ИНТЕЛРОС > №12, 2012 > БРИКС: эволюция развития и российско-бразильские отношения в его системе Барышев И.С.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отношения России и Бразилии берут свое начало еще в XIX веке Бразилия стала первым государством Латинской Америки, которое признала Россия.
В XX веке отношения между этими двумя, на первый взгляд, совершенно разными странами носили противоречивый и нестабильный характер: тут и дружественные связи Российской империи и Республики Бразилия, и некоторое недоверие и отчужденность в первые десятилетия становления нового Советского государства – первого в мире социалистического общества, и поддержка и солидарность в годы Второй мировой войны (напомним, что Бразилия – единственная страна, пославшая своих солдат в Европу, славно защищавших честь своего государства на полях и в горах Италии). Затем политика внесла свои коррективы в отношения двух дружественных стран – в 1947 г., на фоне «холодной войны» между СССР и США, правительство Бразилии прервало дипломатические отношения с СССР. Восстановление отношений произошло только в ноябре 1961 г., уже на другом внутриполитическом фоне и у нас, и в Бразилии. Хотя внешнеполитический фон оставался таким же, если не более напряженным, чем в 1947 г. Пройдет меньше года и разразится Кубинский кризис, который никак не повлияет на советско-бразильские отношения, что говорит о том, что отношения между двумя странами были не просто формальными, написаны на бумаге и забыты, а имели под собой реальную и взаимовыгодную основу. Кроме этого, не стоит сбрасывать со счетов долгую и интересную историю взаимоотношений государств, которая всегда имеет значение в международных отношениях. Пройдет 30 лет возобновления дипотношений, и история признания повторится, только теперь в другую сторону: 26 декабря 1991 г. Бразилия была первым латиноамериканским государством и вообще одним из первых государств мира, которое признало Россию правопреемницей СССР. Начался новый этап отношений двух стран-гигантов. Конечно, в нем были свои трудности: оба государства переживали непростые времена, как на внутриполитической арене, так и во внешней политике. Тем не менее, это не мешало развитию и углублению сотрудничества нашей страны и латиноамериканского лидера. К началу 2000-х годов Бразилия стала одним из самых крупных и заметных партнеров Российской Федерации в Латинской Америке, оттеснив на второй план Кубу и Аргентину. Это подтверждается не только растущими торгово-экономическими показателями (см. таблицу 1), но и участившимися политическими и культурными контактами (научные связи двух стран всегда были на высоком уровне). Важнейшим показателем того, что отношения между Россией и Бразилией вышли на принципиально иной уровень является реакция мирового политического, финансового и экономически развитого сообщества на происходящие процессы в отношениях двух государств. Таблица 1 Торговля России с Бразилией в 2000-2010 гг. (млн. долл.)
________________________ Источник: Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) - http://www.customs.ru, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - http://www.gks.ru; Ministério do Desenvolvimento, Indústria e Comércio Exterior.do Brasil – http://www.mdic.gov.br
Впервые в мире о России и Бразилии как о суперпартнерах серьезно заговорили в 2001 г., после доклада банка Goldman Sachs о высоких темпах роста экономик четырех стран (Бразилии, России, Индии, Китая). Сама аббревиатура БРИК стала не просто термином, перечисляющим страны с быстро развивающимися рынками, но и названием экономического и политического союза, имеющего растущее геополитическое влияние – таким, как например, «Большая восьмерка» или Евросоюз. Со времени появления этого доклада и до сих пор выражаются мнения, что за этими движениями стоит не реальное намерение создать какое-либо объединение, а желание использовать «угрозу» такого объединения как рычаг давления на США и Евросоюз для получения разных преференций. Пожалуй, с этим трудно поспорить, если проследить первые годы существования этого аббревиатурного монстра: если тезисы и концепция объединения БРИК берет свое начало с 2001 г., то I официальный саммит нового объединения состоялся лишь в июне 2009 г. (Екатеринбург, Россия). То есть между появлением намерений и первых реальных дел прошло без малого 8 лет, во всех четырех странах объединения сменились первые лица (президенты в Бразилии и России, премьер-министр в Индии, председатель и генсек КПК в Китае). Разумеется, не стоит забывать, что саммиты БРИК – это не единственные контакты «бриковцев» на высшем уровне. Встречи лидеров стран в рамках G-20, заседаний ООН, официальные визиты в страны, входящие в одно из самых крупных объединений ХХI века – всё это создает ту ткань отношений, которая с годами будет только укреплять и двигать вперед отношения названных стран. Тем не менее, нельзя согласиться с теми экспертами, кто называл проект БРИК «мертворожденным» и продолжает высказывать свои сомнения относительно его перспектив в будущем. Одним из показателей неформальности и не просто декларативности деятельности БРИК является та активность ее членов, которую можно наблюдать в последние 3 года:
Кроме того, все эти страны являются экономическими и политическими лидерами своих континентов: Бразилия – в Латинской Америке (8 место среди крупнейших экономик мира по уровню ВВП), Россия – в Европе (10 место и участник «Большой восьмерки»), Китай и Индия – в Азии (2 и 11 места соответственно), ЮАР – самое развитое государство Африканского континента (27 место). Можно сказать, что к строящейся стене новой мировой экономики добавился еще один «кирпич» (англ. bricks — кирпичи). Насколько он впишется, и какой вклад внесет в эту глобальную стройку, покажет время. Впрочем, говоря о плюсах нельзя не сказать и о минусах объединения, которые мешают и будут мешать его планомерному и благополучному развитию. На данный момент в мире не существует ни одного союза или объединения стран, который бы не испытывал каких-либо проблем: если проводить аналогии с БРИКС, то достаточно посмотреть на проблемы Евросоюза, который борется с Грецией за Грецию, вернее, за евро; МЕРКОСУР – общего рынка стран Южной Америки (в него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), одной из многочисленных проблем которого сейчас является принятие в свой состав Венесуэлы и Кубы (в свою очередь, эта проблема связана с другим региональным союзом – ALBA); СНГ-Евразийского союза, перспективы которого столь же «туманны» как грядущие выборы в России и т.д. Не говоря уже о сложностях внутри ООН, которая начинает испытывать проблемы, схожие с проблемами, по сути разрушившими в середине 40-х гг. прошлого века Лигу Наций. События в Ливии и палестинский вопрос изрядно подмочили репутацию всемирного миротворца. БРИКС как организация молодая и имеющая такой разношерстный политический, экономический и культурологический состав имеет ряд существенных недостатков, о которых говорят экономисты и политологи в разных странах мира. В целом, их оценки сводятся к следующему:
Как отметил глава Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, в скором времени ВЭБ собирается взять кредит в китайских юанях. В свою очередь, президент России Дмитрий Медведев заявил, что на этот шаг могут пойти все без исключения страны БРИКС: «Я не считаю, что здесь каким-то исключением является, допустим, экономика Южно-Африканской республики». В заключение хочется добавить, что само многократное увеличение сторонников и противников нового объединения (так называемые «BRICS-оптимисты» и «BRICS-пессимисты» - термин Б.Ф. Мартынова), ведущих интеллектуальные битвы вокруг его будущего, говорит в пользу этого формата. Аналитик Goldman Sachs Джим О'Нил, в 2001 г. своим докладом спровоцировавший дискуссии вокруг объединения «восходящих гигантов», спустя 8 лет, вскоре после окончания I саммита БРИК в Екатеринбурге, наиболее точно сформулировал значение и роль этого объединения: «Страны БРИК должны быть включены в процесс формирования глобальной экономической политики, что было очевидно уже в 2001 г. Стыдно признавать, что на сегодняшний день они не входят в состав Большой семёрки и не имеют представителей в правлении МВФ и Всемирного Банка. Страны БРИК должны встряхнуть лидеров западных стран и заставить их воспринимать себя не просто как гостей, зашедших на чашку кофе». Несомненно, что в этих словах есть доля истины: западные лидеры уже не могут игнорировать растущие с каждым годом мощь и авторитет нового объединения крупнейших стран, его перспективы не могут не раздражать Запад и заставляют искать новые подходы и стратегии поведения всех участников мировой политики. В то же время говорить о каком-то глобальном экономическом или политическом противостоянии на уровне «холодной войны» США и СССР также не приходится, так как для формирования нового двухполюсного мира отсутствует, в первую очередь, идеологическая база конфликта. Для России и укрепления ее позиций в этом глобальном объединении, которые не так прочны, как, к примеру, позиции Бразилии, Индии и Китая, важно продолжать наращивать объем отношений, прежде всего с Бразилией, как наиболее близкой России в ментальном и психологическом отношении страной из всей этой «четверки». Для этого представляется интересным изучение бразильской модели управления экономикой и построения внешнеполитического курса этой латиноамериканской страны – одного из лидеров современного мирового развития и во многом естественного партнера для нашей страны, обладающего уникальным опытом развития. Вернуться назад |