ИНТЕЛРОС > №11, 2012 > Миграционная политика в условиях глобализации

Вертелецкая Н.П.
Миграционная политика в условиях глобализации


17 декабря 2012
© flickr.com/sashakimel
 
Влияние глобализации на миграционные процессы в современном мире всё больше возрастает.

ГГлобализационные процессы обострили неравенство экономических условий и возможностей, что способствовало росту межгосударственных перемещений населения и формированию принципиально новой миграционной ситуации в мире. Кроме этого, крайне остро начали ставиться проблемы национальной безопасности, сохранения этнической идентичности и др.

В настоящее время международной миграцией охвачены в той или иной степени почти все страны мира, которые становятся всё больше вовлеченными в мировые миграционные потоки. Несмотря на то, что большинство международных мигрантов происходит из развивающихся стран, современные миграционные потоки представляют собой не просто движение «с юга на север» или «с востока на запад», как это было раньше, но около трети учтенных мигрантов перемещаются из одной развивающейся страны в другую и такая же примерно доля выезжает из развивающихся в развитые страны. То есть, другими словами, численность мигрантов перемещающихся с «юга на юг», примерно уравновешивает численность мигрантов, перемещающихся с «юга на север».

Таким образом, на глобальном уровне происшедшие за последние пятьдесят лет изменения выражались в существенном изменении географии международных миграционных потоков, включении все большего числа стран в процессы международной миграции.

В условиях глобализации любое государство нуждается в такой миграционной политике, которая при сохранении потенциала конструктивности социальных отношений и минимизации рисков эскалации политической напряженности внутри государства и вокруг своих границ позволяла бы поддержать и приумножить ресурсный потенциал страны для устойчивого, эффективного развития и повышения ее конкурентоспособности на глобальном уровне. Кроме того, важно также , чтобы миграционная политика способствовала реализации национальных интересов государства как внутри границ, так и за его пределами и одновременно с этим отвечала условиям обеспечения национальной безопасности.

Международная миграция населения в настоящее время регулируется на международном и национальном уровнях. Государственное регулирование миграционных процессов осуществляется с учётом складывающихся тенденций как в сфере внутригосударственной, так и внешней миграции и включает в себя:

  •  нормативно-правовую базу (соответствующие статьи Конституции, национальное миграционное законодательство, нормативные акты, входящие в общую систему административного, таможенного, налогового, инвестиционного, банковского и других законодательств);
  •  целевые государственные миграционные программы;
  •  специализированные государственные миграционные службы;
  •  двусторонние и многосторонние межгосударственные соглашения по миграции.

Для более полного рассмотрения проблемы миграционной политики стоит выделить отдельно государства-донорыи государства-реципиенты. Первые принимают нормативные акты и формируют институциональные условия для массового выезда своих граждан за рубеж, а в ряде случаев даже не препятствуют нелегальной миграции со своей территории. Вторые, напротив, проводят политику отбора мигрантов в соответствии со специально разработанными критериями (возраст, образование, профессионализм и пр.) и создают различного рода преграды для нелегальной миграции.

Государства, стимулирующие эмиграцию своих граждан, исходят из того, что такая миграционная политика является условием их экономического роста: трудовая миграция дает стране-донору отдельные преимущества.

Во-первых, в стране, экспортирующей рабочую силу, сокращается безработица и расходы по социальному обслуживанию безработных (пособия и льготы безработным и их семьям).

Во-вторых, граждане, работающие за рубежом, часть своего дохода переводят на родину, тем самым повышая уровень жизни её населения и улучшая платёжный баланс.

В-третьих, рабочая сила, находящаяся за рубежом, приобретает там, как правило, более высокую квалификацию, повышает свой образовательный уровень.

В-четвёртых, часть граждан, временно выехавших за границу, возвращается обратно, привозя с собой капитал в вещественной или денежной форме.

Практика показывает, что приобщение трудовых мигрантов к передовым технологиям, применяемым в странах-реципиентах, к более высоким стандартам трудовой этики, дисциплины и организации производства, их адаптация к новым условиям жизни, изучение иностранных языков повышает профессиональный и образовательный уровень иммигрантов, что впоследствии положительно сказывается на социально-экономическом развитии стран-доноров. Кроме того, реэмигранты по возвращении на родину, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело и создавая дополнительные рабочие места.

Н.Н. Зинченко утверждает, что «есть основания полагать, что трудовая миграция может благоприятно воздействовать и на внешнеэкономическую ситуацию страны, активно способствуя её внешнеэкономическим связям. Каждый трудовой мигрант может стать своего рода посредником в таких связях между своим государством и страной, куда он прибыл, оживляя тем самым двусторонние коммерческие отношения и стимулируя импорт и экспорт товаров».

Наряду с этим необходимо учитывать и негативные аспекты массовой трудовой эмиграции.

Во-первых, рабочая сила, на воспроизводство которой были затрачены определенные национальные ресурсы, позднее уехавшая за рубеж, создает валовой внутренний продукт не в своем государстве, а в стране-реципиенте.

Во-вторых, поступление капиталов от эмигрантов носит непредсказуемый характер. Со временем, по мере интеграции эмигрантов и принятия ими решения окончательно остаться за рубежом, эти поступления уменьшаются и постепенно прекращаются вовсе.

В-третьих, за границу уезжает в большинстве случаев лучшая, наиболее профессионально подготовленная и предприимчивая часть трудоспособного населения, ослабляя тем самым национальную экономику.

В–четвёртых, отток научно-технической интеллигенции пагубно влияет на научный потенциал страны-донора.

В-пятых, выезд за рубеж на долговременное или постоянное место жительства собственников крупных капиталов или получателей значительных доходов, по налоговым или каким-либо другим соображениям, лишает частный сектор и государственный бюджет финансовых средств, накопленных внутри страны, сужает базу финансирования экономического, социального и культурного развития.

До периода глобализации миграционная политика государств-реципиентов долгое время строилась на отношении к международной миграции как к временному социальному явлению, порожденному экономическими причинами, прежде всего дефицитом рабочей силы, считалось, что её влияние на страны-реципиенты в основном ограничивается сферами рынка труда, финансов и национального производства. Соответственно, внешняя миграция не рассматривалась как явление, имеющее сколь-нибудь значимые социальные и политические последствия.

В условиях глобализации ситуация резко изменилась: наличие иностранной рабочей силы на рынках труда развитых стран превратилось из временного и несущественного фактора в ключевой, определяющий динамические и структурные изменения процессов их социально-экономического развития. Международная миграция стала оказывать весьма противоречивое воздействие на социально-экономическое и политическое развитие государств-реципиентов.

С одной стороны, она привела к росту предложения рабочей силы и конкуренции на рынках труда, увеличению объёмов валового внутреннего продукта и снижению уровня цен, повышению эффективности использования рабочей силы и требований к наемному работнику, подстегивая рост профессиональной и образовательной подготовки, способствовала повышению конкурентоспособности национальной экономики. В связи с этим появилась необходимость в изменении системы образования и профессиональной подготовки кадров, ее адаптации к меняющимся условиям.

С другой стороны, выяснилось, что внешняя миграция способна оказать существенное влияние на формирование дисбаланса на рынке труда, вызывая рост безработицы, снижение уровня оплаты труда и ухудшение социально-экономического положения коренных жителей данного региона.

В «доглобализационный» период государствами-реципиентами не принималось во внимание то обстоятельство, что иммигранты, въезжая в ту или иную страну, одновременно привносят в нее часть быта, традиций, культуры и, кроме того, проблемы своих родных стран. В конце ХХ- начале ХХIвв.проявилась устойчивая тенденция перенесения мигрантами ряда политических проблем и конфликтов из своей страны в страну пребывания, что, в свою очередь, дестабилизирует внутриполитическую ситуацию принимающего государства, в порой влияет и на характер внешнеполитического курса, проводимого им в отношении стран-доноров.

В условиях глобализации выявилось ещё одно свойство внешней миграции: международные миграционные потоки в настоящее время продолжают формироваться преимущественного за счёт населения развивающихся стран, основным мотивом перемещения которого является стремление обеспечить себе и своим близким более высокий уровень жизни, который в ведущих странах мира в десятки раз выше, чем в других странах. Иммигранты всё чаще не только уклоняются от возвращения на родину, но и добиваются переселения к себе близких родственников. Миграция становится цепной – устойчивый приток новых мигрантов идёт по каналам воссоединения семей, а также по другим каналам, открытым прежними переселенцами, - и со временем всё больше превращается в нескончаемый и фактически необратимый процесс.

В результате сложилась тенденция к оседанию мигрантов в принимающих государствах, что, в свою очередь, привело к появлению большего количества этнических меньшинств в странах-реципиентах. Большой проблемой также стала активация вынужденной миграции, захлестнувшей многие государства. По оценкам УВКБ ООН, страны Европы за период 1989-2000 гг. приняли в общей сложности около 5 млн. вынужденных мигрантов различных категорий. Например, такая категория мигрантов как беженцы, являясь наиболее социально беспомощной, требуют значительных финансовых затрат и политической ответственности принимающего государства. Более того, в настоящее время многим странам-реципиентам приходится оказывать материальную помощь беженцам на фоне экономического кризиса и неудовлетворительного социально-экономического положения собственных граждан. Возрастание масштабов нелегальной миграции является отличительной особенностью современных процессов международной миграции населения. Она оказывает крайне дестабилизирующее воздействие на состояние безопасности и правопорядка государств-реципиентов. Масштабы нелегальной миграции в последние годы достигли уровня, позволяющего квалифицировать её как один из видов транснациональной организованной преступности.

В период глобальных изменений вместе с возрастанием роли международной миграции все более сложным становится вопрос о её последствиях самой миграции, особенно для стран, принимающих мигрантов. Массовый приток помогает многим развитым странам удовлетворять спрос на дешевую рабочую силу, осуществляя трудоустройство работников в непривлекательных для местного населения сегментах экономики, а также сглаживать остроту демографической ситуации. Но в то же время социальные и политические издержки массовой иммиграции зачастую оказываются выше её положительных свойств.

Кроме того, в условиях глобализации изменилась ситуация на рынках труда. Во многих государствах стало формироваться мнение о нецелесообразности массового импорта неквалифицированной рабочей силы и о необходимости изменения стратегии миграционной политики, переориентация её на формирование благоприятных условий для повышения конкурентоспособности национального хозяйства при активном использовании ограничительных мер в отношении внешних мигрантов. Во Франции, Германии, Голландии и других западных странах стали появляться политические партии, основным программным требованием которых выступает ограничение внешней миграции.

Практически все принимающие государства для ограничения легальной миграции используют различные методы, к которым относятся:

  1. Введение или ужесточение визового режима;
  2. Сокращение социальных преимуществ (выплат, пособий, размеров помощи и т.п.);
  3. Ограниченное толкование критериев того, кого можно считать настоящим беженцем. Появились и политические ограничения на предоставление статуса беженцев, в частности, складывается практика отказов в предоставлении этого статуса людям, которые подвергались преследованиям со стороны «негосударственных сил».
  4. Угроза задержания. Правительства некоторых государств используют процедуру задержания для контроля над территориальным передвижением иностранцев, которые ищут убежища как по прибытии в страну и во время рассмотрения их ходатайств о разрешении остаться, так и позднее в отношении лиц, получивших на свои заявления отказ и ожидающих высылки.

Но, как показывает практика, «введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов обычно сопровождается лишь ростом масштабов нелегальной миграции». Как отмечает С.В. Рязанцев, «учитывая, что миграционная политика многих европейских стран и Европейского Союза существенно ожесточается и сужаются каналы легальной миграции, можно прогнозировать увеличение потока нелегальных мигрантов в развитые страны».

Предотвращение нелегальной миграции может достигаться различными способами, в том числе:

  • заключением соответствующих договоров и соглашений между принимающими государствами. К примеру, между государствами Шенгенского соглашения заключены договоренности о проведении единой визовой и иммиграционной политики, о единых нормах охраны внешних границ, а также о сотрудничестве в борьбе с преступностью;
  • подписанием двусторонних актов между странами-донорами и реципиентами, особенно в случае, если они граничат друг с другом (хорошим примером тут является Австрия, которая имеет договор с Венгрией, позволяющий возвращать нелегальных мигрантов без всяких бюрократических проволочек);
  • укреплением пограничных и миграционных служб, финансовыми санкциями и т.д. Жесткая политика по ограничению нелегальной миграции и контроль на границах являются важнейшими требованиями, предъявляемыми странами ЕС к своим новым или потенциальным членам;
  • созданием центров содержания незаконных мигрантов;
  • введением уголовного наказания для организаторов трафика незаконных мигрантов (Германия, Болгария);
  • проведением амнистий для нелегальных мигрантов (Франция, 1981 г., Италия, 1990 г., Испания, 1991 г.), которые, с одной стороны, вводят их в правое поле и позволяют более жестко контролировать, но с другой, создают прецедент для новых нелегальных мигрантов, рассчитывающих на повторение этой процедуры в будущем;
  • принятием программ добровольной репатриации нелегальных мигрантов, которые, как правило, не пользуются популярностью.

На основе проведенного анализа миграционной политики государств-реципиентов можно выделить определённые закономерности:

Во-первых, для многих принимающих стран в последние десятилетия было характерно ужесточение иммиграционного законодательства и иммиграционных процедур в отношении трудовой миграции, что связано с политикой предоставления возможностей получения вида на жительство ограниченным контингентам мигрантов, необходимых на рынках труда стран-реципиентов.

Во-вторых, устойчивой тенденцией является постепенное сокращение коэффициента признания беженцев. Причем это касается даже стран с ещё недавно относительно либеральным законодательным режимом в сфере предоставления убежища – Польше, Чехии, Словакии, Болгарии и других. Принимающие страны все более ужесточают миграционные требования к людям, ищущим убежище, пытаясь отделить настоящих беженцев от тех, кто использует этот канал получения статуса для переезда по экономическим мотивам.

В-третьих, политика предоставления гражданства претерпела определённую эволюцию и основана на комбинации принципов «крови» и «земли». Большинство стран уходят от принципа предоставления гражданства только на основе принципа «крови». Также существенно сокращаются возможности миграции по линии воссоединения семей.

В-четвертых, унификация национальных законодательств в рамках единого экономического пространства, которая выражается в создании режима наибольшего благоприятствования в миграции по отношению к гражданам стран ЕС и ЕАСТ, а также ужесточение миграционных требований к гражданам третьих стран. В качестве примера можно привести Шенгенские соглашения, предусматривающие либеральные нормы передвижения населения в странах-участницах и ограничительные меры по отношению к иммигрантам из остальных государств.

В-пятых, современная установка государств-реципиентов относительно демографической проблемы таков – привлечение внешних мигрантов необходимо, но они должны обладать заданными качественными характеристиками (высокий уровень квалификации, определённые виды специалистов, востребованные на рынке труда и пр.).

В-шестых, предотвращение нелегальной миграции является наиболее перспективной и эффективной формой снижения затрат принимающих государств. Но некоторые эксперты считают, что феномен нелегальной иммиграции обязан своим существованием, прежде всего, существованию рынка нелегального труда, который формируется в результате спроса на неквалифицированный дешёвый труд гастрабайтеров в стране иммиграции.

Из сказанного выше следует, что основным сокращением издержек государств-реципиентов следует считать борьбу с собственным нелегальным рынком труда, который наносит ущерб экономике государства, дискредитирует его миграционную политику и создает угрозу национальной безопасности государства.


Вернуться назад