ИНТЕЛРОС > №25, 2011 > Юридический практикум

Юрий Александров
Юридический практикум


29 июня 2011

По материалам «Консультант Плюс» и «Гарант»

Новое в законодательстве

Административный надзор за освободившимися из мест лишения свободы (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

Принятый федеральный закон предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы. Главная его цель – предупредить совершение указанными лицами повторных преступлений и других правонарушений. Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Административный надзор устанавливается только судом на основании заявления исправительного учреждения (ИУ) или органа внутренних дел (ОВД), продлевается судом на основании заявления ОВД, досрочно прекращается судом на основании заявления ОВД или поднадзорного лица либо его представителя.

Административный надзор устанавливается на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством для погашения судимости, а в отношении лиц, имеющих судимость за преступления в отношении несовершеннолетних – на срок, установленный законодательством для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. Административный надзор заключается в установлении следующих административных ограничений: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации (установление данного ограничения является обязательным).

Срок административного надзора может быть продлен, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. Но если поднадзорный демонстрирует добросовестное поведение, он может быть сокращен.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора. Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Внесены поправки в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона ''Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы''»).

Внесены поправки в ГПК РФ, УПК РФ, УИК РФ, КоАП РФ и УК РФ. Они направлены на реализацию Закона об административном надзоре (АН) за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Изменениями в ГПК РФ установлена процедура рассмотрения дел об установлении, продлении, досрочном прекращении, частичной отмене и дополнении АН. Они относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений. По делу об установлении АН в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, заявление подается в суд по месту нахождения ИУ. В остальных случаях – по месту жительства или пребывания лица.

Дело об АН рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием самого лица, заявителя (ИУ или ОВД) и прокурора. О досрочном прекращении или частичной отмене АН может заявить как орган ОВД, так и само лицо.

Кроме этого в статьи УК РФ, определяющие понятия и последствия рецидива преступлений и судимости? включено упоминание «иных правовых последствий», под которыми подразумевается и установление административного надзора.

В УПК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми установлено, что дела об уклонении от административного надзора подсудны мировым судьям, а предварительное расследование по таким делам осуществляется в форме дознания.

Поправками к УК РФ и КоАП РФ предусматривается ответственность за уклонение от АН, несоблюдение сопутствующих ему ограничений (невыполнение обязанностей). Так, освобожденное из мест лишения свободы лицо, в отношении которого установлен АН, должно прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией ИУ срок.

За неприбытие без уважительных причин, а равно за самовольное оставление места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от АН, предусмотрено уголовное наказание. Это обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные – до 2 лет, либо лишение свободы – до 1 года.

За несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при АН, на поднадзорного может быть наложен административный штраф от 1000 до 1500 рублей либо административный арест на срок до 15 суток.

За невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, на поднадзорного может быть наложен штраф в размере от 500 до 1000 рублей либо ему может быть вынесено предупреждение.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2011 г.

Принят Закон, направленный на обеспечение прав и свобод граждан, страдающих психическими расстройствами, в том числе их права на судебную защиту (Федеральный закон от 6.04.2011 № 67-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации»).

Закон подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного cуда РФ от 27.02.2009 № 4-П, признавшим неконституционными ряд положений Гражданского процессуального кодекса РФ.

В частности, изменениями, внесенными в Закон РФ от 2.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», предусмотрено, что дача согласия на лечение, отказ от лечения, психиатрическое освидетельствование, помещение в психиатрический стационар, в психоневрологическое учреждение для социального обеспечения и выписка из него лица, признанного недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно осуществлять соответствующие действия, осуществляются по просьбе или с согласия его законного представителя. При этом законный представитель лица, признанного недееспособным, должен известить орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного о совершении соответствующего действия не позднее дня, следующего за днем его совершения.

Поправками, внесенными в ГПК РФ, предусмотрено, в частности, что на судебной повестке по делу о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным должна быть сделана отметка о необходимости вручения такой повестки адресату лично. Вручение такой повестки через иных граждан не допускается.

Гражданин, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, должен быть вызван в судебное заседание, если его присутствие не создает опасности для его жизни или здоровья либо для жизни или здоровья окружающих, для предоставления ему судом возможности изложить свою позицию лично либо через выбранных им представителей. Если личное участие гражданина в проводимом в помещении суда судебном заседании по делу о признании гражданина недееспособным создает опасность для его жизни или здоровья, данное дело рассматривается судом по месту нахождения гражданина, в том числе в помещении психиатрического стационара с участием самого гражданина.

Кроме того, гражданин, признанный недееспособным, получил право лично либо через выбранных им представителей обжаловать решение суда в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Дополнен перечень лиц, имеющих право посещать следственные изоляторы без специального разрешения (Федеральный закон от 5 апреля 2011 года № 49-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона ''О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений''»).

Принятый Федеральный закон направлен на усиление государственного и общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного пребывания. В этих целях статья 7 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» дополнена перечнем лиц, имеющих право без специального разрешения посещать следственные изоляторы и изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также гауптвахты.

Федеральным законом предусматривается, что посещать места принудительного пребывания подозреваемых или обвиняемых имеют право: Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, представители международных организаций на основании соответствующих международных договоров Российской Федерации, руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, Генеральный прокурор и уполномоченные им прокуроры, а также члены общественных наблюдательных комиссий.


Вернуться назад