ИНТЕЛРОС > №12, 2012 > Страны АЛБА в информационной войне с США: поиск союзников в Европе

Екатерина Виноградова
Страны АЛБА в информационной войне с США: поиск союзников в Европе


24 января 2013
© flickr.com/presidenciaecuador
 
В конце XX - начале XXI вв. ЕС является для стран АЛБА не только экономическим, политическим и культурным партнером, но и стратегическим союзником в информационном пространстве, оказывающим значительную помощь в решении конфликтных ситуаций.

Такое поведение продиктовано в первую очередь экономическими интересами ЕС, который является основным конкурентом США в борьбе за рынки сбыта своих товаров в Латинской Америку. Несмотря центристскую позицию ЕС по отношению к странам АЛБА оба региона развивают стратегическое сотрудничество, направленное на ослабление однополярного влияния США в мире.

Политика, проводимая на сегодняшний день рядом латиноамериканских стран и получившая название «левый поворот», вызвала немало опасений у США, которые привыкли считать этот регион своей «полуколонией». На сегодняшний день стремления США направлены на то, чтобы латиноамериканские политические и экономические структуры были им полностью подконтрольны и все больше походили на западные. Этому призваны служить многие региональные интеграционные образования, через которые США осуществляют свое влияние.

В начале XXI века мишенью информационных ударов со стороны Вашингтона стали правительства латиноамериканских стран, которые пытаются проводить самостоятельную внешнюю политику. Так, в апреле 2002 года в Венесуэле была предпринята попытка свержения правительства Уго Чавеса, которая повторилась в 2004 году. 15 августа 2004 года в Венесуэле состоялся референдум о возможной досрочной отставке главы государства Уго Чавеса. Референдум проводился по требованию оппозиционных партий, обвиняющих Чавеса в диктаторских амбициях, росте преступности, падении ВВП и поддержке режима Фиделя Кастро. Согласно венесуэльской Конституции, любое выборное лицо может быть отозвано по истечении половины своего мандата. Чавес отметил половину своего президентского срока 19 августа 2003 года. С тех пор оппозиция, пользуясь поддержкой США, предпринимала попытки воспользоваться этой конституционной нормой. Около 60% населения Венесуэлы поддержало Уго Чавеса. 17 августа стало известно, что США отказываются признавать результаты референдума и призывают начать полномасштабное расследование нарушений, о которых заявила оппозиция. О признании результатов референдума заявили многие страны Латинской Америки и Европы.

В январе 2006 года давление со стороны США было оказано также на кандидата в президенты Боливии Эво Моралеса. В обращении к боливийским избирателям постол США в Боливии Мануэль Роча заявил, что, «отдав свои голоса тем, кто хочет, чтобы Боливия вновь вошла в число основных экспортеров кокаина, они рискуют лишиться помощи США».

С приходом к власти в США Барака Обамы методы, активно применяемые США в информационном противоборстве против стран АЛБА опираются на новую доктрину, получившую название «Умная власть». В ее основе лежит способность сочетать «твердую руку» с «мягкими методами» в целях построения успешной стратегии».

Среди стратегических приемов «умной власти» числятся дипломатия, убеждение, посулы, рычаги экономического и политического влияния в эффективном сочетании с ограниченным использованием военного давления. В сущности, доктрина «умной власти» является комбинацией военной мощи со всеми формами дипломатии, когда в процессе принятия решений о судьбе того или иного государства главный упор делается не на военное вторжение, а на пропаганду демократии как на главный тактический прием. При этом проамериканские режимы в странах Латинской Америки привели регион к экономической отсталости, социальному неравенству и политической нестабильности, что полностью доказывает демотический характер призывов Вашингтона к демократическим формам правления.

В качестве основных технологий, применяемых США в информационном противоборстве против стран АЛБА, можно выделить:

  1. Лоббирование и финансирование участников переворота. Власти США делают основной упор на такие организации, как Агентство США по международному развитию (USAID) и Национальный фонд демократии (NED), которым предназначено делать всю «черную работу» по проникновению и инфильтрации в гражданские организации, чтобы заставить их продвигать американские интересы. Именно этим объясняется призыв Обамы заложить в бюджет 2010 года 320 миллионов долларов на «продвижение демократии» в Латинской Америке. Эта сумма значительно превышает суммы, запрошенные и потраченные на аналогичные цели за все восемь лет работы администрации президента Буша.
  2. Работа послов внутри латиноамериканских стран. В посольства стран АЛБА назначаются опытные дипломатические работники, которые проводят политику дискредитации действующих режимов в этих странах. Так, в июле 2008 года перед самым переворотом в Гондурасе послом США был назначен Уго Льоренс, который в свое время был основным разработчиком кубинской операции «Питер Пэн» и с 2002 г. являлся директором по делам Андских стран в национальном совете по безопасности и личным советником президента США по вопросам Венесуэлы.

В августе 2008 года в другую страну АЛБА, Никарагуа послом был назначен Роберт Каллахан, который долгое время работал в посольствах США в Боливии и Коста-Рике. Каллахан - создатель отдела печати и пропаганды в недавно организованном Управлении национальной разведки в Вашингтоне, которое в настоящее время является самой мощной организацией американской разведывательной сети.

Послом США в Боливии стал Филипп Голдберг, который в 1990-х гг. занимал различные дипломатические должности в Боснии и Косово, принимая участие в организации развала югославского государства.

Начиная с 2004 года в рамках информационного противоборства США против стран АЛБА были развязаны медиа атаки на правительства таких стран АЛБА, как Венесуэла - 2004 год; Боливия - 2008 год, Гондурас - 2008 год.

Следующий мишенью информационного удара в октябре 2010 года стал Эквадор, в котором по замыслу США действия должны были развиваться по уже известному сценарию.

Надо отметить, что, осудив переворот в Гондурасе и попытку государственного переворота в Боливии, ЕС, однако, не оказал своевременной поддержки правительству этих стран. Но в ситуации с Эквадором, который во многом благодаря действиям президента Р. Корреа является перспективным торговым партнером Европы, ЕС вмешался в информационное противоборство с США на стороне действующего президента. В качестве основного инструмента в информационно-психологической операции были использованы европейские СМИ, при помощи которых в любой момент могла быть развязана сетевая война в Интернете.

Официальной причиной переворота в Эквадоре послужил закон, принятый в октябре 2010 года конгрессом страны, отменяющий надбавки и льготы государственным служащим, в том числе и военным. В результате полицейские и военные взбунтовались против планов правительства по урезанию государственных расходов.

Для структурного анализа позиций ЕС в данной информационно-психологической операции, необходимо выделить основные коммуникационные технологии, которые были задействованы в этом конфликте:

  • формирование имиджа главы государств Эквадора;
  • огласка выявленного агрессора;
  • распространение слухов;
  • скандальные истории, связанные с главой государства Эквадора;
  • заявления глав других государств и аналитические оценки ведущих экспертов.

Освещая события в Эквадоре, европейские СМИ основнойакцент сделали на описание личных качеств президента. В английской, итальянской, французской, немецкой и испанской прессе давались следующие характеристики Рафаэль Корреа:

  • является доктором экономических наук, образование получил в разных странах;
  • является президентом социалистического толка;
  • является ярым сторонником Уго Чавеса;
  • провел успешные социалистические преобразования в стране (работа, направленная на сокращение государственных расходов и стимулирование экономического роста).

Особое внимание европейских СМИ было уделено причинам государственного переворота в Эквадоре. Французские СМИ отмечали, что президент Венесуэлы Уго Чавес обвиняет в попытке этого переворота США, однако никаких комментариев за этим не приводилось, за исключением намека на то, что в Эквадоре часто смещают первых лиц государства.

В немецких СМИ ситуация в Эквадоре сравнивалась с Гондурасом, где президент страны был свергнут в 2009 году и не нашел поддержки у международного сообщества.

Английские СМИ выдвигали предположение о том, что военный переворот подготовили США в союзе с местной олигархией.

Информация данная испанскими СМИ, отмечалась высокой сенсационностью публикаций.Первое, на что было обращено внимание читателей - заявление посла Эквадора в США Луиса Гальеноса, который сразу же опроверг слухи о причастности США к попытке военного переворота. Затем было опубликовано заявление ближайшего соратника Рафаэля Корреа, вице-президента Ленина Морено Вольтера, в котором он утверждает, что оппозиционные силы предлагали ему занять пост президента страны.

Испанию, как основного торгового партнера Эквадора и проводника взаимоотношений Латинской Америки с ЕС, крайне обеспокоила попытка переворота. Поэтому испанские СМИ, демонстрируя всю серьезность ситуации, опубликовали интервью известного экономиста Джона Перкинса, работавшего ранее на ЦРУ. Джон Перкинс предполагал, что Р. Корреа может быть убит агентами ЦРУ, так как его политика не отвечает амбициозным планам США. Попытку военного переворота в Эквадоре он сравнил со старыми сценариями США по уничтожению не угодных им президентов Латинской Америки (убийство гватемальского президента Хакабо Арбенса в 1954 г., убийство эквадорского президента Рольдоса и президента Панамы Омара Торрихоса в 1981 г. и несколько попыток уничтожить Уго Чавеса).

Согласно американским СМИ, причиной переворота послужили экономические трудности в Эквадоре, вызванные сокращением доли иностранных инвестиций в нефтяную промышленность страны, а также национализация нефтяных предприятий и контроль государства за добычей природных ресурсов.

Стоит отметить, что СМИ ни одной страны Европы в целом не поддержали подобных доводов, считая, что все преобразования Рафаэля Корреа направлены на становление демократических норм в стране.

Распространение слухов в этой ситуации было характерно для всех международных СМИ. Так в европейской прессе неоднократно подчеркивалось, что президент ранен, и публиковалось заявление Уго Чавеса о том, что эквадорский глава находится в критическом состоянии.

Целью американских СМИ было распространение скандальных слухов, связанных с биографическим прошлым президента Рафаэля Корреа. Несмотря на официальную поддержку Вашингтона и заявление Х.Клинтон, призывающей обе митингующие стороны сесть за стол переговоров, действия ведущих американских СМИ были направлены на подрыв репутации действующего президента страны. Основными обвинениями, выдвинутыми американскими СМИ в адрес Р. Корреа были разрыв отношений с двоюродным братом Фабрицио Корреа, которого президент лишил государственных контрактов, и сокращение срока заключения для курьеров легких наркотиков.

В данном информационном противоборстве США сделали попытку манипулировать общественным сознанием в СМИ, показав агрессивность политики стран АЛБА против них, приводя слова президента Венесуэлы, обвинявшего в попытке переворота в Эквадоре США и призывавшего «не тянуться своими старыми имперскими руками в Латинскую Америку».

Европейские новостные агентства напротив пытались облагородить имидж президента, делая акцент на поведение Рафаэля Корреа во время попытки государственного переворота в стране, постоянно цитируя его слова: «Если вы хотите убить президента, вот он. Убейте меня!», «Орда дикарей, которая хочет крови».

В целом международные СМИ признали попытку государственного переворота в Эквадоре, однако в ходе информационного противоборства причины конфликта назывались разные. Одни страны, такие как Великобритания и Германия считали, что ситуация напоминает положение в Гондурасе в 2009 году и обвиняли в этом США, сами Соединенные Штаты Америки видели в этом государственном кризисе экономические проблемы, вызванные национализацией нефтяных компаний, дефолтом и контролем президента за добычей природных ресурсов.

Своевременное вмешательство ЕС в данную информационную операцию способствовало благополучному для Эквадора исходу информационного противоборства.

Следует отметить, что в последние годы значительно увеличилась агрессивность информации о странах АЛБА в СМИ и аналитических научных работах ряда американских ученых. Так, в монографии американского военного аналитика Грега Колуси «Формирование стабильности Колумбии посредством стратегической коммуникации: оценка американской эффективности» содержится оскорбительная для латиноамериканцев критика национальных героев Латинской Америки. «Угроза стабильности и безопасности в латиноамериканском регионе кроется в самом менталитете латиноамериканцев, которые на протяжении нескольких столетий вели революционную борьбу с правительством, отстаивая свои социально-экономические права».

Другой американский ученый, Параг Ханна, в своей монографии «Второй мир» утверждает, что латиноамериканский регион со времен принятия «Доктрины Монро» не в состоянии проводить самостоятельную политику без помощи США. «Проблема Латинской Америки заключается в неспособности проводить экономические реформы, именно это во многом стало причиной замедления экономического роста и низких социальных показателей Латинской Америки и только благодаря США она может стать важным регионом Второго Мира». На фоне растущего европейского антиамериканизма подобного рода заявления вызывают негативную реакцию в мире, значительно облегчая формирование положительной репутации стран АЛБА и их союзников на международной политической арене.

Страны ЕС, являющиеся стратегическими партнерами США в их агрессивной ближневосточной политике, опасаются, однако, поддерживать США в информационной войне со странами АЛБА. Так, описывая визит иранского президента М.Ахмадинежада в страны АЛБА, европейские новостные СМИ не подвергали резкой критике лидеров стран АЛБА за расширение внешнеполитического диалога с Ираном. Все сообщения состояли в основном из цитат президентов стран АЛБА и Ирана, резко критикующих «империалистические» действия со стороны США.

Тогда как США накануне визита президента Ирана в ряд стран АЛБА, используя услуги своего информационного агентства CNN, в очередной раз разожгли «скандал в СМИ», направленный на подрыв репутации Венесуэлы и Ирана в мире.

В официальном сообщении Госдепартамента США содержалась информация о высылке генерального консула Венесуэлы Ливии Акосты Ногуэры за пределы Соединенных Штатов. Информационное агентство связало этот факт с подозрениями в причастности дипломата к планированию кибератак на правительственные системы США. Эти подозрения появились после выхода на испаноязычном канале Univision документального фильма «Иранская угроза», в котором были продемонстрированы записи бесед Ногуэры с кубинскими и иранскими дипломатами, интересовавшимися взломом сайтов Белого дома, ФБР и Пентагона. При этом официальный Вашингтон не сообщил причин высылки дипломата, сославшись на международные нормы, в соответствии с которыми объяснение подобных шагов не является обязательным, а сами события, показанные в фильме, относились к 2008 году, когда Ногуэра работала в венесуэльском посольстве в Мексике.

В тоже время европейские СМИ ограничились констатацией фактов без развернутых комментариев, отметив при этом схожесть происходящих событий с голливудским фильмом, чем еще раз продемонстрировали различие в подходах европейских и американских СМИ к освещению событий в латиноамериканском регионе.

Действия США в информационном противоборстве с блоком АЛБА направлены главным образом на обозначение таких внешних и внутренних угроз, которые могли бы дискредитировать правительства этих стран, как перед европейскими партнерами, так и перед электоратом стран АЛБА.

В качестве внутренних угроз для стран АЛБА США приводят такие проблемы, как снижение уровня жизни средних слоев населения,угроза частному бизнесу (контроль государства над нефтяными ресурсами), превращение страны в новый социалистический лагерь с постепенным обособлением от мирового сообщества и тотальным контролем за населением страны.

Внешней угрозой стран АЛБА, сформулированной США, является возобновление холодной войны под патронажем России, в которой страны АЛБА будут марионетками, угроза шовинизма со стороны АЛБА.

Как показывает опыт информационных противоборств США против стран АЛБА, информационными мишенями в этих странах являются подразделения вооруженных сил, СМИ, органы государственной власти.

Совместная политика в области ведения информационных противоборств стран АЛБА и ЕС является одним из важнейших внешнеполитических ориентиров стран АЛБА в их информационном противоборстве с США. В период 2009-2012 гг. страны АЛБА оказывали влияние на международные СМИ с целью формирования отрицательной репутации США. Укрепляющийся внешнеполитический диалог стран АЛБА с ЕС, объединяющий два региона на базе платформы недопущения диктата какой-либо державы в международных отношениях открывает перспективы для формирования новых центров силы, противостоящих сложившейся в мире монополярности.

Однако следует отметить, что на фоне сближения стран АЛБА с Сирией, Ираном и рядом африканских государств, в информационном противоборстве США и стран АЛБА Европа занимает центристское положение, поддерживая американскую ближневосточную политику, направленную на международную изоляцию Ирана, тем самым, ставя под угрозу развитие выгодного для себя проекта по строительству совместной Ирано-Венесуэльской судоходной компании, предназначенной для экспорта венесуэльской нефти в Европу и рискуя обострением европейско-латиноамериканских отношений в целом.

 

Дипломатические миссии США в странах АЛБА перед попыткой государственных переворотов.

Страна

Посол/дипломатический советник

Дата назначения

Предыдущая деятельность в области информационных противоборств

Боливия

Филипп Голдберг

2006 г.

В 1990-х гг. принимал участие в организации развала югославского государства, занимая различные дипломатические должности в Боснии и Косово.

Гондурас

Уго Льоренс

Июль 2008 г.

Кубинец, попавший в США после операции «Питер пен»; Специалист по терроризму.

Никарагуа

Роберт Каллахан

Август 2008 г.

Работал в посольствах США в Ла Пас (Боливия), в Сан-Хосе (Коста Рика), и являлся почетным профессором в Национальном военном колледже США в Ираке. Создал отдел печати и пропаганды в Управлении национальной разведки в Вашингтоне, которое в настоящее время является самой мощной организацией американской разведывательной сети.

Венесуэла

Отто Рейх

2004 г.

Кубинец, сменил несколько постов при правительствах Рональда Рейгана, Джорджа Х. В. Буша и Джорджа У. Буша. Был президентским послом по особым поручениям в Западном полушарии, заместителем госсекретаря по делам Латинской Америки, послом Соединенных Штатов в Венесуэле, помощником администратора Агентства международного развития США.


Вернуться назад