Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №119, 2013
В 2012 году Германский исторический институт в Москве (ГИИМ) открыл свою серию международных научных форумов трехдневной конференцией «Мороз, лед и снег: холодный климат и русская история», организованной в сотрудничестве с Институтом экологической истории в Мюнхене (RCC) и прошедшей с 16 по 18 февраля в помещениях ГИИМ на Нахимовском проспекте. Начав вступительную речь строчкой «Ой, мороз, мороз, не морозь меня», директор института, профессор Николаус Катцер, поприветствовал собравшихся гостей — как уже широко известных ученых, так и только начинающих историков, географов и социологов из Великобритании, США, Германии, Франции, Польши, Эстонии, Ирана, Украины и России.
Таким образом, задуманная изначально в рамках экологической истории, конференция оказалась как интернациональной, так и интердисциплинарной.
Член оргкомитета Андреас Реннер (Тюбинген) указал на основную идею конференции: рассмотреть природные явления холода как в первую очередь культурные конструкты. В этом ключе и прозвучали доклады на русском и английском языках, разбитые на семь тематических блоков и посвященные социологическим, научным, военным, культурологическим, литературным и художественным аспектам предложенной темы. Традиционно много времени было уделено возможностям для дискуссии, так что целиком оправдалась надежда главного идеолога конференции Юлии Херцберг (Мюнхен) на «хладнокровные доклады и их горячее обсуждение».
Первый день конференции был, в большинстве своем, посвящен адаптационным процессам в условиях неожиданно снежной и морозной зимы. В рамках тематического блока «Обычные и необыкновенные времена» Светланой Рафиковой (Красноярск) в докладе «Сибирскиеморозы и повседневные адаптационные практики горожан» был сделан обзор особенностей разных уровней адаптации жителей сибирских регионов России к холодному климату. А в докладе «Победить кризис: стратегии приспособления и выживания зимой 1946—1947 гг. в Днепропетровске, Лодзи, Эссене и Манчестере» Катаржина Химияк ( Варшава) рассказала о своем проекте сравнительного изучения поведения жителей стран Западной и Восточной Европы в условиях неожиданных холодов. Эти доклады, основанные на социокультурном анализе и использующие в качестве источниковой базы прежде всего нарративные документы, послужили поводом для первой оживленной дискуссии. Особенно горячо обсуждалась сама допустимость термина «адаптация» в историческом контексте; поступали предложения заменить его более конкретным аналитическим понятием акклиматизации или же провести четкую границу между физической, психологической, политической и прочими формами адаптации. Светлана Рафикова обратила, однако, внимание коллег на то, что при исследовании нарративных эгодокументов такое разграничение адаптативных практик и механизмов является чрезвычайно трудоемкой работой, а подчас и попросту невозможно. Это обсуждение выявило одну из основных проблем русскоязычной экологической истории — острую нехватку первичных исследований, способных послужить базой для более широких, обобщающих научных проектов.
Также в процессе обобщения двух первых докладов профессором Клаусом Геством (Тюбинген) были предложены две основополагающие характеристики, определяющие изначальное отношение человека к холоду и являющиеся, таким образом, исходными аналитическими позициями: позитивное восприятие его как вызова, в основном свойственное жителям областей с климатическими экстремумами, и негативное восприятие холода как угрозы, характерное для менее привычного населения. То или иное отношение само про себе определяет стратегии выживания, образ передачи информации и т.д. Правомерность и даже необходимость подобной дифференциации уже на начальных уровнях каждого исследования, посвященного влиянию климата на повседневность человеческой жизнедеятельности, показали все дальнейшие доклады.
Технологической и материальной адаптации к необычно сильным холодам и снегопадам во время ведения боевых действий были посвящены два последующих доклада. Александр Кузьминых (Вологда) в докладе «Вермахт и русская зима: влияние климатического фактора на немецких военнослужащих на фронте и в советском плену (1941—1956 гг.)» рассмотрел влияние мороза на постепенное изменение военных практик во время Великой Отечественной войны, а также на повседневную жизнь немецких военнопленных. В ходе обсуждения этого доклада Клаус Гества обратил внимание на то, что, хотя Вторая мировая война сыграла важнейшую роль в истории метеорологии и ее мобилизации для военных нужд, нам до сих пор очень мало известно о развитии этой науки в Советском Союзе.
Энтони Дж. Вуд (Абердин) в рамках своей работы «Военный транспорт в холодном климате: Российские железные дороги (июль 1914 — март 1917 гг.)» рассмотрел особенности работы железнодорожной системы в Центральной России, обусловленные военным положением, с одной стороны, и холодными, снежными зимами, с другой. Вступление Турции в войну осенью 1914 года вынудило российское правительство проводить мобилизацию и транспортировку войск не в привычных и отработанных условиях весенне-летнего призыва, а в наименее пригодное для этого время года. Невозможность использования водных путей сообщения зимой, так же как и неприспособленность железной дороги для транспортировки солдат при низких температурах, потребовала от командования решения неожиданных проблем. Возможность рассмотрения подобных решений не изолированно, а в процессе континуума, как своего рода истории чрезвычайных мер, активно обсуждалась в ходе последующей дискуссии.
В докладах следующего тематического блока, «Справиться с холодом», более пристальное внимание было обращено на уже затронутую тему взаимосвязи развития науки, техники и социальной государственной системы и природных катаклизмов. Каким образом крупные катастрофы и общая проблема повышенного риска для жизни, связанного с основанием поселений в лавиноопасных районах, служили отправной точкой для начала научного исследования и мониторинга природы снежных и селевых лавин в соответствующих областях, а впоследствии и институционализации данных исследований на центральном и региональном уровнях — такие вопросы легли в основу докладов Энди Бруно (Урбана-Шампейн) и Марка Эли (Париж).
Темой первого доклада с коротким названием «Лавины на советском Севере» стали минные разработки и рабочие поселки Хибинского массива. Чрезвычайно тяжелые условия жизни и работы 35 тысяч человек, заселивших ранее необитаемый регион в результате программы 1930-х годов, Энди Бруно рассмотрел в фокусе факторов, приведших к катастрофе 1935 года, когда под сошедшей лавиной был погребен целый поселок. Осознание всей полноты опасности минных работ в этом регионе приходило постепенно, и, хотя исследовательские работы Г.С. Пронченко, погибшего в горах, указывали на необходимость превентивных мер, только с 1935 года начинается систематическое изучение природных условий Хибин, организация мониторинга и оповестительной системы, а также перенос старых поселков из особо опасных зон и строительство новых по согласованию со специалистами. Как отметил Энди Бруно, подобное развитие ситуации, несмотря на все специфические аспекты, являлось во многих чертах характерным для всей индустриализации Севера.
Существенную роль Хибин для исследователей экологической истории и особенно связанного с этим развития гляциологии подчеркнул и следующий докладчик: предвосхищая свое выступление, Марк Эли отметил, что у него «долг перед Энди, как у любого лавинщика перед Хибинами». При этом в его докладе «Зимний спорт, науки о льде и лавины в советской Средней Азии» речь пошла о строительстве плотины Медео к югу от Алма-Аты в 1966 году. Так же как и в районе Хибинских гор, освоение прежде не заселенных районов в процессе увеличения городской территории стало первопричиной повышенного риска для жизни и работы в этих местах. Расширение города и, проходящее параллельно, туристическое освоение гор привело к созданию проекта плотины, которая защитила бы город от лавин и селей. Но год начала строительства был отмечен особо частым сходом лавин и селей в районе стройки, уже объявленной символом победы человека над горами. В итоге строительство плотины Медео получило неожиданное продолжение, когда вынужденное официальное признание угрозы лавин для развития города дало старт к изучению гляциологии в Казахстане и созданию научной базы для исследования лавин, селей и ледников. Образованный в результате институт по противолавинным исследованиям стал одним из ведущих в Советском Союзе, примером для создания подобных институтов в других республиках. Его развитию за рамки республиканского уровня помешал, однако, сам принцип работы ученых, настаивавших на региональных особенностях их исследований, что приводило к минимизации взаимодействия подобных институтов на всесоюзном уровне и их большой конкуренции. Об изолированности республиканских исследователей от международного развития науки говорилось и в ходе дальнейшего обсуждения докладов.
Помимо основания научной деятельности, общей характеристикой исторического развития как Хибин, так и плотины Медео, отмеченной в обоих докладах, были первоначальная героизация работы в этих регионах и вызванное ею активное развитие зимнего туризма: риск «ради спортивного интереса» приходил на смену риску «ради блага страны». Эта смена парадигм была прослежена и в докладе Александра Ананьева (Москва) «Герои льда — два сценария мужской идентичности в образах полярника и хоккеиста советской эпохи и их актуализация в начале XXIвека». Это на первый взгляд неожиданное сравнение героизации ученых, исследователей Севера в 1930-х и культа хоккеистов в 1960—1970-х годах возникло, однако, не столько благодаря льду как общему месту действия, сколько из-за особой роли, которой оба рода деятельности наделялись в официальной политике. Обратившись к малоисследованным эгодокументам, Ананьев провел параллель между папанинской четверкой 1930-х и ларионовской пятеркой 1980-х годов и отметил единые черты вовлечения героев-полярников в первые десятилетия Советского Союза и кумиров-хоккеистов в последние декады его существования в политико-пропагандистскую деятельность.
Этот доклад послужил основой для дальнейшего развития темы в ходе последовавшего обсуждения. В контексте исследований, посвященных «настоящим мужчинам», была затронута тема женщин-полярниц — глава советской истории, которой до сих пор уделялось лишь незначительное внимание ученых. Кроме того, было отмечено постоянство героизации исследователей Севера, начиная с XIX века вплоть до конца ХХ, пережившей все смены политических курсов, и десталинизацию, и перестройку.
Докладом Алексея Попова (Симферополь) завершилось обсуждение темы советского зимнего туризма, затронутой в предыдущих выступлениях. Украинский историк выделил три вида послевоенного туризма: «организованный», или «плановый» туризм по путевкам; организованный турклубами «самодеятельный» туризм, а также «дикий», неорганизованный туризм. На основе этой градации Алексей Попов показал постепенное сближение образа «организованного» туриста-лыжника и катающегося на тройке интуриста к концу 1980-х годов. Занятие лыжами прошло, как и многие рассмотренные на конференции явления, смену парадигм — от «школы мужества» и неофициальной военной подготовки, целенаправленно пропагандировавшейся и субсидировавшейся в 1930-х годах, до индивидуальной «школы здоровья» и модного увлечения. Как было отмечено по окончании доклада, несмотря на постепенное завоевание советскими отдыхающими тех сфер туризма, которые долгое время организовывались исключительно для иностранных гостей Советского Союза, неорганизованный горнолыжный отдых (как и в еще большей степени элитарный альпинизм) до конца существования страны оставался символом протеста как против «планового» туризма, так и против государственного порядка вообще.
Второй день конференции открыл тематический блок «Перемена климата». Вначале Юлией Лаюс (Санкт-Петербург) была представлена презентация совместного российско-шведского проекта «Ледяные контакты, политическая дружбы и перспектива свободной ото льда Арктики, 1928—1955 гг.», посвященного изучению тесного сотрудничества советских и скандинавских ученых. Международная деятельность Николая Зубова, Рудольфа Самойловича, Ганса Вильсона Алмана и других ученых, занимавшихся исследованиями изменений климата, была рассмотрена в качестве примера активного взаимодействия и стремления к интернационализации в науке до периода усиления националистических тенденций на политической арене.
Затем Пол Джосефсон (Уотервил) в докладе «Советские попытки преобразования природы на северо-западе (Архангельская и Мурманская области, Республика Карелия)» обратился к истории, «одновременно ужасающей и восхищающей», о том, как политики, рабочие и ученые способны объединиться для того, чтобы переустроить свою страну. На примере названных областей американский ученый показал трансформацию советской Арктики в самый урбанизированный регион Севера. При этом непомерная трата природных ресурсов и эксплуатация труда заключенных, с одной стороны, энтузиазм и неподдельное самопожертвование добровольцев, с другой, явили этот проект как своего рода эссенцию сталинской эпохи. Однако в процессе обсуждения, объединившего два первых доклада, несколько членов конференции обратили внимание на то, что многие сталинские проекты уходили корнями еще ко времени правления Николая II и что сравнительные исследования подобной наследственности до сих пор слишком редки.
Как бы в ответ на эти замечания преемственность между дореволюционной и советской наукой была затронута в двух следующих докладах. Выступление Джонатана Олдфилда (Глазго) «Концептуализация изменения климата у советских географов с 1945 г. до начала 1970-х гг.» было посвящено роли изучения природы климата и климатического изменения в работах советских ученых в первый послевоенный период. А.А. Григорьев, глава сформированного в 1936 году Института географии, отстаивал точку зрения физической географии на единство физико-географических процессов во всех их разнообразных компонентах, выступая, таким образом, преемником учения конца XIX века, у истоков которого стояли климатолог В.В. Докучаев, исследователь почвы А.И. Воейков, а также географ Л.С. Берг. Однако само понимание климата и климатических процессов в послевоенной науке не было единым. Рассмотрев работы Григорьева и его коллег, Олдфилд пришел к выводу, что в 1940—1960-е годы существовало четыре основных направления в оценке климатических явлений: (1) климат как исторический, комплексный и динамичный процесс с тенденцией к переменам в течение как короткого, так и длительного периода; (2) климат как основополагающий фактор в пространственно-зональном делении физико-географических регионов; (3) климат как подверженный модификациям комплекс природных процессов и, наконец, (4) климат как комплекс природных процессов, подверженный вредному антропологическому воздействию.
Еще более пристальное внимание к научной деятельности Андрея Александровича Григорьева продемонстрировал Денис Дж. Б. Шоу (Бирмингем) в докладе «Субарктический мир: классическое исследование о тундре». Рассказав о становлении Григорьева как ученого и формировании его взглядов на теории единого физико-географического процесса и теплового баланса, Шоу скрупулезно проанализировал его многолетний труд — ставшее каноническим исследование «Субарктика», впервые опубликованное в 1946 году и переизданное с поправками в 1956-м. Необычайно амбициозная цель работы Григорьева — понять структуру, динамику, развитие и взаимосвязь географических поясов и их отдельных частей, принимая во внимание не только неживую, но и живую природу и их взаимное влияние друг на друга, — до сих пор во многом не была достигнута. В «Субарктике» и последующих работах Григорьева и М.И. Будейко был, однако, впервые по-новому рассмотрен характер природной среды как на глобальном, так и на региональном уровне. Как было оговорено в ходе обсуждения докладов, исключительное научное значение работ советских географов-климатологов было скоро отмечено западными учеными, несмотря на политические и, в данном контексте, возможно, решающие, языковые барьеры.
Вторая половина дня была посвящена теме «Цивилизовать холод». Екатерина Дегальцева (Бийск) в докладе «Сибиряк как концентрированный концепт русского холода (на примере XIX века)» указала на то, что холод являлся основой как мифологемы «сибиряк», так и концепции соответствующего социокультурного типа. При этом в представлении о сибиряках нередки были такие противоречия, как приписываемые им индивидуализм и одновременное стремление к сохранению общины.
Наталия Родигина (Новосибирск) также обратилась к изучению мифов, связанных с понятием «Сибирь». В докладе «От "страны холода и мрака" к "земле обетованной": роль климата в конструировании образа Сибири в русской журнальной прессе второй половины XIX — начала XX в.» Родигина, с одной стороны, подтвердила тезис Дегальцевой о часто идеалистическом представлении о сибиряках, чьи горячие сердца противопоставлялись холодным и равнодушным жителям обеих столиц. С другой стороны, она, однако, указала на то, что тема климата не являлась основной проблемой в периодике, посвященной Сибири. Для консерваторов Сибирь входила скорее в концепты ориентализма и колониализма и отторгалась как «нерусская», в то время как либералы призывали к изучению и цивилизации региона. Лишь со временем, когда необходимость заселения территории была остро осознана, распространение получил миф о благодатных условиях сибирской природы.
Как бы в противовес такой идеализации природы Ян В. Кэмбпелл (Дэйвис, США) представил доклад «Кочевник, который пришел с холода: "Жут" и цивилизационная разница в конце XIX в.», посвященный образу казахского номада. Калифорнийский ученый взял за основу своей работы природное явление неожиданного холода, при котором пастбища покрываются непробиваемой коркой льда, называемое на казахском «жут» и переводимое русскими комментаторами XIX века как «гололедица», — явление, при котором кочевники теряли до 70% скота, что, согласно распространенному мнению, приводило к постепенному обнищанию казахов. «Жут» был, однако, не только объективным фактом, заметно влияющим на жизнь в казахской степи, но и не менее важным компонентом широкого нарратива о взаимодействии кочевых скотоводов и степного биома в конце XIX века. Довольно многочисленные тексты этого нарратива стали основными источниками исследования Кэмбпелла. На протяжении сорока лет российские авторы обращались к этой проблеме, предлагая свои варианты решения. С одной стороны, в их основе лежали эволюционистские представления об иерархии цивилизаций, согласно которым стационарное земледелие стояло на значительно более высокой ступени развития, нежели кочевое скотоводство; с другой, было широко распространено мнение, что большая часть казахской степи совершенно непригодна для земледелия и даже для скотоводства. Без единого исключения все они, однако, были продиктованы заинтересованностью в ассимиляции территорий и подданных Российской империи с центром. В конечном счете эти дискуссии привели к созданию программ по массовому государственному переселению скотоводов и земледельцев в специально выделенные степные области — проекты глобального переустройства жизни кочевников, являвшиеся в гораздо большей степени выражением представлений о цивилизационной роли России, чем практической формой борьбы со стихийным бедствием.
После обсуждения этих трех докладов, в ходе которого в очередной раз была подчеркнута необходимость компаративных исследований, выходящих за пределы отдельно взятых регионов и государств, конференцию продолжили два доклада о морских экспедициях в районы полюсов. Дэвид Сондерс (Ньюкасл, США) в докладе «Торговля и технологии в развитии российской Арктики (1862—1921)» обратился к «торговым» путешествиям английского морского купца Джозефа Виггинса и «технологическим» плаваниям адмирала С.О. Макарова, близких друг другу по времени и по выбранным маршрутам. Задавшись вопросом, почему эти двое исследователей-путешественников не попытались объединить свои силы, Сондерс проанализировал политическую, дипломатическую и экономическую ситуацию конца XIX века, специфика которой и привела к преждевременному прекращению экспедиций как Виггинса, так и Макарова. Трудности пути, недостаточная поддержка на родине, противодействие влиятельных купцов из Европейской России вкупе с протекционистской политикой российского правительства привели к тому, что чрезвычайно успешные исследовательско-торговые плавания Виггинса в Сибирь закончились уже в 1895 году. Технические же проблемы первого океанского ледокола «Ермак», строительство которого стало возможным благодаря исключительному энтузиазму Макарова, значительно затрудняли его эксплуатацию, а русско-японская война и гибель Макарова окончательно прервали попытки воплотить в жизнь амбициозный план адмирала по исследованию Арктики и налаживанию водных путей сообщения с Сибирью. И все же, по мнению Сондерса, как либерал Виггинс, так и националист Макаров стали основоположниками двух путей развития российско-советской Арктики: промышленно-коммерческого и научно-технологического мореплавания.
Совсем иной подход к теме первопроходцев избрал эстонский географ Эрки Таммиксаар (Тарту) в докладе «Российские экспедиции к Южному полюсу в контексте политических интересов Российской империи и Советского Союза», предприняв попытку ответить на вопрос, имеет ли смысл стремление к однозначному определению первооткрывателя Антарктического континента. Ведь сам факт достижения земли, как в случае с Колумбом или Янсзоном, не был воспринят обществом как открытие Америки и Австралии. А Антарктика, так же как и эти континенты, была «открыта» не один раз: признавая существование земли под толщей льда, ни Беллинсгаузен, ни его последователи не могли этого доказать. Рассмотрев историю рецепции результатов экспедиции Беллинсгаузена вплоть до 1949 года, когда в советской историографии впервые появилось утверждение об открытии Антарктики уже в 1820 году, Таммиксаар отметил, что вопрос о первооткрывателях приобрел значение исключительно в политическом контексте холодной войны, в то время как научное значение экспедиции 1819—1921 годов так и не стало объектом дискуссий.
В завершение дня прозвучали два доклада на тему «Представления о холоде», объединившую киноведческие исследования. Оксана Булгакова (Майнц) в докладе «Атмосферное потепление» выделила три основных принципа экранизации холода в советском кинематографе: персонификация холода в образе человека или природы в целом; привязка событий российской истории ко времени года и появившаяся только начиная с 1944 года передача ощущения холода через актерскую игру. Роман Мауер (Майнц) в докладе «Эстетика холода и национальная травма в фильме: бегство из лагеря военнопленных в Сибири» рассмотрел технику создания атмосферы холода в черно-белых фильмах и попытку героизации немецких солдат через ситуацию холода в американских фильмах о Второй мировой войне. В последовавшем за докладами обсуждении были подчеркнуты особые технические трудности, возникающие при съемке снега или на морозе.
Последний день конференции, прошедший в несколько сокращенном варианте по сравнению с изначально планируемым (с докладом не смогла выступить Анна Котомина из Москвы), открылся тематическим блоком «Метафоры и нарративы». В основу доклада « Трансформации культурной семантики холода и льда» Сюзанны Франк (Берлин) легла идея семантизировать понятия холода и льда в рамках культурологии. Франк выделила четыре основных взгляда на холод и климатические стратегии и рассмотрела их в контексте исторического развития: колониальная перспектива (холод как причина «иного», чаще всего замедленного развития; например, регионы с холодным климатом как ссыльные регионы, «царство смерти» или страна деспотии, как у Григория Новицкого или Монтескьё); региональная перспектива (представления о холоде — не более чем миф, с примерами из Есиповской летописи и Олофа Рудбека); всемирно-региональная, т.е. глобальная или имперская, перспектива (в противовес колониальной перспективе — холодный климат Севера как идеальные условия для культурного превосходства; подобное видение прослеживается начиная с романтических мифологий вплоть до Ницше и характерно для всего арктического дискурса 1930-х годов); и, наконец, апокалипсическая перспектива (замораживающий холод как консерватор прошлого, средство, сохраняющее прошлое навсегда в настоящем; начиная с сибирской ссыльной литературы подобное представление о холоде было развито в литературе о ГУЛАГе вплоть до наших дней).
Более подробно литература о ГУЛАГе освещалась в докладе Йозефа Р. Шованеца (Альфорвиль) «Мороз как духовный опыт: письменные доклады иностранных пленных в сталинских лагерях». Отметив, что «холод» и «лед» являлись ключевыми словами литературы заключенных, Шованец обратил внимание на то, что ассоциация ГУЛАГа с экстремально холодным климатом является, прежде всего, интеллектуальным конструктом, а не географическим фактом. На основе различных литературных источников ученый показал, как описание холода — физического или психологического его восприятия — оказывалось гораздо важнее описания людей; как снег и мороз практически персонифицировались и начинали совершать активные действия, разделяя людей на разные касты и подчеркивая неравенство между теми, кто не мог защититься от холода, и теми, кто легко мог обогреться; как не только иностранцы, но и находящиеся в достаточно привычных климатических условиях советские заключенные одинаково воспринимали холод как неожиданную и жестокую угрозу. Холод породил даже особо острое осознание цикличности времени, смены дня и ночи и череды времен года, которое Шованец предложил определить как особую гулаговскую философию истории.
Возможно, благодаря тому, что конференция подходила к завершению и выслушано было уже много докладов, обсуждение приняло довольно обобщающий характер. Так, Марк Эли задался вопросом, каким образом можно написать историю восприятия холода, т.е. историю индивидуального чувства, ощущения. Иначе обсуждение подобной темы может свестись к контурному детерминизму. Его поддержала Каролин Рюдер, отметив, что знание физиологических процессов замерзания необходимо для историков, а Оксана Булгакова обратила внимание на то, что без изучения индивидуального восприятия холода невозможно исследовать подобные понятия даже на уровне семантики — недаром в теме конференции были названы как материальные вещества (лед и снег), так и лишь ощущаемое чувство холода. Йозеф Р. Шованец заметил , что история восприятия чувства холода была уже не раз исследована в различных религиозных традициях — в мусульманской, в переводах Авиценны, в индийском спиритуализме.
Последние два доклада конференции были представлены в рамках блока «Репрезентации между наукой и политикой». Несмотря на то что Пей И Чу (Принстон) назвала свой доклад «Картирование земли вечных морозов: визуализация замерзшей земли в русской истории», она обратилась не только к графическим изображениям вечной мерзлоты, но и непосредственно к ее определению в российской и советской науке. Ведь, по мнению Чу, различия в картировании напрямую зависели от различий в понимании самого феномена. В основу доклада легли труды трех ведущих исследователей вечной мерзлоты и, соответственно, три различные теории о природе этого явления — К.Э. фон Бэра (вечная мерзлота как земная поверхность, отмеченная постоянно меняющимся объемом льда), М.И. Сумгина (вечная мерзлота как объект с дискретными характеристиками) и С.Г. Пархоменко (вечная мерзлота как процесс, порождаемый соединением различных химических компонентов). На их примере Чу показала, что история одного понятия не развивается линейно и прогрессивно, а напротив, состоит из противоречий и споров, причинами которых являются не только индивидуальные научные подходы, но и связь с различными научными дисциплинами (планетарная физика у Бэра, колонизация и индустриализация у Сумгина, геохимия и геоистория у Пархоменко), а также различный политический и социокультурный контекст.
Последним на конференции прозвучал доклад Каролин Ф. Рюдер (Гарвард) «Креатура холодной войны: советская наука и снежный человек», в котором была рассмотрена история создания и развития мифа о снежном человеке, живущем, согласно разным источникам, в районе Эвереста или в Гималаях. Рюдер изучила газетные материалы и публикации Академии наук в контексте полемики холодной войны, обратив особое внимание на попытки при помощи предполагаемого факта существования снежного человека доказать или опровергнуть марксистскую теорию развития общества.
В завершение конференции Клаус Гества подвел итоги трехдневного заседания, сведя воедино основные тезисы и результаты представленных работ и обобщив названные в докладах особенности регионов с холодным климатом, благодаря которым они стали предметом исторических исследований. Отметив чрезвычайно широкий географический и научный спектр представленных исследований, Гества еще раз напомнил о тех проблемах, с которыми сталкивается исследователь российского климата. Среди этих проблем отсутствие работ по малым народам Севера, которые могли бы вывести изучение холода за рамки европейских представлений; недостаточный временной разброс исследуемых событий и понятий, в котором не представлены работы по истории до середины XIX века и после начала перестройки; отсутствие работ по изучению неудач в их самом широком смысле и, наконец, уже не раз отмеченный недостаток сравнительных работ, без которых невозможно вести речь о российско-советской специфике процессов и понятий. Отмеченный же Андреасом Реннером недостаточный результат в деле осуществления одной из основных целей конференции — налаживания продуктивного взаимодействия между различными науками, занимающимися вопросами климата, — метеорологией, климатической географией, экологической историей и историей медицины — следует, безусловно, рассматривать как вызов, ответить на который можно будет при дальнейшем развитии климатических исследований.