ИНТЕЛРОС > №12, 2012 > Российские регионы в системе геополитических интересов государства

Бойко Ю.П.
Российские регионы в системе геополитических интересов государства


24 января 2013
© flickr.com/watchsmart
 
В современный период глобальных изменений перед Россией стоят масштабные задачи, связанные с модернизационными процессами.

Необходимость разработки новых механизмов проведения эффективных экономических реформ, проблемы распространения терроризма, криминализации различных сфер общественной жизни, активность миграционных процессов требуют совершенствования государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Новые условия предопределяют необходимость при решении задач внутреннего развития государств соотносить национальные интересы с универсальными и региональными тенденциями развития мирового сообщества.

Политические аспекты развития российской государственности во многом связаны с проблемой совершенствования национальной политики . Различные темпы и формы включения этнических общностей в процессы модернизации тесно связаны с культурными и цивилизационными различиями. В вопросах реализации внешних и внутренних функций государств, все большего внимания требуют проблемы межнационального, культурного, межконфессионального сотрудничества. Эффективные институциональные механизмы реализации функций государства должны быть направлены на обеспечение национальных интересов, укрепление безопасности страны, сохранение территориальной целостности России.

Россия является крупной евразийской державой, имеющей самое большое число сухопутных приграничных стран . В числе ее морских соседей такие державы, как США и Япония, на Черном море страна соседствует с Турцией, на Каспийском – с Ираном. В результате распада СССР на месте одной крупной многонациональной страны, возникло сразу 15 новых государств. У большинства из 83 субъектов Российской федерации административные границы совпадают с государственной, проходящей по морю, суше и рекам. Одни субъекты Российской Федерации унаследовали «старые» границы советского периода, другие имеют «новые», появившиеся в результате распада СССР. В таких субъектах, как Астраханская, Калининградская, Ленинградская области, Краснодарский край, республики Дагестан и Алтай межгосударственные границы представляют собой сочетание «старых» и «новых» границ.

Политические, экономические и социальные трансформации, происходившие в России после распада СССР, безусловно, оказали существенное влияние на формирования новых федеративных отношений в России. Переходный процесс в развитии российской государственности в новых условиях проходил достаточно сложно и неравномерно. Наряду с задачами политического и экономического реформирования страны особенно остро стоял вопрос о совершенствовании взаимоотношений между центром и регионами в целях создания стабильного демократического государства.

Известный русский философ И.А.Ильин писал, что «федерация возможна только там, где народу (или народам) присущи «искусство соглашения и дар политического компромисса… Всякая повышенная склонность к разногласию, к влюбленности в свое личное мнение, к упорству «на своем», к тщеславию и самолюбию, к заносчивому властолюбию, к самодурству, к партийности и дроблению - неблагоприятна для Федерации». Несомненно, события начального периода становления независимой России подтверждают мысли русского ученого.

После распада Советского Союза в российских республиках и отдельных регионах усилились сепаратистские силы , которые попытались разыграть сценарий, только что с успехом реализованный союзными республиками. Многие автономные образования провозгласили на начальном этапе собственный суверенитет, способствуя центробежным тенденциям.

В этот период со всей остротой встал вопрос о новых принципах построения российского государства, решение которого могло быть успешным только с учетом многонационального и поликонфессионального состава государства(около 176 этнических групп и народов). Нестабильная политическая обстановка осложнялась и проблемами социально-экономического плана в условиях переходного государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указано:

«Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века – остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений».

В рамках указанных процессов важное значение имеют и вопросы внутренней регионализации . Задачи модернизации российской общественной системы не могут быть успешно решены без учета данного фактора. В новых условиях мирового развития роль внутренних регионов в безопасном существовании государства становится все более весомой. Переход к устойчивому развитию РФ в целом возможен, только при обеспечении устойчивого и безопасного развития всех регионов. Это залог сохранения и функционирования страны как определенной целостности. Россия продолжает всесторонне реформироваться и новые политические, экономические, социальные и идеологические реалии будут вызывать потребность в дальнейшем уточнении и развитии системы взаимоотношений между субъектами Федерации.

Уникальность положения России на евразийском пространстве свидетельствует о необходимости выработки собственной геостратегической модели, выступающей квинтэссенцией различных национальных, культурных, конфессиональных интересов и ценностей. Прежде всего, следует отметить влияние географических особенностей российских территорий, расположенных на стыке цивилизаций Запада и Востока. В культурно-цивилизационном плане Россия граничит с буддистской, исламской и западноевропейской культурными системами. Одни народы и регионы тяготеют в той или иной степени к европейской системе ценностей, другие к ценностям восточных цивилизаций. Границы Российской Федерации с Китаем на Дальнем Востоке и Финляндией и Норвегией на Северо-Западе являются культурными и политическими рубежами. На Кавказе государственные границы соприкасаются со странами, относящиеся к разным культурным системам.

Постсоветское пространство стало одним из серьезных очагов нестабильности на современном этапе развития международных отношений . Рост этнонационалистических и этносепаратистских настроений, этнические и территориальные конфликты, активизация экстремистских сил, организованной преступности и т.п. создают серьезные проблемы в сфере обеспечения безопасности не только на самом постсоветском пространстве, но и за его пределами. Эффективность мер противодействия этим негативным тенденциям снижена проблемами международно-правового оформления статуса границ с целым рядом государств и недостатками обустройства пограничной инфраструктуры.

Среди приграничных регионов, которые на протяжении своей истории подвергались значительному внешнему воздействию, на наш взгляд, следует выделить обладающий значительным этно-культурным своеобразием и сложной историей Северо-Кавказский регион; крайне удаленный от центра, но приближенный к государствам иной - восточной цивилизации Дальневосточный регион; а также не имеющая общих границ с основной территорией России, Калининградская область.

Северный Кавказ – один из наиболее полиэтничных регионов мира – занимает особое место в ряду регионов Российской Федерации. Геополитическое положение республик Северного Кавказа, расположенных на перекрестке цивилизаций создает для них усложненную систему взаимодействия с исламским и христианским миром, государствами Южного Кавказа и российским Предкавказьем. В значительной мере этот фактор оказывает влияние на сохраняющиеся проблемы конфликтогенности региона. Исследователи обращают внимание на характерные для данного региона активные миграционные процессы, в том числе сменявшие друг друга на протяжении последних десятилетий тенденции притока и оттока населения из центральных областей России. Рост эмиграции из Северо-Кавказского региона в результате войн и революций XIX и XX веков привел к образованию в странах Ближнего и Среднего Востока многочисленных и влиятельных диаспор адыгов (черкесов), чеченцев и ряда других северокавказских этносов.

Сложные проблемы Северного Кавказа определились еще в советские времена вследствие переселения целых народов, перекройки границ, неравномерного распределения производств. Социально-экономические и этнополитические процессы, начавшиеся в республиках бывшего СССР в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ столетия значительно усилили социальную напряженность на Северном Кавказе и привели к межэтническим конфликтам. Самыми яркими из них стал «чеченский кризис» и осетино-ингушский конфликт 1992 года. С начала 90-х гг. прошлого столетия за Северным Кавказом, прочно закрепилась репутация самого конфликтного региона России. В настоящее время криминогенная обстановка в регионе сохраняется, бандформирования осуществляют вооруженные нападения на места дислокации сил правопорядка, войсковых и полицейских нарядов, а также на различные объекты, расположенные на приграничной территории.

При определении подходов к решению комплекса рассмотренных проблем на Северном Кавказе, необходимо исходить из следующих основных факторов, которые существенно затрудняют реализацию единой федеральной стратегии в данном регионе:

  • невысокий уровень социально-экономического развития;
  • полиэтничность (более 40 коренных народов и этнических групп);
  • поликонфессиональность (ислам, православие, иудаизм, буддизм);
  • перенаселенность (самый густонаселенный регион России по числу жителей на 1 кв. км при недостатке равнинных земель);
  • проблемы низкой занятости населения;
  • сложная демографическая ситуация (неравномерное заселение, миграционные процессы, проблемы беженцев);
  • территориальные споры как внутри субъектов Федерации, так и между ними;
  • проблемы сепаратизма, экстремизма и преступности и др.

При рассмотрении комплекса основных причин, влияющих на проблемы стабильности субъектов Северо-Кавказского региона, нельзя игнорировать потенциал внешнего воздействия, направленного на поддержку активности экстремистских сил, использующих межэтнические и межконфессиональные противоречия.

Важное место в геополитических векторах российского государства занимает территория Дальнего Востока . Субъекты Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе имеют отличия по размерам территорий, наличию природных ресурсов, уровню социально-экономического развития, численности населения и др. Близость границ, обусловливает и особенности национального состава субъектов Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Так, например, на территории региона проживает около 40 тысяч корейцев, имеющих исторические корни в Республике Корея. Особо необходимо отметить и проблемы южных приграничных регионов Дальневосточного федерального округа, связанных с трудовой и нелегальной миграцией из Китая.

Этнокультурную специфику во многом определяет наличие центров буддизма в Бурятии и Туве и других субъектах федерации в зоне проживания коренных народов-алтайцев, тувинцев, хакасов, шорцев и бурятов, протянувшейся по границе России с Казахстаном, Монголией и Китаем. В северных регионах Дальневосточного округа большие площади занимают крайне малочисленные коренные народы Севера с их традиционными хозяйственно-культурными укладами.

С учетом геополитических условий рассматриваемых приграничных регионов, обоснованно возникает вопрос о возможных угрозах стратегическим интересам Российской Федерации на Дальнем Востоке . Азиатский тихоокеанский регион, частью которого является Дальневосточный регион России, является крупным полюсом мировой экономики. Интеграция в экономическое пространство этой важнейшей международной структуры является важным для сбалансированного территориального развития регионов Дальнего Востока направлением международного сотрудничества России.В этом процессе большая роль отводится развитию экономических отношений России с приграничными странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных региональных организаций.

Мировой опыт свидетельствует о том, что одной из распространённых причин формирования новых этнических общностей может быть длительный отрыв части этноса от основного этнического массива. Причины такого отрыва бывают самыми различными, в том числе: изменение геополитического положения и государственных границ, миграционные процессы и так далее. Всё вышеперечисленное присуще с 1990 года и Калининградской области , которая в результате изменения её геополитического положения оказалась в отрыве от основной территории России.

Калининградская область является единственным субъектом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств Польши и Литвы и международными морскими водами. Среди этносов, населяющих граничащие территории, можно польский и литовский, которые, по мнению исследователей, с начала 90-х годов ХХ века, после «открытия» области для международных контактов, оказывают существенное влияние на развитие калининградского общества.

Особое геополитическое положение этого субъекта Федерации играет важную роль в обеспечении национальных интересов России в Балтийском регионе и в Европе в целом . К важнейшим из них можно отнести: обеспечение суверенитета Российской федерации на данной территории; превращение области в ключевой российский регион для развития сотрудничества со странами Балтии и ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с другими странами. Данный регион, обладая широкими возможностями для экономического сотрудничества, гуманитарного и культурного, научного и информационного обмена может способствовать установлению большего доверия и взаимопонимания между Балтийскими республиками и Россией. Развитие Калининградской области тесно связано с вопросами вовлечения России в стратегическое партнерство со странами Европейского Союза.

Сотрудничество в рамках экономических и стратегических интересов стран балтийского региона может создать прочную основу для региональной и европейской безопасности, в которой занимает определенное место и Калининградская область в силу специфики геополитического положения.

Рассмотренные примеры геополитических особенностей субъектов Российской Федерации показывают, что при исследовании вопросов укрепления национально-государственного единства важную роль имеет фактор геоцивилизационной модели России. Оценка роли России в межцивилизационном сотрудничестве невозможна без рассмотрения проблем межнационального и межконфессионального диалога в России.

Исследование роли геополитических факторов развития субъектов Российской Федерации, в условиях процессов глобализации и регионализации мирового пространства, позволяет составить целостное, системное представление об особенностях влияния современных вызовов и угроз России, возможных подходов к разработке мер для преодоления политической и экономической асимметричности ее субъектов.

Внутриполитическая стабильность России во многом зависит от сближения интересов населяющих страну народов, создания условий для их всестороннего сотрудничества, проведения ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства.

 

Статья написана в соавторстве с Садыковой Э.Л.

Садыкова Э.Л. - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой Государства и права Дипломатической академии МИД России.


Вернуться назад