ИНТЕЛРОС > №9, 2013 > Почетная головная боль

Диана Мачулина
Почетная головная боль


13 ноября 2013

Почетная головная боль

Местом проведения международной биеннале современного искусства «Манифеста» в ее юбилейный десятый выпуск избран Санкт-Петербург, основная площадка — Эрмитаж. Что это — повод для гордости или источник проблем, и кому вообще это нужно? История «Манифесты» всегда сопровождалась конфликтами и трудностями. Но именно в этот раз в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с великим музеем экспериментальная биеннале может исполнить свою задачу — выявить проблемы города и помочь их разрешить, а заодно избавиться от собственных недостатков. Атмосфера скандала вокруг события сгустилась сразу же: члены российского арт-сообщества возмутились тем, что прогрессивная команда «Манифесты» оказала честь городу, в котором принимаются законы против сексуальных меньшинств, казачьи отряды требуют запретить спектакль по «Лолите» и побивают камнями окна в музее Владимира Набокова, а испуганные институции отказываются принять выставку ICONS о религиозной тематике в современном искусстве. Как же, по мнению критиков, могла «Манифеста» выказать свое отношение к подобному нарушению свободы слова и прав человека — отказаться от мероприятия? Партнером биеннале является Эрмитаж, а не Законодательное собрание города, и отмена мероприятия ударила бы не по чиновникам, а по самой «Манифесте», которая в результате лишилась бы уникальной возможности сотрудничать с музеем мирового уровня. Для Эрмитажа пригласить столь известное событие — значит выиграть в борьбе за культурное превосходство с Москвой и получить первенство в менее важной, но имеющей место конкуренции между петербургскими музеями


Вернуться назад