Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №121, 2013
Публикуемая ниже подборка статей посвящена встрече — названной автором одного из текстов, Луизой Лоренцой Корной, «упущенной» — между архитектурой и утопией. Эту встречу, или столкновение, можно было бы описать как обоюдное отталкивание, если бы не основополагающий элемент взаимного притяжения, делающий это отталкивание возможным и даже неизбежным. То есть в некотором смысле речь идет о диалектике архитектуры и утопии — об их, с одной стороны, несводимости, а с другой — крайней близости. На первый взгляд, ничто так не вторит утопии, имеющей дело с регулятивными идеями, идеальными моделями и формальным планированием общественной жизни, как архитектура. Она, по определению, обладает внушительным утопическим потенциалом. Утописты — это своего рода архитекторы общества будущего: в их головах (или текстах, или сердцах) рождается нечто наподобие футуристических бумажных (либо, если говорить о современности, цифровых) объектов, тех, что предъявляют публике архитекторы в качестве миниатюрных набросков зданий, которые предстоит построить. В то же время в судьбе архитектурного объекта можно увидеть своего рода метафору судьбы утопического проекта: рано или поздно идеальность модели разрушается, не выдержав встречи с тем, что принято считать реальностью самой жизни.
Однако это разрушение утопии никогда не происходит одинаково. И архитектура, и утопия не существуют сами по себе: идеальный дом, город или государство могут казаться подвешенными в пустоте или виртуально располагаться на условном острове, на ничьей земле, — но они всегда уже являются частью игры проекций, в которую помимо них вовлечены конкретное время и конкретное место. Причем речь идет о двойной игре проекций — не только каждое конкретное время и место производят свои утопические проекции или, напротив, не только утопия, будучи спроецированной на реальную жизнь, так или иначе трансформирует, модифицирует, опрокидывает, ломает ее, — но оба эти процесса происходят одновременно, действуя разнонаправленно и параллельно.
В этой игре проекций участвует политика, участвует идеология, участвуют люди, населяющие городское пространство, адаптирующиеся под него и адаптирующие его для своей обыденной жизни. Население приспосабливает к жизни воплощенные в архитектурных объектах идеи, для них оно — нечто вроде испытания. Чем радикальнее идея, тем сложнее испытание жизнью: архитекторы утопического общества, в котором все будет новым — и город, и человек, — планируют конструкции, в которых найдется место для этих новых людей. Но как сделать так, чтобы «новые» возникли, преобразились из «старых», как сделать предназначенное для них место пригодным не только для жизни, но и для ее тотального переустройства?
Октябрьская революция принесла с собой идеи радикального и тотального переустройства жизни. Двадцатые годы — время до начала сталинской реставрации — обнажают удивительный разрыв в континуальности воспроизводства традиционных моделей жизни, быта, повседневности, семьи, государства, сексуальности, потребления, труда. Это период трудной, опасной, рискованной и двусмысленной открытости коммунистической утопии, предполагавшей смену не только режима и социополитической системы, но и всего планетарного порядка — смену, условием возможности которой, помимо прочего, должна была стать беспрецедентная по своим масштабам антропологическая трансформация. История запечатлела следы этой открытости в произведениях русского авангарда — в поэзии, литературе, искусстве и, конечно, архитектуре.
Именно этому периоду посвящены статьи Луизы Лоренцы Корны и Алана Смарта, предлагающие сравнительный анализ взлета и падения архитектурной утопии 1920-х годов. Идеи трансформации и эмансипации человека и его быта посредством создания новых жизненных пространств лежат в основе проектов социалистических городов, будущие обитатели которых — рабочие бесклассового общества — заживут полной и счастливой жизнью. Будет ли им комфортно в новых домах? Какими воздушными конструкциями следует заменить стены неравенства — между женщиной и мужчиной, бедными и богатыми, взрослыми и детьми? Так появляются проекты клубов и тотальных коллективных домов, домов нового быта с общими кухнями и столовыми, в которых, если бы жизнь только могла верно следовать плану, должен был родиться и обрести себя — в гармонии жилых районов, зон отдыха, производственных кварталов и транспортных магистралей, послушных целям социалистического строительства, — свободный новый человек.
Архитектурная утопия 1920-х годов разбивается не только о реальный быт «старого» человека, не находящего себе места в новых квартирах, — она разбивается об идеологию, дрейфующую в сторону возврата к традиционным моделям, оправдывая этот возврат экономической и исторической необходимостью. Утопический проект сворачивается, и за ним начинается своего рода движение вспять (как в примере из фильма Медведкина «Новая Москва», когда на экране проектора из-за технической ошибки на месте новых зданий вдруг появляются старые дома и церкви, которые стояли здесь прежде); однако он не исчезает бесследно, а продолжает вдохновлять новое поколение левых западных архитекторов и дизайнеров, пытающихся сделать из архитектуры действенное средство социальной и политической критики капиталистического мира. Но как долго способна архитектура функционировать в качестве критики, если среди конечных ее определяющих инстанций — власть, госзаказ, рынок, статус-кво и т.д.?
Статья Виктора Вахштайна переносит нас из реальности СССР двадцатых и тридцатых годов в реальность России 2000-х, показывая, как предельно конформистская, заказная архитектура (здание торгового комплекса «Охотный Ряд», сам проект которого, как указывает автор, был нацелен на минимализацию возможности политического протеста — через заполнение, застраивание открытого городского пространства) странным образом преломляет утопическую мечту о тотальных объектах. На территории мегамолла или торгового центра есть все, что необходимо для жизни современного потребителя, который рассеянно фланирует между бутиками, ресторанными двориками, креслами для массажа или аппаратами для чистки обуви, детскими игровыми комнатами, банкоматами, пунктами обмена валют, кинотеатрами, туалетами и т.д. По контрасту, мегамолл представляется чем-то вроде пародийного извода дома нового быта. Но это такой дом, обживание которого происходит непринужденно, спонтанно, интуитивно. Это дом такого мира, в котором ничего не нужно менять, — дом, в который человек входит, как пластиковая карточка в банкомат.