Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №122, 2013
IMPACT BOOM! The Com/modification of the University / Ed. E. Mechoulan // SubStance: A Review of Theory and Literary Criticism. 2013. Vol. 42. № 1. P. 3—81.
Едва ли не самым громким событием в российском образовании за минувший учебный год была публикация Министерством образования и науки результатов мониторинга работы высших учебных заведений, прежде всего — списка «образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности», куда включили относительно немало гуманитарных вузов, в том числе знаменитый РГГУ. Эффективность — значит «действенность», «производительность»; в отличие от качества, она предполагает возможность количественного измерения, то есть вычисления «отдачи» от вложенных ресурсов. Этот принцип администрирования академической жизни не является ни чем-то совсем новым, ни, тем более, российским изобретением.
Как известно, современный университет возник в Пруссии начала XIX в. Классическая, гумбольдтианская модель университета предполагала независимость научных исследований и преподавания от экономических и политических обстоятельств окружающего мира, их дистанцированность от внешних и сиюминутных интересов. Ранние американские университеты ориентировались именно на немецкую (а не британскую) модель; тогда их концепция имела в виду долгосрочный эффект, а в качестве целей провозглашала демократизм, установление академической свободы и, среди прочего, обучение политическому суждению. Сегодня уже американская модель управления высшим образованием служит ориентиром для европейских и российских администраторов и проблемы, с которыми сталкивается университет по обе стороны океана, во многом являются общими.
Согласно новой, «предпринимательской» модели, вклад университета в благополучие общества (прежде всего экономическое) должен быть измерен и учтен. Как писал Билл Ридингс в классической книге «Университет в руинах» (1996): «Множество людей, рассуждающих об Университете, придерживаются одной из двух позиций: либо звучат ностальгические призывы вернуться к гумбольдтовским идеалам образцового сообщества и социального функционирования, либо к Университету предъявляется технократическое требование признать свою корпоративную идентичность и стать более продуктивным, более эффективным»[1]. Академическую жизнь подчиняют новой логике, и профессура (в первую очередь — гуманитарии) волей-неволей задумывается о прагматике своей работы и о будущем университета как институции — одной из старейших действующих институций западного мира.
Авторитетный американский журнал «SubStance», посвященный литературоведению и смежным областям (философии, социологии, искусствознанию) и послуживший в свое время проводником «французской теории» в США, уделил значительную часть 130-го номера теме «Коммодификация университета». Вынесенное в заглавие блока статей слово «impact» переводится как «вклад», «влияние», «воздействие», «эффект», а применительно к университету оно практически означает то же, для чего у нас используется термин «эффективность» (и будет ниже переводиться соответственно). Составитель подборки статей Эрик Мешулан, профессор французской литературы в Монреальском университете, пишет в предисловии: «Подлинный эффект использования "эффекта" как критерия в высшем образовании состоит в том, что оно резко снижает реальный эффект — прямой и непрямой — от воздействия университета на жизни его обитателей. <...> важно, чтобы сообщество университетов, пока оно еще существует, предъявило необходимые инструменты для осмысления этого феномена — его устройства, динамики, недостатков и (быть может) достоинств. Обдумывание влияния, которое мы как профессора и исследователи можем оказывать на наших студентов и на общество в целом, — слишком важное дело, чтобы оставлять его администраторам» (с. 6).
Далее, в статье «Воздействие на университет: Археология будущего», посвященной памяти Билла Ридингса, Мешулан обращается к вопросам о происхождении термина «impact» и «устройстве» феномена. В прямом смысле термин употребляется в физике, где он обозначает давление при столкновении тел. Первое фигуральное использование термина (в значении «эффект», «влияние») Мешулан возводит к временам Гумбольдта — он обнаружил его в «Литературной биографии» Кольриджа — и показывает, что поначалу это значение было в социально-экономическом дискурсе тесно связано с темой насилия. А что значит это слово сейчас? Экономически исчисляемый «эффект» какого рода предполагается новой моделью? «Эффективность» ли это в отношении знания, общества в целом или промышленности? Какая цель стоит перед университетом: формирование критически мыслящего гражданина демократического мира или производство ресурсов для рынка труда на благо промышленного прогресса? По мысли автора, речь теперь идет не о гармонии граждан между собой, как было задумано при создании университета, а о гармонии образования с «потребностями общества». Но кто же определяет эти потребности? Мешулан указывает на приверженцев теорий «человеческого капитала» (термин был введен в 1964 г. будущим нобелевским лауреатом Гэри Беккером) и «общества знания». «В экономике, основанной на знании, университет становится ключевым элементом системы новаторства и как поставщик человеческого капитала, и как грядка с идеями для создания новых фирм», — цитирует он статью из журнала «Research Policy» (с. 15). Таким образом, новая модель университета обусловлена капитализацией знания, его превращением из общественного блага в товар.
Мешулан заключает: как и понятие «совершенство», чью пустоту в свое время продемонстрировал Ридингс, понятие «эффект» — всего лишь вошедшее в моду словечко, его пользу нельзя сформулировать, как нельзя подсчитать эффективность. Скорее это вредное понятие, редуцирующий критерий, жертвой которого оказываются гуманитарные науки. Однако за пределами США и Европы именно в них вкладываются как никогда страны с наиболее динамичными экономиками. Дело здесь, уверен Мешулан, в политическом интересе; так, усилия британских властей «нацелены на ограничение доступа к экономическому ресурсу, который становится все более важным, — к общему образованию, предоставляемому гуманитарными науками» (с. 22).
Энтони Меллорс из Бирмингемского городского университета (статья «Отказ от эффекта») согласен с Мешуланом в том, что понятие эффекта вредно для университета. Он заявляет, что оно должно быть отвергнуто, поскольку, по крайней мере в Великобритании, «его истинная цель не улучшение научной "выдачи", а наложение бизнес-модели продуктивности на относительно незаинтересованное исследование для того, чтобы подготовить университеты к приватизации» (с. 57—58).
Профессор французской литературы в Дюкском университете и директор Аспирантской лаборатории цифрового знания при Франклинском гуманитарном институте Дэвид Белл в статье «Эффект, или Бизнес университета» обращается к рынку образовательных онлайн-курсов как одному из главных, по его словам, «рубежей» в спорах об общественном вкладе американских университетов. Белл напоминает о произошедшем в июле 2012 г. скандале в Виргинском университете, где консультативный совет — бизнесмены, назначенные губернатором штата, — вынудил уволиться президента, будучи встревожен неучастием университета в растущем рынке онлайн-курсов (и участием в этом рынке Стэнфордского университета[2]), однако позднее из-за протестов профессуры все же позволил президенту вернуться на место. По Беллу, бесплатные онлайн-курсы представляют собой величайший вклад в общественное благо. Но это также и рынок, в котором ведущие университеты укрепляют свое положение, а вопрос о прибыли пока не имеет решения. Наконец, появление подобных курсов, читаемых ведущими экспертами в разных областях, выбираемых слушателем строго в соответствии с выбранной специализацией и оканчиваемых в срок, также выбранный самим слушателем, ставит под вопрос традиционную организацию университетского образования и может явиться основанием для ее радикальной трансформации[3].
Математик, член Французской академии наук Венделин Вернер («Столкновения с эффектом») — единственный негуманитарий из участников дискуссии — пишет: понятия эффективности и совершенства проникли в каждое подразделение наших академических институтов; гуманитарии апеллируют к математикам как к представителям «жесткой» науки, однако «измерение эффективности проблематично на более фундаментальном уровне, чем просто преобразование информации в цифры» (с. 62). Вернер рассказывает о своих столкновениях с технократическим, вдохновленным бухгалтерским делом и маркетингом подходом к академической науке — и о его неудовлетворительности. По словам автора, академический мир не может функционировать только за счет соревнования, он должен работать как сообщество, чтобы в целом быть более эффективным; в качестве примера приводится неоценимый — и неоплачиваемый — вклад в науку анонимных рецензентов, которые пишут отзывы на статьи, присылаемые в научные журналы. Отдельно обсуждаются в статье рейтинги университетов. По Вернеру, рейтинги работают тогда, когда в оценке задействованы нерациональные механизмы, такие как вкус или обоняние, и в этом смысле рейтинги вузов подобны рейтингам вин. В обоих случаях мало кто понимает процесс создания рейтинга и в момент выбора никто не руководствуется одним лишь рейтингом. Кроме того, рейтинг обладает ретроактивным действием: как виноделы стремятся привести свой продукт в соответствие с критериями оценщиков и в результате получают однообразный вкус вин, точно так же и вузовские стандарты не идут на пользу науке, потому что «инновационное научное исследование возникает из оригинальности и креативности, из неожиданного совмещения разных миров или понятий» (с. 66).
Последняя, пятая статья в подборке («Переосмысление "эффекта"») принадлежит специалисту по французской литературе XVIII в., профессору Университета Гренобль III им. Стендаля Иву Циттону и отличается от остальных известной провокативностью. По мнению автора, «эффективность» не следует ни приветствовать в качестве адекватного способа измерения результатов работы ученого, ни отвергать как скандально унизительную форму контроля над профессурой со стороны администрации. И та и другая хотят эффективности, вот только принятое сегодня понятие о ней «скорее скрывает то, что стремится выявить», а главное, «основывается на устаревшем представлении о том, как и зачем мы занимаемся исследованиями. Скажем прямо: мы все еще держимся традиционной идеи, будто статьи и книги пишутся для того, чтобы быть прочитанными (как можно большим числом людей), тогда как следовало бы признать тот факт, что они чаще пишутся, чтобы быть написанными — вне зависимости от того, читает их потом кто-нибудь или нет» (с. 69).
Циттон называет три уровня, на которых говорят об эффективности университета. Во-первых, университеты понимаются как инкубаторы «новых идей», готовых для освоения инвесторами. Эта модель годится для нанотехнологий и т.п., но отрицает существование целого ряда научных областей. Во-вторых, университет — вне зависимости от направленности обучения и исследований — несет расходы, поэтому нужно вести учет доходов (грантов и т.д.). В «"когнитивной" фазе капитализма» университеты — как заводы при «индустриальном капитализме». Наконец, человечество вообще пребывает во власти логики экономической продуктивности: мы все что-то производим (должны производить), тем самым внося вклад в общий экономический рост. Вот почему администраторы подчиняют университетскую жизнь идее «эффективности», а преподавателям предъявляется императив: «Публикуй или проиграешь». В 2009 г. молодой французский историк философии Грегуар Шамайю вывел из этого императива «краткие рекомендации для преподавателей и исследователей, которые хотят добиться успеха при оценке их работы»: не проводите исследований — пишите статьи; разбейте свою книгу на ряд статей и публикуйте их по отдельности; цитируйте друзей — и пусть они в ответ цитируют вас и т.д.[4]
Количественная оценка академической работы, пишет Циттон, уже никуда не денется, а потому следует «дистанцироваться и определить императив "эффективности" в более широком цивилизационном контексте. Для этого нам необходимо определиться с собственными противоречиями — с двойственностью ученых» (с. 71). Если Мешулан размышлял об университете в контексте «экономики знания», то Циттон обращается к проблеме экономики иного рода — так называемой «экономики внимания». Он возражает теоретикам «информационного общества», которые часто заменяют в своих построениях дефицит материальных благ на дефицит информации: на самом деле мы в этой информации тонем, а не хватает нам внимания для ее осмысления. Наша судьба — публиковаться и не быть прочитанными, и удостоиться чьего-то внимания — это «милость господня» (с. 73). Любая статья или книга сегодня — это письмо в бутылке, и так к ним и нужно относиться. А стало быть, нужно пересмотреть понятие академической «эффективности» с ее индексами цитирования: быть прочитанным — не может служить минимальным требованием, это — чудо. Строго говоря, идея «эффективности» должна быть вовсе отвергнута: у нее, убежден Циттон, есть связь с «доктриной шока», по сути, это «неолиберальное реструктурирование мира университетской науки» (с. 75). А пока она не отвергнута и даже не переосмыслена, амбициозному ученому не остается ничего, кроме как осваивать менеджмент и маркетинг.
Циттон критикует и индивидуалистический подход, лежащий в основе экономики; вслед за Вернером он подчеркивает, что способность к научному новаторству носит коллективный характер: в науке ошибка или безумие одного исправляется здравым смыслом остальных. Он называет академический мир «писательской братией без читателей» и уподобляет его пчелиному рою, на коллективный разум которого не влияет относительное безразличие пчел к поведению друг друга. Вопреки авторам концепции эффективности, пишет Циттон, «читать работы друг друга может быть для ученых менее важно, чем писать собственные работы», потому что «коллективная динамика открытия получает пользу скорее от того, что ученые пишут статьи, а не от того, что их читают другие ученые» (с. 78). Таким образом, принцип «эффективности», в отличие от принципа продуктивности, не работает. Полагая идеальным вариантом сочетание возможности читать написанное другими и права писать никем не читаемое, Циттон призывает университетских чиновников понять, что чтение чужих работ не менее продуктивно, чем написание собственных, и начать выдавать гранты на чтение.
Видимо, из текущих и грядущих конфликтов между преподавателями и учеными, такими как авторы журнала «SubStance», — с одной стороны, и менеджерами и бизнесменами — с другой, конфликтов, связанных с разными представлениями о надлежащем устройстве жизни университета и месте университета в общественной жизни, должен будет возникнуть университет какой-то новой формации. Университетские преподаватели настаивают на том, что сами знают и сами вправе решать, как им работать. Как писал недавно профессор и член Ученого совета РГГУ Сергей Неклюдов в своем отклике на составленный в Минобрнауки перечень «неэффективных» вузов: «Что такое университет? Это — вольное, самоуправляемое сообщество ученых, педагогов и учащихся <...>. Это — центр научных исследований, опирающихся на фундаментальные знания и проводимых в тесной связи с преподаванием, причем их направленность и методология определяется самими учеными <...>»[5]. Но те, кем определяется научно-образовательная политика, очевидно, имеют в виду нечто иное. В предисловии к разобранной выше дискуссии Эрик Мешулан, кратко описав прошлое и настоящее университета, сразу попытался представить дальнейшее развитие событий. По его прогнозу, со временем дипломы о высшем образовании будут выдавать лишь немногие элитные университеты, где будут читаться курсы по общей культуре (тому, что сегодня называется «гуманитарные науки») и ряд специализированных курсов, часто в онлайн-режиме. Остальные учреждения будут нанимать лекторов- тренеров, как в спорте, и обучать не осмыслению феноменов, а овладению новыми возможностями и технологиями и адаптации к рынку труда. Что до научной работы, то команды специалистов будут покупаться, как в хоккее[6], и «исследователи перестанут быть теми, кто ставит вопросы, а будут поставщиками "клиентских решений"» (с. 5). Такое представление кажется утрированным — и вместе с тем вполне правдоподобным.
[1] Ридингс Б. Университет в руинах / Пер. с англ. А.М. Корбута. М.: ГУ-ВШЭ, 2010. С. 198.
[3] В том же Стэнфорде уже появилась ad hoc новая форма аттестации — официальное «Свидетельство об окончании курса» с логотипом Стэнфордского университета.
[4] См.: Chamayou G. Petits conseils aux enseignants-chercheurs qui voudront reussir leur evaluation // Revue du MAUSS. 2009. № 1 (33). P. 208—226.
[5] См.: Неклюдов С. Гильотина как эффективное средство от мигрени //http://polit.ru/article/2012/11/27/edu/.
[6] Ср. в статье математика Вернера уподобление факультетов, теперь утративших свою особую идентичность, футбольным командам (с. 65).