ценности, скрепленные прочными стратегическими целями на Ближнем Востоке. Обе страны сближает их взаимная озабоченность антиамериканской и антисионистской внешней политикой Ирана, Сирии и действиями исламского экстремизма. Обе страны имеют глубокие исторические связи при активнейшей поддержке США, начиная со времени создания Израиля в 1948 году. С тех пор иностранная помощь США являлась и продолжает оставаться одним из основных компонентов укрепления этих связей. Тем не менее, на безоблачном «небе» американо-израильских отношений существуют некоторые «пятна»: разногласия по поводу израильских поселений на Западном берегу и в секторе Газа, а также не всегда согласованная с Соединенными Штатами продажа Израилем оружия в Пакистан, Индию и Китай. Но, несмотря на эти «пятна», сменявшие друг друга администрации президентов и большинство законодателей в США уже давно считают Израиль самым надежным стратегическим союзником на Ближнем Востоке и Северной Африке. Поэтому на протяжении многих десятилетий американские программы многосторонней помощи Израилю являются отражением внешней политики правящих кругов США.

Военная помощь США помогла Израилю радикально трансформировать свои вооруженные силы и превратить их в одну из наиболее технологически оснащенных армий мира. Американская военная помощь Израилю была ориентирована на поддержание Израилем передового «качественного военного потенциала» (КВП) по сравнению с военным потенциалом соседних стран. Это диктовалось тем, что Израиль был вынужден опираться на более совершенное вооружение и новейшие методы обучения военного персонала, помогающего компенсировать дефицит трудовых ресурсов страны при наступлении возможных потенциальных региональных конфликтов. Американская военная помощь частично предназначалась для закупки военной продукции, производимой на израильских оборонных предприятиях. Благодаря долговременной американской помощи была создана мощная, наукоемкая оборонная промышленность Израиля, которая входит в десятку лучших производителей и продавцов оружия мира.

На протяжении многих лет экономическая помощь США вносила оживление в вялую экономику Израиля. Однако со времени быстрого расширения высокотехнологического сектора Израиля в 1990-х годах, вызванного частично американо-израильским научно-техническим сотрудничеством и массовым пополнением высококвалифицированных научно-технических кадров за счет иммигрантов с высшим образованием из бывших республик Советского Союза, Израиль в настоящее время превратился в промышленно развитую страну с экономикой, сравнимой по ряду показателей с некоторыми развитыми странами Западной Европы и Восточной Азии. Со временем Израиль и США договорились о постепенном отказе от экономической помощи Израилю, осуществляемой на грантовой основе. В 2008 финансовом году Израиль перестал получать гранты из двустороннего Фонда экономической поддержки (ФЭП), являвшегося крупнейшим грантовым реципиентом с 1971 года.

Однако следует отметить, что использование иностранной помощи, предназначенной для ускорения ближневосточного мирного процесса, имело неоднозначные результаты. Обещание помощи США Израилю и Египту во время мирных переговоров в конце 1970-х убедили руководителей этих стран принять на себя риски поддержания мира. Оно также привело их к убеждению, что Соединенные Штаты должны возложить на себя обязательства по оказанию поддержки совместным с Израилем усилиям в поддержании мира в этом регионе. Содействие израильско-палестинскому мирному процессу оказалась гораздо более трудной проблемой для американских политиков, поскольку большинство экспертов считали, что иностранная помощь касалась решения сложных территориальных проблем и преодоления глубоко укоренившегося арабо-израильского недоверия, формировавшегося на протяжении десятилетий.

Иностранные критики стратегии американской помощи, в частности, на Ближнем Востоке, что американская военная помощь усугубляет напряженность в регионе. Многие арабские политологи считают, что американская военная помощь Израилю непосредственно продлевает страдания палестинцев. В прошлом Соединенные Штаты сократили кредитные гарантии для Израиля из-за продолжающегося строительства израильских поселений на спорных территориях. Несмотря на это, администрация Обамы не стала в одностороннем порядке сокращать военную или экономическую помощь в виде грантов для Израиля.

Израиль является самым крупным суммарным получателем американской международной помощи после окончания Второй мировой войны. С 1976 по 2004 гг. Израиль был также и самым крупным ежегодным получателем. С момента образования Израиля Соединенные Штаты оказывали также регулярную финансовую поддержку Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). Помощь осуществляется как в форме прямого финансирования израильских военных проектов и выделении денег на закупки вооружения, так и в предоставлении выгодных условий для закупки американского оружия. В период с 2001 по 2007 гг. финансовая поддержка США Израилю в денежном выражении составляла примерно 2,5 млрд. долл. в год.

В 2007 году страны подписали договор, согласно которому помощь была увеличена до 3 млрд. в год. С 1985 года США на грантовой основе предоставляли Израилю около 3 млрд. долл. ежегодно. В соответствии с договором, о подготовке которого впервые было сообщено в СМИ в конце июля 2007 года, Израиль должен получить от США военную технику, вооружение и боеприпасы на сумму 30 млрд. долл. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Характерно, что 26,3% этой суммы будут конвертированы в израильские шекели, что позволит распределить часть заказов между израильскими оружейными компаниями. Ежегодный объем военных заказов Израиля в США составит 2,4 млрд. долл.

ВТОРОЙ 10-ЛЕТНИЙ ПЛАН:

Договор рассчитан на десять лет. Военная помощь Израилю будет оказываться в рамках общей программы помощи США своим союзникам в регионе Персидского залива. Так, Саудовская Аравия получит оружия на 20 млрд., а Египет - на 13 млрд. долл. Следует заметить, что характеристики военных поставок в Израиль с указанием тактико-технических и стоимостных данных, в ходе действия договора, остаются закрытыми. По мнению специалистов, большая часть поставок приходится на вооружение и технику ВВС и ПВО. При этом почти вся общая американская помощь Израилю представляет собой, главным образом, военный характер. Однако в прошлом Израиль также получал значительную экономическую помощь гражданского назначения. Надежная и постоянная произраильская поддержка в Конгрессе США являлась гарантией того, что Израиль всегда имел высший приоритет в получении такой помощи, не распространяющийся на другие страны мира. Например, Израиль мог использовать некоторые виды американской военной помощи как в проведении научных и промышленных работ на территории США, так и для продажи военной продукции, произведенной на израильских оборонных предприятиях.

Следует заметить, что традиционно все виды американской иностранной помощи, предназначенной для Израиля, поставляются в первые 30 дней очередного финансового года. Конгресс также выделяет специальные фонды для совместных американо-израильских программ противоракетной обороны (ПРО). В августе 2007 года администрация президента Буша объявила, что в следующем десятилетии военная помощь США возрастет на 6 млрд. долл.

В федеральном бюджете 2011 года предусмотрено ежегодное увеличение статей раздела «Международное военное финансирование» (МВФ) в отношении Израиля до 3 млрд. долл. В бюджете 2011 года администрация президента Обамы запросила у Конгресса для Израиля 3 млрд. долл. Бюджет государственного департамента США на 2011 год в разделе «Зарубежные операции» предусматривает гарантированное предоставление американской помощи для поддержания КВП Израиля по отражению возможных угроз и недопущения нарушения баланса безопасности в Ближневосточном регионе.

Гарантии предоставления займов

В январе 2010 года в своем интервью представитель агентства PBS Чарли Роуз попросил специального посланника президента Обамы по мирному процессу на Ближнем Востоке, Джорджа Митчелла, прокомментировать ситуацию вокруг тупиковой израильско-палестинской проблемы. Его интересовала вероятность возможного использования мер наказания в отношении Израиля в том случае, если администрация Обамы не получит подтверждений со стороны Израиля относительно участия в совместных с США акциях в палестино-израильском мирном процессе и приостановки строительства израильских поселений на Западного берегу. Ответ Митчелла был таков: согласно американскому законодательству, Соединенные Штаты имеют право снизить поддержку в предоставлении займов Израилю. При администрации президента Буша, а также и при президенте Обамы были предприняты попытки такого давления на Израиль. Тем не менее, реакция израильского руководства была недвусмысленной и твердой. Выражая мнение правительства, израильский министр финансов Юваль Штайниц отреагировал на это следующим образом: «Мы не должны полагаться на эти гарантии, поскольку мы справляемся хорошо и без них». В свою очередь, в Вашингтоне, сенатор Джозеф Либерман, лоббирующий интересы Израиля в Конгрессе США, подтвердил свою преданность Израилю, заявив, что

любые попытки оказать давление на Израиль и заставить его сесть за стол переговоров, с угрозами в отказе от предоставления помощи, не получат поддержки в Конгрессе .... Конгресс будет выступать против любых попыток отказать в помощи. И я не думаю, что ситуация дойдет до такого предела.

 

Стратегия качественного военного превосходства (КВП)

Конгресс США всегда принимал меры по укреплению безопасности Израиля и поддерживал его качественное преимущество в военной сфере по сравнению с военным потенциалом соседних арабских стран. Все последующие администрации президентов США регулярно подтверждали приверженность США в укреплении КВП Израиля. Однако, на протяжении многих лет, никаких официальных или публичных заявлений Соединенных Штатов в отношении КВП Израиля не существовало. И только в 2008 году Конгресс принял закон PL 110-429 («Закон о передаче морских судов»), в котором КВП определялся как: «способность противостоять и отражать любую реальную военную угрозу, исходящую от какого-либо государства или возможной коалиции государств, или от негосударственных субъектов, при собственных минимальных потерях, за счет использования более совершенного и в достаточном количестве военного потенциала, включая оружие, системы командования, управления, связи, разведки, наблюдения и слежения, которые по своим техническим характеристикам ПРЕВОСХОДЯТ аналогичные характеристики другого государства, коалиции государств и негосударственных субъектов».

Кроме того, в разделе 201 Закона PL 110-429 говорится о том, что под контролем, осуществляемого Президентом, должна постоянно проводится «эмпирическая и качественная оценка того, насколько Израиль обладает КВП в отражении вероятных военных угроз». Кроме этого внесены изменения в Статью 36 закона «О контроле за экспортом оружия», касающиеся требований к сертификатам на предлагаемое для продажи оружие в любую страну на Ближнем Востока, кроме Израиля. Продажа оружия в любые страны НЕ ДОЛЖНА негативно влиять на сохранение КВП Израиля.

Поддержание военно-технического баланса

За прошедшие годы израильские официальные лица выражали озабоченность по поводу продаж Соединенными Штатами современного вооружения, в частности, самолетов, бортовых радиолокационных систем, а также высокоточных боеприпасов в арабские страны Персидского залива, особенно в Саудовскую Аравию. Арабские критики американской военной помощи Израилю обычно утверждают, что израильские чиновники преувеличивают угрозу со стороны соседей Израиля, чтобы оправдать свои потребности в увеличении помощи со стороны США. Поскольку Соединенные Штаты являются одним из основных поставщиков военной техники и главным инструктором по подготовке кадров для Израиля и Саудовской Аравии, американские политики и военные чиновники должны тщательно отслеживать соблюдение обязательств для обеих стран, в том числе в отстаивании обязательств США по поддержанию «превосходящего военного потенциала» Израиля. Угроза создания иранского ядерного потенциала, хотя она частично и уравновешивается израильскими и арабо-суннитскими интересами в сдерживании общего соперника, также могут усилить израильские опасения в ослаблении своего «качественного военного потенциала», поскольку Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива встали на путь резкого увеличения закупок вооружения у США и других зарубежных поставщиков. Таким образом, стратегия межгосударственного военного баланса, соблюдаемого Соединенными Штатами, объективно стимулирует гонку вооружений и угрозу потенциальных конфликтов.

Летом и осенью 2010 года средства массовой информации сообщали, что Соединенные Штаты были практически готовы продать Саудовской Аравии 84 современных самолета F-15 и участвовать в модернизации существующего парка из 150 самолетов F-15, имеющихся в ВВС саудитов, вместе с поставками вертолетов и проведением модернизации военно-морских сил. Общая сумма продаж оценивалась в 60 млрд. долл. Для того, чтобы успокоить израильское министерство обороны, встревоженного тактическими характеристиками поставляемой саудовцам авиационной техники, американцы заверили израильтян, что на истребителях будут отсутствовать боевые системы дальнего радиуса действия, которые могут быть использованы в наступательных операциях против израильских целей наземного и морского базирования. Пресс-секретарь Пентагона Джефф Моррелл так объяснял сбалансированную военно-техническую политику США в отношении Израиля и его соседей: «Мы тесно сотрудничаем с израильским правительством на самом высоком уровне для решения своих проблем по данному и другим вопросам. Израиль - не единственная проблема безопасности в этом регионе. Мы также несем ответственность и за других союзников. В отличие от прошлых лет нет никаких признаков серьезной оппозиции в Израиле в отношении предполагаемой продажи. Некоторые аналитики полагают, что предлагаемая партия самолетов F-15 для Саудовской Аравии в сочетании с возможным приобретением Израилем партии самолетов F-35, являющихся самыми передовыми истребителями в мире пятого поколения, должно быть веским аргументом, чтобы успокоить израильские ВВС в сохранении их превосходства». Посол Израиля в США Майкл Орен так комментировал планируемую продажу: «Мы высоко ценим усилия администрации Обамы по поддержанию «качественного военного потенциала» Израиля и надеемся продолжить дальнейшее обсуждение наших проблем с американской администрацией».

В июле 2010 года помощник государственного секретаря по военно-политическим вопросам Эндрю Дж. Шапиро публично подтвердил приверженность администрации Обамы, направленную на сохранение КВП Израиля. В своем выступлении он заявил, что «каждая просьба о помощи в обеспечении безопасности, исходящая от израильского правительства, оценивается с учетом нашей политики поддержания качественного превосходства в военной сфере Израиля. В то же время соображения поддержания КВП распространяются на наши решения об оборонном сотрудничестве со всеми другими правительствами в регионе. Это означает, что мы не будем выходить на международный рынок с любым видом военной техники или услуг, которые могут представлять опасность для союзников или способствовать региональной нестабильности на Ближнем Востоке. Американская поддержка безопасности Израиля гораздо больше, чем простой акт дружбы. Мы полностью привержены стратегии поддержания безопасности Израиля, поскольку она улучшает нашу собственную национальную безопасность. Американская поддержка помогает Израилю принимать меры, необходимые для поддержания мира на Ближнем Востоке».

Соглашения об американской военной помощи Израилю

В августе 2007 года администрация Буша объявила об одобрении Соглашения, предусматривающего в течение следующего десятилетия увеличение американской военной помощи Израилю на 6 млрд. долл. Соглашение предусматривало также дополнительное ежегодное увеличение поступлений из Фонда помощи на 150 млн. долл., позволяющее Израилю увеличить размер получаемой помощи с 2,55 млрд. в 2009 финансовом году до 3 млрд. долл. в 2011 г. В печати сообщалось, что во время переговоров о новом соглашении, касающегося военной помощи, Израиль хотел получить сразу большую часть средств из Фонда помощи. Однако администрация Буша настаивала, что, несмотря на ограничения дополнительного финансирования в общем бюджете иностранной помощи, необходимо сохранять значительный рост военной составляющей, Соединенным Штатам не хватало финансовой гибкости, чтобы значительно увеличить финансирование Израиля в ближайшее время.

В итоге, уже при Обаме, победил поэтапный подход, предложенный ранее администрацией Буша. В соответствии с условиями Соглашения Израиль будет по-прежнему в состоянии тратить более 26% американской помощи на вооружение, производимого на израильских предприятиях. Бывший заместитель государственного секретаря по политическим вопросам Николас Бернс, подписавший меморандум о «Взаимопонимании по вопросам американской военной помощи Израилю», так выразил свое мнение: «Мы считаем, что 30 млрд. долл., предоставляемые Израилю в качестве помощи, являются инвестициями в дело мира – долговременного миротворческого процесса. Мир нельзя сохранять без опоры на силу. И мир не может быть прочным, если Израиль не будет сильным в будущем. Конечно, наша цель, как страны, и наша конкретная задача, как правительства, - делать вклад в мирный процесс и в построение мира между Израилем и палестинским народом. Цель администрации президента - работать по созданию независимого палестинского государства, готового мирно сосуществовать с Израилем и добиваться всеобщего мира в этом регионе. Такой мир за прошедшие 59 лет был недостижим как для израильского народа, так и для арабов. Наша политика в этом регионе направлена на окончательное достижение этих целей.

Финансирование зарубежных военных поставок, включая израильские закупки

По постановлению Конгресса США, Израиль получает финансовые средства из Фонда помощи в виде единовременной выплаты в течение первого месяца каждого финансового года. Сразу же после получения денежных средств Израиль переводит их под проценты на счет Федерального резервного банка. Израиль использует проценты, полученные от военной помощи, для погашения своего долга Соединенным Штатам, который, по сведениям Министерства финансов США по состоянию на август 2010, составил 625 млн. долл. При этом Израиль не имеет права использовать начисленные проценты для закупки вооружений внутри самого Израиля.

Большинство аналитиков считают, что Израиль способен использовать значительную часть своей ежегодной военной помощи для закупок внутри Израиля. Ни один из других иностранных получателей американской военной помощи не имеет такого преимущества. В 1977 году средства Фонда помощи впервые были предоставлены Израилю для целевого использования. Тогда Израиль, в ответ на свою просьбу, получил 107 млн. долл. из этого фонда в бюджете 1977 года для разработки танка «Меркава», прототип которого был завершен в 1975 году и включен в израильский арсенал в 1979 году. Несколько лет спустя, Израиль обратился с аналогичной просьбой для финансирования разработки штурмовика «Лави». И на этот раз американский Конгресс законодательно позволил Израилю потратить 250 млн. долл. из Фонда помощи для разработки самолета. Было подсчитано, что прежде чем Соединенные Штаты и Израиль договорились о прекращении проекта в 1988 году, Соединенные Штаты успели предоставить на проведение работ от 1,3 до 1,8 млрд. долл. Для покрытия расходов в результате закрытия программы проектирования и производства самолета «Лави» Соединенные Штаты согласились увеличить средства Фонда на закупку в Израиле вооружения на сумму до 400 млн. долл. (6)

Военные эксперты отмечают, что высокие ежегодные объемы американской военной помощи стимулируют частные и получастные израильские оборонные компании в приоритетном развитии экспортного бизнеса, поскольку большая часть израильских государственных закупок вооружений приходится за закупку американского оборудования. По словам бывшего исполняющего обязанности директора администрации США по проблемам военно-технической безопасности Бета Маккормика, израильские военные производители, чтобы остаться прибыльными, должны продавать до 75% своей продукции за рубеж, что значительно превышает аналогичные показатели американских военных подрядчиков.(7)

На протяжении многих лет сменяющие друг друга администрации президентов США и многие американские законодатели считают, что современная местная израильская оборонная промышленность имеет решающее значение для поддержания технологического превосходства Израиля над своими соседями. В результате такой политики Израиль входит в число ведущих экспортеров оружия в мире. В период между 2001 и 2008 годами Израиль был седьмым мировым экспортером оружия с объемом продаж (с учетом договорной стоимости, но не стоимости поставок) на общую сумму 9,9 млрд. долл. В целом ежегодные гранты Фонда помощи для Израиля составляют 18,2% от общего израильского оборонного бюджета. (8)

С 1988-го финансового года средства Фонда помощи, выделенные для покупок в Израиле, были включены в годовую законодательную зарубежную помощь. В настоящее время около четверти средств Фонда для Израиля могут быть использованы для внутренних оборонных закупок (670,65 млн. долл. в 2009 финансовом году). По мере увеличения американской военной помощи Израилю количество средств, отведенных для оборонных закупок в Израиль, также увеличилось.

Затраты и выгоды израильской зависимости от американского оружия

Несмотря на то, что способность Израиля тратить гранты Фонда помощи для оффшорных закупок значительно усилила свой оборонно-промышленный потенциал, Израиль для поддержания своего превосходства в соответствии со стратегией национальной безопасности по-прежнему в значительной степени зависит от закупок современного оружия в США. Зависимость от американского вооружения в основном была выгодна для Израиля, хотя время от времени некоторые израильские эксперты (как и многие другие зарубежные получатели американской помощи) выражали обеспокоенность тем, что военная помощь из-за океана идет в параллель с навязыванием американцами своих собственных условий. Министерство обороны Израиля всегда было заинтересовано в приобретении не только наиболее технологически продвинутых американских систем, но также в аккумулировании научно-технологических знаний в целях совместных разработок и включения американских систем оружия в свои оборонные проекты. Некоторые высокопоставленные израильтяне сожалеют об отсутствии американской поддержки в проведении совместных исследований и проектных разработок. Бывший член Кнессета и председатель Израильского космического агентства Исаак Бен Израиль считает, что в отличие от практики в прошлом Израиль в последние годы не получил от США никаких технологических ноу-хау.

Конечно, Израиль на протяжении длительного времени приобретал системы вооружений из США, включая современную авиационную технику и средства радиоэлектронной борьбы с общепризнанным высоким качеством американских технологий. Но в последние годы эти виды вооружения поставлялись в герметичных корпусах, которые не допускали вскрытия. Поэтому израильские специалисты были лишены возможности знать внутреннее содержание военной продукции. Кроме этого американские спецпредставители по надзору могут в любое время приходить для мониторинга несанкционированного вскрытия оборудования.

Соединенные Штаты также обладают правом вето на определенные виды продаж Израилем третьим странам (или лицам) военной техники, в которых могут содержаться американские технологии. Однако некоторые израильские бизнесмены утверждают, что экспортный бизнес время от времени испытывает потери из-за конкуренции со стороны американских военно-промышленных компаний. Несмотря на то, что гранты Фонда помощи способствуют росту американо-израильского военного сотрудничества и объему продаж оружия, переговоры о закупке сложного и дорогостоящего американского вооружения в некоторых случаях может занять годы или вовсе не состояться. Хотя в целом сотрудничество по-прежнему проявляет свою стабильность, договоры купли-продажи американо-израильского оружия иногда пробуксовывают из-за разногласий по поводу «ноу-хау» и вопросов передачи технологий и договорной стоимости. В некоторых случаях Израиль может потребовать, чтобы ему было разрешено переналаживать американское оборудование, чтобы оно могло работать более согласовано с израильскими системами оружия. Израиль также заинтересован в самостоятельной поддержке приобретенных американских систем оружия в случае наступления чрезвычайной ситуации, но уже без участия американских специалистов.

Иногда в переговорном процессе большое значение имеет цена военной продукции. В 2009 г. Израиль отказался от покупки военных кораблей береговой обороны, производимых американскими компаниями GeneralDynamicsCorp. andLockheedMartinCorp. из-за их высокой цены. Вместо этого израильтяне начали вести переговоры по закупке сторожевых кораблей с германской компанией Meko.(10)

Научное и деловое сотрудничество

В американо-израильских военных программах большое место отводится научному и деловому сотрудничеству. В начале 1970-х израильские ученые и предприниматели начали искать пути для расширения инвестиций в секторе высоких технологий Израиля. В то время зарождающийся сектор израильских информационных технологий, ставший позднее движущей силой в экономике Израиля, нуждался в частных инвестициях для научно-технических исследований и разработок. Соединенные Штаты и Израиль запустили несколько программ по стимулированию израильских промышленных и научных исследований, и Конгресс США неоднократно законодательно утверждал необходимые денежные средства для следующих организаций:

  • Фонд BIRD - Американо-израильский фонд двусторонних научных исследований ? и развития. Фонд был создан в 1977 году для обеспечения посреднических услуг между израильскими и американскими компаниями в секторе научных исследований и разработок с целью расширения сотрудничества между американскими и израильскими промышленными компаниями, работающими в области высоких технологий.
  • Фонд BSF - Американо-израильский фонд двусторонних научных исследований. Фонд, основанный в 1972 году, содействует развитию сотрудничества в научно-технических исследованиях.
  • Фонд BARD - Фонд двусторонних научных исследований и разработок в области сельского хозяйства. Фонд был создан в 1978 году для поддержки американо-израильского сотрудничества в сельскохозяйственных исследованиях.

Ассигнования оборонного бюджета для американо-израильских программ противоракетной обороны

Конгресс и последующие администрации президентов США всегда демонстрировали решительную поддержку совместным американо-израильским проектам противоракетной обороны (ПРО). Сотрудничество в области американо-израильской ПРО постоянно получало законодательное одобрение с выделением необходимых средств для нужд обороны. Сотрудничество в области ПРО, как правило, не относят к форме прямой помощи, но многие американские и израильские наблюдатели считают ее жизненно важным компонентом стратегических отношений Израиля с Соединенными Штатами. Израиль и Соединенные Штаты индивидуально вносят свой финансовые доли в ряд проектов и обмениваются технологиями в совместных разработках систем вооружения. Американские и израильские военные также совместно участвуют в совместных двухгодичных учениях ПВО (под кодовым названием Juniper-Cobra). По различным данным, в октябре 2009 года в этих учениях принимали участие американские военные корабли и наземный персонал, задействованный в системе ПРО Aegis, THAAD и Patriot в координации с израильской системой перехвата ракет ближнего радиуса действия ArrowII. В крупнейших за всю историю американо-израильских военных учениях принимало участие более 1000 американских военнослужащих. Ниже дается описание некоторых совместных американо-израильских программ, относящихся к системам ПВО и ПРО, которым в последнее время придается большое внимание в связи с растущим военным потенциалом Ирана и его стратегических союзников.

Унифицированный ударный истребитель F-35

В течение нескольких лет Израиль стремился приобрести более 75 самолетов F-35 Lightning II Fighters. Самолет этого типа относится к пятому поколению, созданному в США по технологии «стелс» при помощи и участии научно-исследовательских организаций восьми стран мира, включая Соединенное Королевство, Канаду, Данию, Нидерланды, Норвегию, Италию, Турцию и Австралию. Хотя Израиль и Сингапур не являются членами международного сотрудничества в проекте создания F-35, тем не менее они рассматриваются Пентагоном как участники кооперации в области безопасности, поскольку каждая из этих стран внесла в этот проект по 50 млн. долл. После нескольких лет переговоров США и Израиль объявили в августе 2010 года, что Израилю будет разрешено купить 20 самолетов F-35 на сумму 2,75 млрд. долл. Торговая сделка будет полностью оплачена за счет грантов Фонда помощи.

Первую партию самолетов планируется поставить в 2015 году, хотя сделка еще не получила окончательного утверждения в израильском правительстве. До подписания соглашения обе стороны вели переговоры по согласованию требований, предъявляемых израильским заказчиком к F-35. В Письме о принятии предложений в июне 2010 года говорилось, что Израиль будет в состоянии установить свою радиолинию и систему передач данных, а также обсуждались условия приобрести дополнительных партий самолетов F-35. В рамках сделки Соединенные Штаты согласились сделать взаимные закупки оборудования, произведенные в оборонной промышленности Израиля, стоимостью 4 млрд. долл.

Многоуровневая ПРО Израиля

За последние несколько лет американо-израильское сотрудничества в области ПРО ознаменовалось совместной разработкой нескольких систем, предназначенных для отражения разнообразных угроз от ракет малой дальности до самодельных ракет, используемых военными организациями, такими, как ХАМАС и Хезболла, до баллистических ракет, имеющихся в арсеналах Сирии и Ирана. Израиль также обладает ракетными системами американского производства (батареи ракетных комплексов «Хок» и «Пэтриот»). В дополнение к совместным американо-израильским программам Израиль имеет свои собственные программы противоракетной обороны.

Система ПРО «Железный купол» (Iron Dome)

В марте 2010 года администрация Обамы объявила о своей поддержке в предоставлении 205 млн. долл. для оказания военной помощи Израилю по закупке десяти ракетных батарей противовоздушной системы «Железный купол». В мае 2010 года Палата представителей США одобрила закон H.R.5327 о «Ракетном оборонительном сотрудничестве между США и Израилем», который разрешил администрации США оказывать помощь правительству Израиля по закупкам, техническому обслуживанию и поддержанию системы ПВО ближнего радиуса действия «Железный купол» с целью перехвата ракет ближнего радиуса действия, самодельных ракет и снарядов системы «Град», запускаемых палестинцами и боевиками из Хезболлы по территории Израиля со стороны Газы, Западного Иордана и Южного Ливана.

Система способна уничтожать самодельные ракеты палестинского производства, а также ракеты системы «Катюша» и «Град» иранского производства, запускаемых по территории Израиля из сектора Газа и южного Ливана. Две батареи системы «Железный купол» планировалось развернуть в ноябре 2010 года в южной части пустыни Негев. «Железный купол» предназначен для перехвата ракет на малых расстояниях от 2,5 до 45 миль в любых погодных условиях. Внутри израильского оборонного ведомства ведутся споры о том, насколько будет эффективной система «Железный купол» по защите израильских городов и поселков от палестинских ракетных атак из сектора Газа с помощью «Кассамов» и «Катюш». Некоторые израильские военные эксперты утверждают, что кинетические перехватчики системы «Железный купол» займут слишком много времени, чтобы уничтожить самодельные ракеты, выпущенные с близкого расстояния по израильским городам, таким как Сдерот. Реувен Педазур, израильский эксперт по баллистическим ракетам, утверждает, что каждая ракета «Тамир», запущенная системой ПРО «Железный купол» будет стоить 100 тыс. долл., в то время как система, основанная на перехвате с помощью лазерного луча, будет стоить от 1000 до 3000 долл. за один лазерный выстрел. Тем не менее, израильские официальные лица утверждают, что твердотельные лазерные технологии потребуют для своей практической реализации больше времени. Согласно одному источнику,

ни ракеты-перехватчики, ни лазеры не обеспечат 100-процентный охват. Поэтому они должны быть использованы одновременно.

 

В течение нескольких лет израильское правительство стремилось получить помощь США в финансировании системы «Железный купол». По мнению одного из израильских чиновников из министерства обороны: «Мы не просто ищем финансовой помощи, хотя это чрезвычайно важно для нас. Мы предложили американцам поучаствовать в качестве полноправных разработчиков, а также использовать систему для защиты американских войск и собственности по всему миру .... Мы надеемся, что после тщательного изучения данных и возможностей системы американцы решат присоединиться к программе». По словам израильских военных специалистов, система проходила испытания в январе и июле 2010 года. Вместе с тем имеются критические мнения, что система ПРО испытывает трудности по перехвату ракет «Кассам» с радиусом действия не более 2,5 миль из-за того, что время реакции системы недостаточно, чтобы надежно сбивать ракеты, запускаемые боевиками организации ХАМАС с расстояния, близкого к израильским границам.

Система «Праща Давида»

«Праща Давида» (или Мэджик Ванд) – это система ПВО/ПРО малого и среднего радиуса действия, предназначенная для борьбы с ракетами дальнего радиуса действия и малоскоростными крылатыми ракетами с радиусом действия от 40 до 300 км, имеющимися в арсенале Хезболлы в южном Ливане. В августе 2008 года Израиль и США официально подписали соглашение о совместной разработке системы «Праща Давида». Разработка системы велась совместными усилиями израильской компании RafaelAdvancedDefenseSystemsи американской компанией Raytheon. Начало функционирования системы планировалось на 2010 г. По словам директора Агентства США по ракетной обороне генерал-лейтенанта Генри Оберинга:

Мы были по-настоящему заинтересованы в этом проекте под нашим руководством и при нашем контроле, поскольку это соответствует нашим собственным потребностям.

 

Системы ПРО «Стрела» (Arrow) и «Стрела II» (Arrow-II)

С 1988 года Израиль и США разрабатывали систему ПРО «Стрела», предназначенную для борьбы с баллистическими ракетами противника на ТВД. США профинансировали менее половины ежегодных расходов на разработку системы Стрела, в то время как Израиль профинансировал оставшуюся часть проекта. «Стрела» начала функционировать в 2000 году. Программа разработки системы ПРО «Стрела II», осуществляемая совместными усилиями американской компании Boeing и израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI), предназначена для поражения конвенциональных баллистических ракет большого радиуса действия.

Высотная система противоракетной обороны «Стрела III» (Arrow-III)

Опасаясь потенциальной ядерной угрозы со стороны Ирана, Израиль стремился разработать ракеты-перехватчики, способные поражать цели на большой высоте и дальней дистанции по сравнению со «Стрелой». В октябре 2007 года Соединенные Штаты и Израиль договорились о создании комитета по оценке предложенной Израилем программы «Стрела III» - высокотехнологичной системы, предназначенной для перехвата современных ракет с ядерными боеголовками. Система «Стрела III» планировалась как более продвинутая версия с учетом скорости, дальности и высоты полета по сравнению с существующей системой ПРО «Стрела II». В 2008 году Израиль принял решение начать производство «Стрелы III». США согласились на участие в финансировании этой программы, несмотря на предложение, поступившее Израилю от американской компании Lockheed Martin. Компания предлагала купить ее собственную систему ПРО THAAD (Terminal High-Altitude Area Defense), имеющую лучшие характеристики по сравнению со Стрелой III. Уже в 2009 году израильские военные специалисты опасались, что американо-израильское совместное финансирование программы «Стрела III» будет прекращено и заменено ракетами-перехватчиками SM-3 компании Raytheon, предназначенные для размещения на военных кораблях, оснащенных системой Aegis. Ракета SM-3 стоит значительно дороже по сравнению с ракетой «Стрела III» (10-12 млн. долл. против 1,5-2,0 млн. долл). «Стрела III» производится при совместном участии израильской компании Israel Aerospace Industries (IAI) и американской компании Boeing.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На Ближнем Востоке США имеют ряд стратегических интересов, охватывающих диапазон от поддержки Израиля в целом как государства и его мирных отношений с арабскими странами, до защиты жизненно важных транспортных поставок нефти и борьбы против международного терроризма. Помощь США продолжается с периода заключения мирного договора между Египтом и Израилем 1979 года и продолженного периодом поддержания стабильности Королевства Иордании, подписавшего мирный договор с Израилем в 1994 году.

Финансовая помощь также направляется на поддержку правления и гражданского общества в Палестине, помощь официальным лицам, работающим для обеспечения гарантии того, что американская помощь Западному берегу не будет перенаправлена на деятельность террористических организаций, таких как ХАМАС, контролирующую сектор Газа. После событий 11 сентября 2001 года США инициировали крупные региональные программы, которые повысили внимание к демократическим преобразованиям и поощрению социальных и экономических реформ в целях уменьшения влияния радикальных сил в некоторых арабских странах.

Несмотря на изменчивость геополитической ситуации, иностранная помощь США странам Ближнего Востока всегда была объектом интересов в области национальной безопасности США в этом регионе. Соединенные Штаты целенаправленно проводили свою внешнюю политику, целью которой являлось достижение управляемой стабильности в регионе, в котором сосредоточились огромные резервы энергоресурсов на фоне соперничающих межгосударственных отношений. Различные политические лидеры США и стран Ближневосточного региона часто использовали иностранную помощь для достижения этих целей.

Иностранная помощь использовалась как рычаг для поддержания мира между Израилем и его арабскими соседями с помощью усиления двусторонних отношений как между США и Израилем, так и между США и умеренными арабскими правительствами. Иностранная помощь работала на упрочение военной кооперации между США и правительствами в этом регионе, удерживала местные государства от участия в неконтролируемой гонке вооружения. Экономическая помощь также имела стратегическое значение, поскольку денежные фонды США помогали местным правительствам противодействовать радикализму в странах-партнерах.

Следует заметить, что оценка степени иностранной помощи для осуществления американских целей на Ближнем Востоке отнюдь не проста. Тем не менее консенсус среди большинства аналитиков, по-видимому, позволяет высказать мнение, что помощь США в сфере экономики и безопасности была чрезвычайно эффективна для безопасности Израиля, стабильности Египта и дружественных отношений Иордании с США. Обещания американской помощи Израилю и Египту во время мирных переговоров в конце 1970-х годов прошлого столетия помогли обеим странам взять на себя риски, необходимые для обеспечения мира и, возможно, помогли убедить обе страны в том, что Соединенные Штаты возложили на себя ответственность в усилиях по поддержанию мирного процесса. За исключением Ирака, Израиль и Египет являются самыми крупными получателями американской помощи.

ПРИЛОЖЕНИЕ

АМЕРИКАНСКИЕ ВОЕННЫЕ ПОСТАВКИ В ИЗРАИЛЬ

  • Акселерометры,
  • Запасные части для самолетов: C-130, F-15, F-16, F-18, F-4,
  • Антенны (радио- и коммуникационного типа),
  • Противотанковые ракеты,
  • Броневые пластины,
  • БТР M-113,
  • Артиллерийские боеприпасы,
  • Авиационные бомбы разных типов, включая новейшие «смарт-бомбы»,
  • Оборудование по обнаружению химических агентов,
  • Коммуникационное оборудование,
  • Компоненты компьютерных систем,
  • Детонаторы,
  • Изделия и компоненты электронной техники,
  • Дизельные двигатели,
  • Авиационные двигатели и запчасти для самолетов серии F-100 и F-53,
  • Взрывчатые вещества,
  • Системы пожаротушения;
  • Генераторы,
  • Оборудование для систем геопозиционирования (GPS),
  • РПГ (всех моделей),
  • Компоненты и запчасти гироскопических систем,
  • Оборудование и запчасти для вертолетов,
  • Гаубица М-109,
  • Инерциальные навигационные системы (все типы),
  • Инфракрасные детекторы,
  • Клистроны,
  • Компоненты и запчасти лазерных систем,
  • Все типы скорострельного оружия,
  • Магнетроны,
  • Запчасти для крылатых ракет «Гарпун»,
  • Пусковые ракетные установки,
  • Навигационные системы,
  • Приборы ночного видения,
  • Компоненты и запчасти для патрульных судов,
  • Запчасти для перископов,
  • Пистолеты и запчасти к ним,
  • Пиротехнические изделия,
  • Компоненты и запчасти для радаров,
  • Приемники и передатчики (все модели)
  • Винтовки М-16,
  • Компоненты пусковых ракетных установок,
  • Компоненты ракетных систем,
  • Оборудование для спутников,
  • Компоненты и запчасти для военных кораблей,
  • Компоненты бронетехники, включая танки,
  • Каталоги и компьютерные базы технических данных,
  • Телефонное оборудование (все модели),
  • Телескопы,
  • Тепловизоры,
  • Запчасти для торпед,
  • Тренажеры,
  • Трансмиттеры (все модели).

Вернуться назад