ИНТЕЛРОС > №1-2, 2015 > Синдром хронической задолженности

Синдром хронической задолженности


27 января 2015
Синдром хронической задолженности
Reuters© 
31 декабря, когда на пространстве бывшего СССР дорезались последние салаты, президент Украины Петр Порошенко подписал закон о бюджете на 2015 год. Правда, даже лояльные Украине наблюдатели и местные эксперты не считают этот документ новогодним подарком. Напротив, называют его малореалистичным и ведущим к финансовому краху.
Новый год соседнее государство и так встретило в преддефолтном состоянии. И новые финансовые вливания (к примеру, 7 января в Берлине представители Германии и Украины подписали совместный документ о намерении выделить Киеву кредит 500 млн.), поступающие от международных финансовых институтов в лице Международного валютного фонда и Всемирного банка, не разряжают обстановку, а только усиливают долговые проблемы. Эксперты, опрошенные «Миром и политикой», не сомневаются, что Украина напоминает финансовую пирамиду. Почему так происходит, к чему это приведет и есть ли выход?
Как копились долги
Бюджет на будущий год верстался тяжело. Верховную раду не устраивали параметры, заложенные правительством в главный финансовый документ. Многие депутаты утверждали, что и вовсе не видели бюджет. Во всяком случае, дискуссии завершились только в пять утра 29 декабря, когда за документ проголосовало 233 законодателя, что всего на шесть человек больше минимума, необходимого для принятия законопроекта.
Премьер Арсений Яценюк сразу обозначил вариант бюджета как временный, обещав внести поправки 15 февраля. Необходимость скорейшего принятия сырого документа Яценюк пояснил требованиями МВФ. Если бы бюджет не приняли до Нового года, то миссия кредитора собиралась отложить своей приезд. И под вопросом оказались бы поступления новых траншей финансовой помощи, без которой Украина не может обслуживать огромный долг, который в общей сложности составляет почти $140 млрд.
Долговые проблемы, конечно, не стали следствием действий нового правительства, которое пришло к власти на волне последней революции. Они копились годами. Достаточно сказать, что в независимой Украине экономика в 1992-1999 годах только падала. И первый рост был достигнут в 2000 году. И после первого Майдана показатели достигли впечатляющих уровней. Но платой за это было увеличение внешнего долга. Средства понадобились, в том числе, на повышение социальных обязательств, обещанных в ходе «оранжевой революции» Виктором Ющенко.
Это проблема всей экономической системы, которую последовательно выстраивали правительства разных составов, доведя сумму валового внешнего долга до S140 млрд (сумма государственного и гарантированного государством долга составляет около $70 млрд). Резкий рост долга на $60 млрд с $40 млрд произошел в период премьерства Юлии Тимошенко. Проблем на $40 млрд добавило правительство под руководством Николая Азарова.
Нынешнее правительство получило страну уже в таком виде и даже немного снизило внешний долг за два осенних месяца. Но принципиально это ничего не меняет - в итоге Украина сейчас напоминает финансовую пирамиду, пик которой показался из-за облаков. При этом процесс принятия бюджета на 2015 год свидетельствует о том, что пока инструментов для разгребания проблем власти страны не нашли. Комментируя новый бюджет, экономист Андрей Илларионов был категоричен – уже к концу января страну может ожидать дефолт.
Тревожные симптомы
Незадолго до новогодних праздников рейтинговое агентство Moody's выпустило релиз на основе кредитного анализа Украины. Вывод, к которому пришли специалисты агентства, оказался весьма печальным. Moody's считает, что политические и экономические риски обостряются, что вкупе с состоянием финансов усиливает риск дефолта страны. Фактически Украина находится в предбанкротном состоянии. Вот так, еще на подступах к Евросоюзу страна приблизилась к положению Греции, ставшей одной из крупнейших проблем объединения.
Как отмечает Moody's, из-за политической нестабильности и проблем с внешним долгом есть серьезные сомнения в способности Украины исполнять свои обязательства по внешним заимствованиям в ближайшие годы. Moody's ожидает, что экономика Украины сократится на 7,5% в 2014 году и еще на 6% в 2015 году. Все зависит от того, будет ли разрешен кризис. Пока ничто не говорит в пользу благоприятного решения, поскольку 2014 год усугубил проблемы, накапливаемые годами. Так, гривна обесценилась более чем на 50%, в результате чего инфляция выросла более чем на 20% по состоянию на начало декабря. Moody's ожидает, что дефицит бюджета по итогам 2014 года составит около 5% ВВП. По оценкам независимых украинских экспертов, этот показатель уже достиг 12%.
Эксперты агентства также отмечают, что на государственные финансы отрицательно повлияли конфликт в восточных регионах страны и экономический кризис. Риск дефолта растет, поскольку правительству необходимо погасить примерно $28 млрд внешнего долга.
Финансовая помощь
Международные финансовые институты Украину в тяжелом положении не бросают. Дело понятное – ведь речь идет не только о спасении экономики, но и затронута политическая честь. Поэтому уже в апреле 2014 года был согласован многомиллиардный пакет финансовой помощи. МВФ одобрил двухлетнюю программу кредитования stand-by на более чем $17 млрд., а Всемирный банк согласился занять на проекты $3,5 млрд. По миллиарду евро обещали Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк. Но пока страна не получила и 15% из одобренных средств. И с остальными траншами МВФ пока не спешит. В лучшем случае, срок очередных денежных поступлений – до конца первого квартала 2015 года.
Но даже если помощь придет оперативно и в полном объеме, то ее будет явно недостаточно для спасения экономики страны. В начале января финансист Джордж Сорос опубликовал объемную статью, в которой убедительно доказал, что Украине нужно $50 млрд.
Причем, по мнению финансиста, главным кредитором страны должен стать Евросоюз, хотя Украина и не входит в его состав. Но сделать это необходимо, чтобы защититься от России, которую, в свою очередь, тоже надо спасти от дефолта, чтобы не получить в Европе огромный финансовый взрыв. Сорос уверен, что такие большие средства нужны Украине, чтобы не только выполнять обязательства по существующим долгам, но и для проведения полномасштабных институциональных реформ. Главная часть которых – борьба с коррупцией.
Долг красен платежом, а не пузырем
Сам по себе большой долг критическим для страны не является. Достаточно посмотреть на то, что происходит в этом плане с развитыми странами. Например, внешние заимствования США уже достигли 107% ВВП, Евросоюза – 101% ВВП. По отдельным странам этот показатель приблизился к 400% ВВП. Но долг долгу рознь. Если страна является эмитентом одной из мировых валют, то ситуация решается простым «включением печатного станка». Причем свежая ликвидность вливается в экономику для ее оживления. Этот вариант тоже спорный, но, по крайней мере, в текущем моменте приносящий свои плоды.
Украинской гривне в параде валют далеко до доллара или евро. Более того, средства, с трудом привлеченные из-за рубежа, для экономических реформ не используются. И эту проблему эксперты считают главной. Фактически все финансовые вливания используются для поддержания жизнеспособности пирамиды.
- Да, Украина сейчас чрезвычайно напоминает финансовую пирамиду, - соглашается старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Максим Плешков.
Правда, говорит эксперт, при этом у Украины до недавнего времени наблюдалось положительное сальдо торгового баланса.
- Но сказать, как долго сохранится это положительно сальдо, когда снижается ВВП страны, я затрудняюсь. Так что кредитное качество страны действительно выглядит как низкое, - подчеркивает Плешков.
А экономист Владислав Жуковский считает, что платежный баланс разваливается на глазах и по текущему счету, и по капитальному. Причина – рекордный за всю историю наблюдений отток капитала, который наблюдается в стране.
Конечно, украинские власти стараются перехватить везде, где можно, да и сколько дадут. Но это не спасает положение, а лишь оттягивает развязку.
Что делать
Сами по себе формальные поступления от международных фондов проблему не только не решают, но и усугубляют. «Учитывая, что около 60% государственного долга номинировано в иностранной валюте, мы ожидаем роста долговой нагрузки – с 41% ВВП в 2013 году до 72% в 2014-м и до 83% в 2015-м», - прогнозирует Moody’s.
Экономисты видят только один выход из состояния финансовой пирамиды – не только обслуживать обязательства, но и вливать деньги в экономику.
Пока же бюджет говорит о том, что никаких существенных шагов в этом смысле не планируется. Доходы бюджета-2015 475 млрд грн, что более чем на четверть больше плана 2014 года. При этом, по данным Госказначейства, в прошлом году бюджет недобрал более 8% доходов. Именно поэтому эксперты называют документ на 2015-й малореалистичным. Тем более что, по оценкам МВФ, падение ВВП может составить 7-9%. Кстати, в законе о бюджете правительство заложило куда более скромный показатель – 4,3%.
Доходную часть бюджета будут пытаться повышать за счет увеличения тарифов для населения, а также за счет увеличения налогового бремени на бизнес и граждан. В проекте бюджета содержится более 10 пунктов, усиливающих фискальное бремя. Украинские эксперты называют этот путь тупиковым.
Это, с одной стороны, приводит к уходу доходов, в том числе бизнеса, в тень. И плоды этой политики уже видны. Так, министр социальной политики страны Павел Розенко признал, что количество пенсионеров, зарегистрированных в Пенсионном фонде, превысило на 500 тысяч количество человек, которые официально платят страховые взносы. Такая динамика, по словам чиновника, возникла в последний год. Что уже привело к дефициту бюджета на следующий год в 90 млрд гривен.
С другой стороны, снижение доходов, наблюдающееся из-за инфляции и девальвации гривны, уменьшает потребительскую активность, являющуюся экономическим драйвером. Любопытный факт, о котором почему-то мало говорят, но еще в прошлом году глава МВФ Кристин Лагард обмолвилась, что, вероятней всего, в случае с Грецией была допущена серьезная ошибка. Требования о снижении расходов привели к усугублению рецессии и финансовых проблем.
Фактически помощь МВФ приводит к замкнутому кругу – стране выдаются деньги, которые тратятся на обслуживание уже имеющихся обязательств. При этом экономическому оздоровлению средства никак не способствуют. А экономика Украины нуждается не просто в оздоровлении. Ее надо спасать.
Приватизация или дешевая распродажа?
Правда, правительство Украины видит и еще один путь для привлечения средств. Спасение, как считают министры, можно искать в приватизации госактивов. Понятное дело, что внутри страны не найдется инвесторов. Ставка делается на иностранцев. Министр экономического развития Украины Айварас Абромавичус уже представил Раде свое видение приватизации.
- Среди стратегических предприятий у нас сейчас находятся 1478. Мы оставили всего до 551 объекта, после консультации с общественностью и министерствами, - рассказал законодателям Абромавичус.
Он также выразил надежду, что эти лучшие предприятия удастся «собрать в холдинг, который потенциально также отдать в управление какой-то из лучших управляющих компаний мира».
- Приватизация предприятий должна принести в бюджет дополнительные средства. Так что это может быть и неплохо для экономики Украины. Все зависит от того, за какую цену предприятия будут приватизироваться, - размышляет Плешков.
Владислав Жуковский соглашается, что на Украине есть привлекательные для зарубежных инвесторов активы. Например, плодородные черноземные земли, портовая инфраструктура, металлургическая, угольная и нефтехимическая промышленность, спорный рынок сероводородов, который тоже могут рассмотреть в качестве объекта для покупки. Не говоря уже об энергетической отрасли, которая всегда является привлекательной.
- Но нужно понимать, что зарубежный бизнес благотворительностью не занимается. С учетом того, что экономика страны находится в разрухе, иностранцы могут скупить все за копейки. Как это было, например, в 70-ые годы прошлого века в Юго-Восточной Азии, - говорит Жуковский.
И панацея, в качестве которой правительство рассматривает приватизацию, скорей всего обернется усугублением проблем.
Так что же - тупик?
- Почему же? – размышляет экономист. – Если тратить привлеченные средства на экономику, а не на личное обогащение, махинации с внешним долгом и липовые контракты с зарубежным бизнесом, то страну еще возможно восстановить, учитывая богатые ресурсы.
Вопрос – что выберет нынешнее правительство Украины. Ведь долго списывать долги на предшественников не получится.

Вернуться назад