ИНТЕЛРОС > №27, 2011 > Юридический практикум

Юрий Александров
Юридический практикум


24 января 2012

Новое в законодательстве

Правительством РФ подготовлен перечень отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией (Постановление Правительства РФ от 18.05.2011 № 394 «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией»).

В утвержденный перечень включены, в частности, следующие виды деятельности: деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ; работы в качестве членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, диспетчеров, осуществляющих организацию и управление воздушным движением; работы на морских судах, судах смешанного (река – море) плавания и на судах внутреннего плавания; все виды деятельности в области использования атомной энергии; деятельность, связанная с оборотом оружия; аварийно-спасательные работы; подводные работы; подземные работы; медицинская деятельность; педагогическая деятельность; работы в детских и подростковых сезонных оздоровительных организациях; работы на рабочих местах с вредными или опасными условиями труда (4 класс), установленными по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда.

Названные меры приняты, чтобы защитить здоровье, нравственность, права и законные интересы граждан, обеспечить оборону страны и безопасность государства.

Сексуальными преступлениями против несовершеннолетних будет заниматься Следственный комитет России (Федеральный закон от 03.06.2011 № 119-ФЗ «О внесении изменений в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Изменена подследственность уголовных дел о половом сношении, мужеложстве или лесбиянстве, развратных действиях, совершенных в отношении лиц до 16 лет.

Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьями 134 УК РФ «Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста» и 135 УК РФ «Развратные действия».

Ранее указанными преступлениями занимались следователи органов внутренних дел. Однако данные деяния обладают большой степенью общественной опасности и высокой латентностью. Они труднодоказуемы. В связи с этим такие дела и переданы в ведение Следственного комитета России.

Поправки применяются в отношении уголовных дел, возбужденных после вступления в силу данного Федерального закона.

Состав суда будут формировать с использованием автоматизированной информационной системы (Федеральный закон от 14.06.2011 № 140-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Расширены процессуально допустимые способы формирования состава суда для рассмотрения конкретного дела. Для этого допускается использовать автоматизированную информационную систему, что позволит исключить влияние лиц, заинтересованных в исходе разбирательства.

Также учитывается нагрузка и специализация судей.

Усилен контроль за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ (Федеральный закон от 14.06.2011 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»).

Принят закон, распространяющий действующие меры государственного контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, на их прекурсоры (соответствующий перечень прекурсоров будет внесен в список I). Напомним, что в данный список входят вещества, оборот которых в РФ запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ.

Так, в частности, согласно внесенным поправкам предусматривается обязательное лицензирование всех видов деятельности и устанавливается государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом прекурсоров, внесенных в Список I.

Закон вступит в силу по истечении 120 дней после его официального опубликования.

Расширен перечень наиболее общественно опасных составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, за совершение которых осужденные направляются для отбывания наказания в исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы (Федеральный закон от 27.06.2011 № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»).

В указанный перечень, установленный частью 4 статьи 73 УИК РФ, дополнительно включено: участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом (часть 2 статьи 208 УК РФ); организация экстремистского сообщества (статья 282.1 УК РФ); организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2 УК РФ).

В соответствии со статьей 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении.

В этой связи статья 81 УИК РФ дополнена положением, согласно которому совершение преступлений, перечисленных в части 4 статьи 73 УИК РФ, будет являться основанием для перевода указанных осужденных из одного исправительного учреждения в другое того же вида.

По мнению законодателя, внесенные изменения позволят повысить эффективность принимаемых мер, направленных на противодействие терроризму и экстремизму, а также избежать концентрации в исправительных учреждениях осужденных за совершение преступлений, представляющих повышенную общественную опасность.

Принят Закон, предоставляющий следственным органам возможность уничтожения наркотических средств, признанных вещественными доказательствами по уголовным делам, до вынесения приговора судом (Федеральный закон от 11.07.2011 № 195-ФЗ «О внесении изменений в статьи 82 и 165 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Принятые поправки устанавливают порядок обращения с доказательствами в виде изъятых из незаконного оборота наркотиков, психотропных средств, а также растений (их частей), которые содержат такие вещества либо их прекурсоры.

Установлено, что изъятые из незаконного оборота наркотические средства, психотропные вещества, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, после проведения необходимых исследований передаются для их технологической переработки или уничтожаются по решению суда в порядке, установленном Правительством РФ, о чем составляется протокол.

К материалам уголовного дела приобщается достаточный для сравнительного исследования образец изъятого наркотического средства, психотропного вещества, растения, содержащего наркотические средства или психотропные вещества, либо его части, содержащей наркотические средства или психотропные вещества.

Следователям (дознавателям) дано право возбуждать перед судом ходатайства о следственных действиях, касающихся реализации или уничтожения названных доказательств, а также доказательств в виде изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; предметов, длительное хранение которых опасно для окружающей среды или жизни и здоровья людей. Они будут делать это с согласия руководителей следственных органов/прокуроров.

При рассмотрении ходатайства о производстве следственных действий, касающихся реализации или уничтожения данных вещественных доказательств, в судебном заседании вправе также участвовать подозреваемый, обвиняемый, их защитники или законные представители.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Если подсудимый не согласен на участие присяжных заседателей, его дело смогут выделить в отдельное производство (Федеральный закон от 11.07.2011 № 194-ФЗ «О внесении изменений в статьи 236 и 325 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»).

Федеральным законом внесены изменения в статьи 236 и 325 УПК РФ.

Так, часть 1 статьи 236 УПК РФ дополняется пунктом 7, предусматривающим полномочия судьи принять по итогам предварительного слушания решение о выделении или о невозможности выделения в отдельное производство уголовного дела, если по уголовному делу, в котором участвуют несколько обвиняемых, один или несколько обвиняемых отказываются от рассмотрения уголовного дела судом с участием присяжных заседателей.

Часть 2 статьи 325 УПК РФ излагается в новой редакции, предусматривающей, в частности, что при решении вопроса о выделении уголовного дела в отдельное производство в случае отказа одного или нескольких подсудимых от рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей судом должно быть установлено, что выделение уголовного дела не будет препятствовать всесторонности и объективности разрешения соответствующих дел. При невозможности выделения уголовного дела в отдельное производство уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.

Дополнен список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (список I) (Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 № 540 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ»).

Раздел «Наркотические средства» указанного списка (постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681) дополнен следующими позициями: 6-дезоксикодеин; фенилацетилиндол [1-(1Н-индол-3-ил)-2-фенилэтанон].

В разделе «Психотропные вещества» данного списка к позиции «Амфетамин» отнесены производные этого вещества, за исключением производных, включенных в качестве самостоятельных позиций в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденный указанным постановлением Правительства РФ.

Аналогичные позиции включены в Постановление Правительства РФ от 07.02.2006 № 76 «Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Как оценивается и содержится предмет залога, внесенного по уголовному делу? (Постановление Правительства РФ от 13 июля 2011 г. № 569 «Об утверждении Положения об оценке, содержании предмета залога по уголовному делу, управлении им и обеспечении его сохранности»).

По уголовному делу может вноситься залог. Цель залога – обеспечить явку подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, предупредить совершение им новых преступлений.

Предметом залога выступают недвижимость, денежные средства, драгоценные камни (металлы) и изделия из них, акции и облигации. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести размер залога не может быть менее 100 тыс. руб., тяжких и особо тяжких – 500 тыс. руб.

Установлен порядок оценки и содержания предмета залога.

Залогодатель представляет в орган, в производстве которого находится уголовное дело, либо в суд (если началось разбирательство) подлинники документов о праве собственности на соответствующее имущество. Также нужно подтвердить, что отсутствуют ограничения (обременения) на него. При передаче в залог ценных бумаг, нужна выписка из ЕГРЮЛ, что эмитент не находится в процессе ликвидации и не прекратил свою деятельность.

Облигации принимаются в залог, если до наступления срока их погашения осталось не менее года.

Оформляется протокол с приложением акта приема-передачи предмета залога.

При оценке передаваемого имущества определяется его рыночная стоимость. Она должна быть произведена не ранее чем за 5 рабочих дней до даты подачи ходатайства о применении залога. Одновременно с последним представляются отчет об оценке, экспертное заключение на него и копия договора о ее проведении.

Условия содержания предмета залога должны исключать его подмену, повреждение, порчу, ухудшение или утрату его свойств.

Денежные средства хранятся на депозитном счете соответствующего суда, регионального управления (отдела) Судебного департамента при ВС РФ или органа следствия (дознания).

Расходы по оценке и содержанию имущества несет залогодатель.

Суды разъясняют

Что является основаниями отмены или изменения судебного решения судом кассационной инстанции?

Согласно части 1 статьи 381 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения судом кассационной инстанции являются такие нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных данным Кодексом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора. Названная норма определяет, таким образом, критерии, по которым нарушение уголовно-процессуального закона, выявленное при рассмотрении дела судом кассационной инстанции, может быть отнесено им к влекущим указанные в ней процессуальные последствия. О наличии нарушений уголовно-процессуального закона, подпадающих под эти критерии, суд кассационной инстанции может прийти к выводу, только проверив соблюдение установленных уголовно-процессуальным законом правил и выслушав доводы сторон. Соответственно, оценка того, может ли – исходя из обстоятельств конкретного дела – повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора выявленное судом кассационной инстанции нарушение уголовно-процессуального закона, и, следовательно, является ли оно основанием для отмены или изменения соответствующего судебного решения, относится к полномочиям суда кассационной инстанции.

(Определение КС РФ от 26 мая 2011 г. № 622-О-О)

Верховный суд РФ разъяснил нормы УК РФ, устанавливающие ответственность за преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды.

Разъяснены, в частности, вопросы определения объективной стороны таких преступлений и вопросы установления действительного мотива преступлений, которые могут подпадать под признаки преступлений экстремистской направленности. Также обращено внимание на то, что критика политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды. В постановлении напоминается и о нормах международного права, устанавливающих, что в отношении политических деятелей пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Пленум ВС РФ сформулировал выводы, которые должны учитываться при рассмотрении уголовных дел экстремистской направленности. Даны рекомендации относительно квалификации такого рода преступлений.

Подробно разъяснены объективная и субъективная стороны таких преступлений экстремистской направленности, как организация экстремистского сообщества и организация деятельности экстремистской организации (статьи 282.1 и 282.2 УК РФ), в том числе указана возможная деятельность руководителей, участников, структурных подразделений таких сообществ и организаций. Дано определение добровольного прекращения участия в деятельности экстремистской организации.

Отмечено, что в первую очередь в отношении их подлежит доказыванию соответствующий мотив их совершения. Если он установлен, преступление против жизни и здоровья уже не может квалифицироваться как предусматривающее иные мотив или цель.

Подчеркивается, что преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (либо по аналогичным мотивам в отношении какой-либо соцгруппы), следует отграничивать от деяний, совершенных на почве личных неприязненных отношений. Приведены обстоятельства, на которые следует ориентироваться для этого.

Разъяснено, что понимать под публичными призывами к экстремистской деятельности. Указывается, что вопрос о публичности подобных призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, размещение на сайтах, в блогах или на форумах и т.д.).

Под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать, в частности, высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

При этом перечисленные действия уголовно наказуемы, только если они совершены публично или с использованием СМИ.

В постановлении затронуты и вопросы процессуального характера, в частности вопросы назначения судом экспертизы тех или иных информационных материалов, как лингвистической, так и комплексной, к которой помимо лингвистов могут привлекаться и другие специалисты (психологи, историки, религиоведы, антропологи, философы, политологи и т.п.).

(Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»)

В каком случае допускается изменение обвинения во время судебного разбирательства?

Статья 252 УПК РФ устанавливает, что судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению (ч. 1) и что изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту (ч. 2). Данные нормы относятся к общим условиям судебного разбирательства и направлены на защиту интересов подсудимого.

(Определение КС РФ от 7 июня 2011 г. № 751-О-О)

Вправе ли суд, следователь или дознаватель прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон и в каких случаях они могут отказать в этом?

Да, вправе. В статье 25 УПК РФ закреплено правило, согласно которому суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в связи с примирением сторон.

Вытекающее из взаимосвязанных положений статьи 76 УК РФ и статьи 25 УПК РФ полномочие суда, следователя и дознавателя отказать в прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон направлено на достижение конституционно значимых целей дифференциации уголовной ответственности и наказания, усиления их исправительного воздействия, предупреждения новых преступлений и тем самым – защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. При этом указание в названных статьях на возможность освобождения от уголовной ответственности, на право, а не обязанность прекратить уголовное дело не означает произвольное разрешение данного вопроса уполномоченным органом или должностным лицом, которые, рассматривая заявление о прекращении уголовного дела, не просто констатируют наличие или отсутствие указанных в законе оснований для этого, а принимают соответствующее решение с учетом всей совокупности обстоятельств, включая вид уголовного преследования, особенности объекта преступного посягательства, наличие выраженного свободно, а не по принуждению волеизъявления потерпевшего, чье право, охраняемое уголовным законом, нарушено в результате преступления, изменение степени общественной опасности деяния после заглаживания вреда, личность подозреваемого, обвиняемого, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

(Определение КС РФ от 21 июня 2011 г. № 860-О-О)

В каких случаях лицо подлежит уголовной ответственности?

УК РФ, призванный обеспечить безопасность человека (ч. 1 ст. 7), предусматривает, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина (ч. 1 ст. 5), и что наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6). В рамках уголовного судопроизводства это предполагает по меньшей мере установление обстоятельств происшествия, в связи с которым было возбуждено уголовное дело, его правильную правовую оценку, выявление конкретного вреда, причиненного обществу и отдельным лицам, и действительной степени вины (или невиновности) лица в совершении инкриминируемого деяния.

(Определение КС РФ от 21 июня 2011 г. № 860-О-О)

В каких случаях судья возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом?

Согласно статье 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случаях, если: обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований данного Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе этого заключения или акта; копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, когда суд признает законным и обоснованным решение прокурора, принятое им в порядке, установленном частью 4 статьи 222 или частью 3 статьи 226 данного Кодекса; есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера; имеются предусмотренные статьей 153 данного Кодекса основания для соединения уголовных дел; при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные частью 5 статьи 217 данного Кодекса (ч. 1); при возвращении уголовного дела прокурору судья решает вопрос о мере пресечения в отношении обвиняемого; при необходимости судья продлевает срок содержания обвиняемого под стражей для производства следственных и иных процессуальных действий с учетом сроков, предусмотренных статьей 109 данного Кодекса (ч. 3).

(Определение КС РФ от 7 июня 2011 г. № 843-О-О)

Необходимо ли согласие родственников подозреваемого (обвиняемого) на прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого)?

Положения пункта 4 части 1 статьи 24 и пункта 1 статьи 254 УПК РФ, закрепляющие в качестве основания прекращения уголовного дела смерть подозреваемого (обвиняемого), за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего, в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования позволяют прекратить уголовное дело в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) без согласия его близких родственников, признаны не соответствующими Конституции РФ.

Конституционный суд РФ установил, что УПК РФ не предоставляет заинтересованным лицам, прежде всего близким родственникам подозреваемого (обвиняемого), возможности добиваться его реабилитации, настаивать на продолжении следствия или судебного процесса в случае его смерти, при наличии у них законного интереса, который может заключаться в желании защитить как честь и достоинство умершего и добрую память о нем, так и собственные честь и достоинство, страдающие ввиду сохранения неопределенности в правовом статусе умершего. Законный интерес этих лиц может иметь и имущественный характер, связанный с возможностью возмещения понесенных умершим расходов, включая процессуальные издержки, суммы, затраченные на получение юридической помощи, расходы на лечение, убытки в виде упущенной выгоды (не полученные в результате действий дознавателя, следователя, прокурора и суда заработная плата и другие денежные средства).

Конституционным судом определены, с изложением примерного хода следствия и судебного процесса после смерти подозреваемого (обвиняемого), изменения, которые федеральному законодателю необходимо внести в действующее правовое регулирование с целью обеспечения государственной защиты чести, достоинства и доброго имени подозреваемого (обвиняемого) и прав близких ему лиц.

(Постановление КС РФ от 14 июня 2011 г. № 16-П)

Вправе ли реабилитированный, уголовное дело в отношении которого было прекращено или приговор был изменен вышестоящим судом, обратиться с требованием о возмещении причиненного уголовным преследованием вреда в суд по месту жительства?

УПК РФ (ч. 2 ст. 135) установлено, что реабилитированный по уголовному делу вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в суд, постановивший приговор, вынесший постановление, определение о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, либо в суд по месту жительства реабилитированного, либо в суд по месту нахождения органа, вынесшего постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования либо об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений. При этом, в соответствии с УПК РФ, если уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, то требование о возмещении вреда направляется в суд, постановивший приговор.

Положение части 2 статьи 135 УПК РФ в той мере, в какой данное положение не допускает обращение реабилитированного лица с требованием о возмещении вреда, причиненного ему уголовным преследованием, в суд по месту жительства в тех случаях, когда в отношении этого лица уголовное дело прекращено или приговор изменен вышестоящим судом, признано не соответствующим Конституции РФ.

Как установил Конституционный суд РФ, ограничение права лиц, уголовное преследование которых прекращено вышестоящим судом, на альтернативную подсудность при обращении с требованием о возмещении вреда, причиненного уголовным преследованием, при наличии такого права у лиц, реабилитированных судом первой инстанции, не имеет объективного и разумного оправдания.

(Постановление КС РФ от 19.07.2011 г. № 18-П)


Вернуться назад