ИНТЕЛРОС > №6, 2012 > ИСЛАНДИЯ И КИТАЙ. О роли и значении малого островного государства

Поляков В.Г.
ИСЛАНДИЯ И КИТАЙ. О роли и значении малого островного государства


16 июля 2012
Статья в Financial Times в конце августа этого года о планах Китая в отношении Исландии вызвала интерес к малому островному государству в Северной Атлантике, расположенному в приполярной зоне на полпути между Западной Европой и Северной Америкой. 

Статья носила явно алармистский характер, характеризуя экономические и геостратегические намерения Китая в этой части мира, и призывала Рейкьявик придерживаться евроатлантической солидарности и проявлять сдержанность в сближении с Китаем. Бывший министр иностранных дел Дании Уффе Эллеман Йенсен весьма едко отозвался на эту публикацию, сравнив статью с сюжетом фильмов о Джеймсе Бонде времен «холодной войны».

Поводом для столь углубленного анализа возможных китайских планов послужила информация о планах одного из бывших партаппаратчиков Китая, а ныне предпринимателя и миллионера Хуана Нубо, приобрести крупный земельный участок Grimsstadir a Fjollum в необжитом районе на северо-востоке Исландии. Как объяснил китайский девелопер, состояние которого оценивается в 890 млн.долларов, он решил на площади в 300 кв.км построить туристский комплекс с 5-звездочной гостиницей, взлетно-посадочной полосой, полями для игры в гольф, площадкой для запуска воздушных шаров с пассажирами, прокладкой конно-спортивных маршрутов. Весь проект оценивается в 100 млн.долларов. За приглянувшийся участок китайский бизнесмен был готов уплатить его владельцам 8,8 млн.долларов.

В самой Исландии планы создания туристического и спортивного комплекса вызвали ожесточенные дискуссии. Часть политиков, прежде всего из числа радикально настроенных исландских зеленых, категорически возражали, полагая, что речь идет о распродаже природных ресурсов и изменении природного девственного ландшафта страны, который сам по себе является привлекательным для зарубежных туристов, стремящихся соприкоснуться с первозданной природой. Одним из аргументов зеленых служит тот факт, что 300 кв.км этого участка составляют не много ни мало как 0,3% всей территории острова вулканического происхождения. При этом там протекают ручьи и речушки, питаемые исландскими ледниками, то есть участок богат водными ресурсами. Ну а в недрах, как и в большинстве районов страны, должны быть геотермальные источники.

Однако им энергично возражают сторонники динамичного развития туристического сектора страны и в целом привлечения иностранных капиталов в Исландию. Среди них бывший лидер ныне правящей партии Объединенные Левые (социал-демократы) Ингибьерг Гисладоттир, которая в свое время возглавляла министерство иностранных дел и внешней торговли страны, а еще ранее была мэром столицы Рейкьявик. Сторонниками такого рода проектов выступают министерство туризма страны, а также местные власти многих частей страны, опасающихся прогрессирующей депопуляции своих регионов. Дело в том, что в послевоенный период в стране образовались два динамично развивающихся центра: столичный мегаполис, в котором сосредоточено более 60% из 319-тысячного населения страны, и «северная» столица острова – Акурейри. Эти два региона продолжают как магнит притягивать прежде всего молодежь из большинства частей страны, обрекая их на перманентное депрессивное состояние и увядание. При этом большая часть острова – это гигантская, крупнейшая в Европе, каменистая пустыня, озеленение которой и, соответственно, освоение, одна из стратегических долгосрочных задач страны.

Хозяева участка, вызвавшего столь бурные дебаты, указывали, что на протяжении многих лет никто не интересовался проектами его освоения, и предлагаемая китайцем сумма их вполне устраивала для начала обустройства этого пустынного участка страны. Скорые на проведение опросов исландские СМИ в сентябре определили, что 59% опрошенных в стране одобряют китайский проект.

Однако им в свою очередь решительно оппонируют местные зеленые. По их подсчетам, всю территорию страны, если исходить из стоимости выставленного на продажу земельного участка, можно купить всего лишь за 3 млрд.долларов. К подобным настроениям в стране вынуждено прислушиваться нынешнее коалиционное правительство, состоящее из представителей социал-демократов и зеленых. В этой связи министр внутренних дел страны Обмундур Йоннансон выразил сомнение в целесообразности этой сделки, сославшись на решения парламента - Альтинга о том, что иностранцы не имеют право покупать исландские земли и исключения недопустимы.

В самом Альтинге споры по китайскому проекту идут параллельно с жаркими обсуждениями тем обеспечения суверенитета, независимости и контроля за природными ресурсами. При этом идет столкновение зачастую диаметрально противоположных позиций. Как сообщало агентство Iceland Review Оn Line, парламентская фракция партии Левые Зеленые в полном составе, а также три ныне выступающие как независимые, недавно вышедшие из этой партии члена Альтинга, внесли 31 мая этого года проект резолюции о прекращении членства страны в НАТО. По сообщению агентства RUV, в сопровождающем проект резолюции документе сообщается, что Исландия с гордостью относит себя к миролюбивой стране. Однако в то же время она прямо или косвенно поддерживает военные действия, осуществляемые НАТО. Парламентарии обоснованно считают, что НАТО стало более воинственной, чем когда бы то ни было ранее. Поэтому Исландия не должна больше оставаться членом этой организации. Вносившая эту резолюцию Гудфридур Лилья Гретасдоттир сослалась в этой связи и на действия НАТО в Ливии. В Альтинге она поставила вопрос о том, что пора пересмотреть устаревшую политику времен холодной войны относительно того, как надо подходить к внутренним конфликтам и извлечь уроки из войн в Афганистане и Ираке. Она же резко раскритиковала и китайский проект освоения северо-востока страны. Председатель парламентской фракции оппозиционной Независимой партии (консерваторы), традиционно занимающей пронатовские позиции, Рагнхейдур Элин Аурнадоттир прокомментировала внесение этой резолюции и заявления Г.Л.Гретасдоттир, назвав их «детским чистоплюйством».

Немалые споры в политической жизни страны вызывает и тема заявки на вступление Исландии в Евросоюз. Наиболее болезненным для Исландии является вопрос суверенных прав на рыбные ресурсы в омывающих берега острова водах Северной Атлантики. Сельскохозяйственное и рыболовное лобби страны опасаются, что Исландия потеряет национальный контроль над сельским хозяйством и рыбными ресурсами и не обеспечит продовольственную безопасность страны. Министра сельского хозяйства и рыболовства Йоуна Бьярнасона от партии Новые Зеленые называют главным препятствием в ходе переговоров Исландии с ЕС. Министр иностранных дел и внешней торговли и главный переговорщик с Брюсселем Эссур Скарпьединссон обвинил его в отходе от согласованной линии правительственной и парламентской позиции по вступлению в ЕС. По последним опросам общественного мнения, в том числе проведенных в сентябре этого года, почти 37% опрошенных исландцев выступают за то, чтобы отозвать заявку Исландии на членство в ЕС. Столько же высказывается за идею проведения общенационального референдума о целесообразности членства страны в Евросоюзе. Большинство – 63,4%, однако, ждут итогов переговоров с Брюсселем. Наиболее последовательно против членства в ЕС выступает Независимая партия. К консерваторам присоединяются некоторые члены оппозиционной Прогрессивной партии и отдельные активные, в том числе и руководящие, члены правящей партии Новые Зеленые, часть которых выступают и против НАТО. Последние при этом ратуют за образование самостоятельной партии. В целом по вопросу интеграции в Большую Европу формируется некая неформальная разношерстная коалиция исландских правых и левых евроскептиков. Одновременно активизируют деятельность противники членства в НАТО и критики внешней политики США.

Явный дискомфорт в Рейкьявике испытывают в связи с периодически усиливающимся давлением на него ведущих стран ЕС, в частности Великобритании, а также США в связи с отказом Исландии присоединиться к введенному в 1982 г. Всемирной китобойной комиссией мораторию на коммерческий промысел китов. Исландская сторона уверяет, что ограниченный промысел ведется в прибрежных водах исключительно в исследовательских целях, мониторинга и возможного регулирования запасов рыбных и в целом биологических ресурсов в своей экономической зоне. Однако эти доводы отвергаются на высоком уровне. Конгресс США 7 сентября этого года потребовал от президента Обамы крутых мер против Исландии, включая экономические санкции, в связи с исландским китобойным промыслом. 15 сентября Обама, правда, поручил ограничиться дипломатическими демаршами на любых переговорах с исландцами.

На фоне этой политической сумятицы в исландских правящих и оппозиционных кругах как явное напоминание о натовских союзнических обязательствах Исландии вброшена антикитайская «страшилка»в упомянутой Financial Times. Дескать, за планами китайского девелопера стоят амбициозные планы Пекина, стремящегося в будущем использовать остров как перевалочную базу на пути своих товаров из Китая в Западную Европу, учитывая потепление климата и возможности коммерческого судоходства по Северному морскому пути уже с 2035 года. Китай явно продвигает свои геополитические и торгово-экономические интересы в Арктическом регионе. Западу следует проявлять бдительность. Газета подчеркивает, что Исландия занимает стратегическое положение в Атлантике, является членом НАТО и, соответственно, прикрыта «зонтиком» натовских гарантий безопасности и поэтому обязана придерживаться своего «места в строю». От ключевых стран-членов НАТО будет зависеть и решение о принятии Исландии в Европейский Союз.

В Пекине шумиха вокруг девелоперского проекта бывшего китайского партаппаратчика вызвала, судя по сообщениям китайских агентств, раздражение и рекомендацию отказаться от намеченных планов «рядового» китайского миллионера. Инвестиции инвестициями в каменистый пейзаж, но Китаю должен быть интересен многолетний опыт применения современных западных технологий в Исландии по «утилизации» «чистых» возобновляемых источников энергии, в том числе гидро- и геотермальных ресурсов. В отсутствии минеральных богатств ими эффективно пользуется Исландия. Китайский экономический гигант не может не осознавать своих слабых международных позиций в области экологической безопасности и игнорировать мнение пусть аморфных, но реально существующих международных экологических кругов, а также опасения соседей Китая, включая Россию, в связи с деградацией природной среды в Китае, вызванной его экономическим ростом. Китай вынужден внимательно присматриваться к мировому, в том числе исландскому опыту формирования «зеленой экономики», исключающей загрязнение окружающей среды и обеспечивающей высокое качество жизни населения. А это означает впечатляющие показатели по продолжительности жизни населения, эффективное здравоохранение и образование, социальную мобильность и многое другое. Впрочем заметим, что это совсем не исключает очевидных намерений ограниченного в ресурсах Китая к проработке собственных масштабных планов будущего освоения природных богатств арктического шельфа и использования новых транспортных коммуникаций, в том числе в Северной Атлантики. Поэтому нетрудно предсказать, не впадая в пропагандистский психоз, и неизбежное усиление китайского экономического присутствия в этом регионе в контексте процесса глобализации мировой экономики.

В самой же Исландии динамика внутриполитической борьбы ведет к той черте, когда надо будет определиться с ролью и местом страны в евроатлантическом пространстве. В годы «холодной войны» пресловутая «советская военная угроза» удерживала Исландию в рядах НАТО, несмотря на серьезное антинатовское движение. Трудно поверить в то, что антикитайская «страшилка» сыграет сколь-либо существенную роль. Скорее речь идет об исходе противоборства тех сил, которые жестко отстаивают национальную идентичность и суверенные права малой островной республики, и тех, которые видят будущее республики и ее устойчивое социально-экономическое развитие в дальнейшей интеграции в Большую Европу. При этом линии размежевания порой могут быть подвижны, а сами оппоненты могут пойти на принятие компромиссных решений.

Исландия, как и подавляющее большинство стран Европы, испытала потрясения финансового и экономического кризиса 2008-2009 гг. Его результатом является серьезное политическое и социально-экономическое напряжение в этой североевропейской стране. В частности, весной этого года страна была на грани парламентского и правительственного кризиса. В последние месяцы статистика фиксирует определенные признаки экономического оздоровления, в том числе в сфере занятости.

Для окружающего маленькую Исландию большого мира, в том числе и для России, ее ценность заключается, разумеется, не в якобы ключевой с точки зрения безнадежно замшелых военных доктрин так называемом стратегическом расположении в приполярной Атлантике. Важен ее опыт рационального использования не столь обильных природных ресурсов, прежде всего охрана рыбных запасов и их возобновления. Уникален опыт создания«чистой» энергетики, основанной на возобновляемых гидро- и геотермальных источниках и в целом поиск модели «зеленой экономики», а также бережного отношения к природной среде как важнейшей предпосылки благополучия и устойчивого развития этой малой страны.


Вернуться назад