Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №127, 2014
Исламский центр — это новый для Северной Америки архетип, возникший из образующих его социальных институций. Архитектурный облик его, однако, отсылает нас к иному месту и эпохе. Цель моей работы — обрисовать сходство центра с мечетью Куббат ас-Сахра и перечислить возможные причины, по которым для него был выбран именно такой облик.
Есть и еще одна цель. Я описываю исламские центры с позиции человека, выросшего в одном из них. Исламский центр в Толидо, штат Огайо, до 2005 года был крупнейшим в США. Этой статьей мне хотелось бы осветить связь формы и идентичности, воплощающуюся посредством архитектуры. Будучи профессиональным художником, регулярно работающим в сфере архитектуры, я в данном случае нахожусь в выгодном положении.
Исламский центр в Толидо (© Islamic Center of Greater Toledo)
Впервые эта работа была прочитана в Москве на ежегодных Банных чтениях в 2012 году. С тех пор произошли ужасные события. 2 октября 2012 года американский боевик забросал Исламский центр в Толидо бутылками с зажигательной смесью. К счастью, никто не пострадал, так как преступник был не в курсе основных принципов функционирования исламского сообщества, о которых я расскажу ниже. Маловероятно, чтобы какие-нибудь злоумышленники прочли эту статью в московском гуманитарном журнале, поэтому, думаю, я не очень рискую.
Пожар нанес ИЦТ большой, но не фатальный ущерб. Однако многое пропало в огне — в том числе макет планируемого долгосрочного расширения центра. Перед строительством мечети было собрано множество эскизов и макетов. Контракт достался турецкому архитектору, чей проект был вдохновлен оттоманскими мечетями, и в 1982 году началось строительство.
Что удивительно в этих моделях как таковых — то, что, являясь уникальными произведениями, они вместе с тем отсылают нас к иным местам и временам. Архитектурные макеты в этом смысле являются проекцией будущего, так как представляют нам еще не существующие постройки. Мы можем посмотреть на них, и нам захочется там оказаться. Гибель макета ИЦТ привлекла мое внимание, и начать рассказ мне хотелось бы с истории его зарождения.
Макет Исламского центра, 1980 год
Макет стоял в холле перед главным молитвенным залом ИЦТ, и его видели все входящие. Он изображал здание Исламского центра в окружении других, так и не осуществленных построек, между которыми должны были располагаться дорожки и фонтаны. Таблички на этих постройках гласили: «Образовательный центр», «Дом старейшин», «Многофункциональное здание». Как я уже упоминал, почти двадцать лет ИЦТ был самым крупным среди исламских центров — однако любые строительные проекты меркнут перед нынешним зданием центра, которое функционально объединяет их все. Эскизам будущих построек не хватает деталей, это всего лишь кубики.
Макет — это вызов будущему, он словно говорит: у нас есть будущее. Помимо этого макеты используют археологи, чтобы воссоздать прошлое. В случае ИЦТ сам внешний вид здания отсылает нас к далекому прошлому.
Макет Исламского центра представляет собой своеобразную головоломку. Он построен под таким углом, что мы смотрим на него словно бы с позиции Бога. Хотя ландшафт передан довольно верно, любой, кто знаком с местностью, где стоит центр, ее дорогами и водоемами, скажет вам, что модель нереалистична. Даже если бы центр скупил все окрестные земли, предполагаемым постройкам все равно не хватило бы места. Теперь этот проект и вовсе стал невозможным, поскольку огромная евангелическая церковь недавно приобрела соседний участок.
Различия между макетом и реальностью вскрывают существующие противоречия между архитектурой здания центра и его функциями. Холл перед главным молитвенным залом задуман как главный вход в здание. По замыслу автора проекта, большие витражи — это двери, что ясно хотя бы из того, что на них есть большой засов.
Наджиб Ахмед. Главный вход в Исламский центр в Толидо (© Najeeb Ahmed)
Это значит, что в действительности все, кто входит в здание, сами того не зная, используют служебный вход. Первое, что они видят, — это зал для общения и кухню, а вовсе не молитвенный зал. Главный вход смотрит на шоссе, и его двери редко открываются, но их видят проезжающие мимо автомобилисты. Зал для общения и классы представляют собой нечто вроде фундамента, на котором стоит молитвенный зал, а значит, вполне можно утверждать, что в ИЦТ они важнее молитвенного зала.
Люди в буквальном смысле строят свое будущее. Сам процесс претворения проекта в реальность объединял сообщество в течение многих лет. Основатели сообщества были неразрывно связаны со своим проектом, но постепенно объединились с другими людьми и влились в постоянно растущую исламскую диаспору. Со временем в растущем сообществе возникли вопросы передачи управления новыми центрами. Эти центры имеют сложную демократическую структуру, их основой являются советы.
Полностью строительство ИЦТ было оплачено только в 2001 году, когда была проведена кампания по сбору средств на купол, — после этого стали собирать деньги на поддержание центра. Когда основной цементный купол был установлен, поверх него построили новый, стальной купол. Купола такой конструкции были разработаны архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером. Эти легкие объемные конструкции были важным элементом его утопического видения будущего, а во время холодной войны использовались для отражения сигналов радаров. Стальной купол удачно вписался в традиционный исламский архитектурный облик центра, а вместе с тем его чисто американская практичность внесла дополнительный семиотический хаос во внешний вид здания.
Установка нового купола (© Islamic Center of Greater Toledo)
Перспектива строительства поставила перед сообществом новые вопросы: будет ли это сообщество существовать и в дальнейшем? Родятся ли у его членов дети и внуки? Принесут ли плоды их усилия или их ждет забвение?
Забвение в данном контексте может означать растворение в Америке, где индивидуальность каждого измеряется процентами перемешанных в нем кровей. Сообществу иммигрантов самого разного происхождения подобный подход чужд.
Я вырос в этом Исламском центре и проводил там каждые выходные почти двадцать лет, как и нынешние дети, и своими глазами видел, как воплощался в жизнь проект его строительства. Мы с друзьями много времени проводили на крошечной лесенке, не указанной ни на одном плане.
Рытье котлована под постройку фундамента Исламского центра в Толидо, 1982 год (© Islamic Center of Greater Toledo)
После постройки Исламского центра начали возникать проблемы, которые не были отражены на макете. Например, где будет жить имам? По соседству был приобретен небольшой домик, и тут же стал вопрос: кому он будет принадлежать? Где будут играть дети? Для них построили игровую и баскетбольную площадку. И где держать птиц старому «дяде Назиру»? Для этого большой сарай затянули сеткой и поселили там павлинов, попугаев, китайских петухов и кур. Впоследствии в центре стала действовать школа, которая прибрала к рукам игровую площадку, после наводнения баскетбольный корт перестал существовать, потому что никто не додумался сделать там слив, а павлины однажды сбежали, выбрались на шоссе и чуть не стали причиной автокатастрофы, после чего власти округа запретили их держать.
Перед постройкой здания на отдельном этапе строительства создается его проект. Утверждение внешнего вида исламских центров — это анахроничный процесс, поскольку он должен отражать верования многонационального сообщества на много лет вперед. Дизайн ИЦТ не имеет ничего общего с архитектурой Огайо или окружающим его пейзажем. И вместе с тем его облик определяется в том числе доступностью материалов и строительными возможностями.
Так какова же предыстория этого архитектурного произведения? Как создавалось здание, которое отделено от своих предшественников множеством лет и километров?
Практически все исламские центры Среднего Запада имеют восьмигранную форму. Типологически эта форма отсылает нас к мечети Куббат ас-Сахра в Иерусалиме. Она была построена в 691 году халифом Абдул-Маликом, правителем на территориях современных Сирии и Ливана. Абдул-Малик был первым халифом из династии Омейядов, который обозначил политические разногласия между Омейядами и Аббасидами. Первые четыре халифа из этой династии принадлежали к числу спутников пророка Мухаммеда.
Абдул-Малик стремился повысить значимость своей территории, создав на ней новое место для священного паломничества. Это место должно было уступать по важности лишь Каабе в Мекке — кубической постройке черного цвета, которую, как считается, возвели Авраам и сын его Измаил при помощи архангела Гавриила и в сторону которой миллионы мусульман по сей день обращаются во время пяти ежедневных молитв. Мечеть Куббат ас-Сахра расположена предположительно на храме Соломона, разрушенном римлянами. Здесь, как считается, произошли Исра и Мирадж[1] — вознесение пророка Мухаммеда на седьмое небо на животном по имени Бурак. Таким образом, прошлое этого места является спорным как с религиозной, так и с археологической точки зрения, что логично сочетается с политическими противоречиями между Израилем и Палестиной.
Мечеть Куббат ас-Сахра (© Wikimedia Commons; en.wikipedia.org/wiki/File:The_Dome_of_the_Rock.jpeg (дата обращения: 20.05.2014))
Убранство мечети Куббат ас-Сахра(commons.wikimedia.org/wiki/File:Inside_the_Dome_of_the_Rock.jpg (датаобращения: 20.05.2014))
Купол мечети Куббат ас-Сахра построен для защиты Краеугольного камня. Внешний вид купола отсылает нас к византийской архитектуре, а сама мечеть выстроена по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме. С архитектурной точки зрения самой интересной деталью убранства мечети являются каллиграфические надписи, опоясывающие здание, в которых излагается история путешествия пророка Мухаммеда и прославляется халиф Абдул-Малик.
Саид Арида. Архитектурный план мечети Куббат ас-Сахра
Слева: Мавзолей Зумурруда Хатуна (1013), Багдад, Ирак Слева сверху: Внутренний вид мукарнасов — сотового свода (Мавзолей Зумурруда Хатуна) Справа: Хасиб Ахмед. «Здравый смысл» (деталь мукарнаса), Массачусетский технологический институт (2010)
К моменту строительства мечети у полукочевых арабов-мусульман Аравийского полуострова еще не выработался собственный стиль постройки торжественных зданий[2]. История исламской архитектуры представляет собой сложную систему заимствований и преобразований. Принято считать, что единственными исконными формами исламской архитектуры являются мукарнасы, или «сталактиты»[3]. Современные исследования исламской архитектуры демонстрируют, что на исламской территории развивались гибридные самобытные архитектурные стили.
Так почему же именно восьмиугольную форму этой мечети воспроизводят исламские центры по всему Среднему Западу? Почему американские мусульмане самого разного происхождения последовательно идентифицируют себя с этой формой, а не какой-либо другой? Золотой цвет нового купола (см. на фото) снова отсылает нас к мечети Куббат ас-Сахра.
Американский исламский центр. Дирборн, Мичиган (© Wikimedia Commons;commons.wikimedia.org/wiki/File:Islamic_Center_of_America.jpg (дата обращения: 25.05.2014))
Я считаю, что ответы на эти вопросы следует искать в эпохе последней мусульманской империи — Османской. Целью Османской империи была консолидация власти над обширной и многонаселенной территорией, включавшей в себя в том числе Иерусалим. С этой целью также назначался халиф, или лидер религиозной общины — уммы. Восьмиугольная форма мечети была распространена в османской столице, Стамбуле (ранее она называлась Византий), и с целью укрепления единства империи эта форма зданий стала насаждаться как образец архитектуры мечетей по всей империи.
Существует современный нарратив уммы, который возник в процессе роста националистических движений и деколонизации в середине ХХ века[4]. Понятие уммы, религиозной общины, обычно используется для описания связи между мусульманами по всему миру. Эти воображаемые карты накладываются на географические. Таким образом, хотя прихожане отдельно взятого исламского центра — люди самого разного происхождения, все они в неком абсолютном смысле могут идентифицировать себя как граждан общего государства, которого на данный момент не существует, но которое существовало в ранние годы исламской империи. При этом большинство американских мусульман верят в возможность воссоздания этого государства (хотя с политической точки зрения эту идею сделали невозможной такие движения, как арабский национализм, а также политика ряда исламских стран вроде Ирана и Пакистана).
Распределение мусульман в мире (Wikipedia)
Однако нарратив уммы вновь становится актуальным, поскольку соотносится с принадлежностью к американской мусульманской диаспоре, к которой относится каждый прихожанин исламских центров. После Первой мировой войны Османская империя была поделена как колониальная территория между победившими европейскими странами. В наше время восьмиугольная форма мечети воспроизводится в Америке не как выполнение воли османских властителей, но скорее как воплощение преемственности, существующей вопреки расстояниям. Эта идея занимает важнейшее место в истории исламской архитектуры. По моему мнению, выбор подобной формы для мечети внеполитичен. Он обусловлен желанием сохранить свое наследие, даже если это желание и консервативно по самой своей сути, и, следовательно, словно магнит притягивает к себе политику.
Карл Маркс в «Капитале» пишет: «Как в религии над человеком господствует продукт его собственной головы, так при капиталистическом производстве над ним господствует продукт его собственных рук»[5]. Эта аналогия верна и в случае с Исламским центром. Среди прихожан ИЦТ представлено почти шесть десятков национальностей, и каждая из них могла бы принадлежать к отдельной диаспоре. Однако строительство Исламского центра объединило вокруг себя этих людей в единую диаспору. Архитектура центра отражает такую ситуацию. Это чувство диаспоры объединяет и второе поколение мусульман, рожденных уже в Америке, и так будет происходить, пока сообщество ассоциирует себя с Исламским центром и его архитектурой.
Сообщество постоянно пополняется новыми иммигрантами, и это помогает сохранить его минимальную культурную идентичность. К примеру, сирийцы и ливанцы (выходцы из бывших французских колоний) разделяют свою идентичность. Вторая по величине группа состоит из индийцев и пакистанцев. Относительно небольшую группу формируют афроамериканские мусульмане и перешедшие в ислам белые — они не вполне вписываются в структуру центра. Дабы поддерживать целостность сообщества, его членам, на мой взгляд, необходимо продолжать заниматься строительством, так как этот процесс является для сообщества организующим.
В работе «Восточный деспотизм» германо-американского историка Карла Августа Виттфогеля утверждается, что развитие восточных обществ изначально отличалось от развития западных[6]. С античных времен цивилизации Инда, Месопотамии, Китая и др. развивались вокруг водоемов, поскольку вода была необходима для сельского хозяйства. Виттфогель называет такой путь развития централизованным и противопоставляет его децентрализованному европейскому феодализму. Хотя подобный подход критикуют за необоснованность, в колонизации Аравийского полуострова и Южной Азии действительно широко использовались гидротехнические средства. Многие выходцы из этих колонизированных регионов впоследствии сформировали диаспоры в Северной Америке и Западной Европе. Моя статья ставит вопрос: не являются ли современные исламские центры подобным средством централизации власти, с помощью которого различные диаспоры объединяются в одну? Это объединенное сообщество американских мусульман должно быть централизованным, чтобы не раствориться в американской культуре и не затеряться в глубине страны — в частности, в штате Огайо. Архитектурный дизайн исламских центров — это важная составляющая их политической идентичности.
С архитектурным стилем ИЦТ в Огайо могут ассоциировать себя многие члены сообщества, которое существовало задолго до постройки центра, — ранее его составляли в основном сирийские и ливанские мусульмане, прибывшие в Америку в начале ХХ века для работы на автомобильных фабриках «Ford» и «General Motors», располагавшихся от Детройта до Толидо на берегах озера Эри. Озеро Эри — это одно из Великих озер, по которому пролегает часть границы между Канадой и США, и один из крупнейших в мире источников пресной воды. В конце 1970-х годов воды озера загорелись из-за скопившихся в них отходов производства автомобильных фабрик.
Автомобильное производство в США пережило кризис в 1978 году, но одновременно в 1970-е годы в Америке стало не хватать докторов, в связи с чем начался их «импорт» из других стран — преимущественно из Индии и Пакистана. Мой дядя, доктор Мунир Ахмад, переехал тогда в Америку, а позже к нему присоединились два его брата — второй мой дядя, грезивший об американской жизни, которому в тот момент было 18 лет, и мой отец. Средний доход жителя Толидо — 40 тысяч долларов, это средний уровень заработка представителя рабочего класса, однако в Толидо скопилось необычно много докторов-иммигрантов. Это способствовало организации и финансированию сообщества мусульман, в которое они влились. Так началась подготовка к строительству ИЦТ.
Исламские центры часто строились вокруг мечетей — в случае с Толидо это была мечеть Банкрофт. Между мечетью и исламским центром существует большая разница. Мечеть пять раз в день функционирует как место для молитвы. Каждая молитва занимает приблизительно от пяти до десяти минут, не считая пятничной молитвы, которая включает в себя хутбу — проповедь. Мечеть собирает в себе временное, а не постоянное сообщество — ее посещают все мусульмане, живущие поблизости. В мусульманских странах вокруг молитвенного цикла строится вся повседневная жизнь.
Наджиб Ахмед. Молитвенный зал Исламского центра в Толидо (© NajeebAhmed)
Исламские центры оборудованы большими молитвенными залами и, таким образом, как бы включают в себя мечети. Там редко проводятся все пять ежедневных молитв, поскольку центры обычно расположены в пригородах, поэтому на Среднем Западе они не заменяют мечетей. В них обычно располагаются школы, библиотеки, клиники, похоронные конторы и кухни, проводятся фестивали и дискуссии, погребальные обряды, школьные собрания, устраиваются лекции и кулинарные ярмарки.
Сообщество основателей неразрывно связано со своим строительным проектом, но со временем разные сообщества объединяются и сливаются в постоянно растущую диаспору Исламского центра. Успешность американо-мусульманского сообщества определяется наличием у него исламского центра. История каждого отдельного сообщества, таким образом, оказывается вписана в более общий нарратив исламской истории.
Америка держит свое обещание: подобные сообщества могут свободно существовать в стране. Но вместе с тем всегда существует опасность, что они растворятся в американской культуре. Для разрешения этой проблемы иммигранты часто воссоздают свои родины у себя дома. Чтобы укрепить позиции, они также противопоставляют себя массовым формам американской культуры, хотя в этом случае американцы начинают воспринимать их поведение как неамериканское (т.е. чужеродное — в стране иммигрантов).
Основатели Исламского центра в Толидо, 1980 год
Штат Огайо (Wikipedia)
Подобная ситуация может представлять опасность для сообществ, поскольку они не в силах контролировать национальный и глобальный контекст, в котором вынуждены существовать.
Последние три войны, которые Соединенные Штаты начали в 2005— 2006 годах, — войны против Афганистана, Ирака и текущая необъявленная война в Пакистане, Йемене, Ливии и других странах — происходят в государствах, преобладающая часть населения которых исповедует ислам. Когда президенты Буш и затем Обама утверждали, что они не воюют против ислама, оппозиция выходила на забастовки, опровергая их заявления. Хотя американские и европейские левые, будучи противниками империализма, заявляют о солидарности с этой оппозицией[7], тех же взглядов придерживаются и американские ультраправые, что делает Исламский центр в Огайо потенциальным объектом в войне Буша / Обамы против террора. Как я уже упоминал, на ИЦТ в 2012 году напал американский боевик, который утверждал, что действовал абсолютно сознательно, а идею ему подал новостной канал «Fox News». И левые, и правые, и члены американского мусульманского сообщества раз за разом видят, как попытки американского антиимпериализма доказать свою истинно американскую терпимость постоянно проваливаются.
Заброшенная радарная станция, построенная Ричардом Бакминстером Фуллером. Холм Тойфельсберг, лес Грюневальд, Берлин
Члены сообщества провели опрос среди своих знакомых и коллег: для чего, по их мнению, предназначены башни в Исламском центре? Традиционно с этих башен — минаретов — созывают мусульман к молитве. Сейчас же они выполняют чисто декоративную функцию. Но опрос показал, что люди считают их чем-то вроде ракет или боевых снарядов. В самом деле, в США внешний вид этих башен невероятно упрощен и зачастую сводится к увенчанному конусом цилиндру. По результатам опроса нам представился шанс просветить своих друзей и знакомых. Этот архитектурный элемент, прибывший к нам издалека и из далекого прошлого, на американской земле не смог функционировать из-за закона о допустимом уровне шума. Лишенная своего предназначения форма стала абстрактной и начала вызывать ассоциации с милитаристским нарративом, который благодаря массмедиа известен всему миру.
На этом я завершаю свою работу. Возведение мечети в османском духе среди кукурузных полей Огайо в наш непростой исторический период дало сообществу коллективный ориентир, связывающий мусульман с их далекими корнями. Однако это может привести и к исключению из окружающего ландшафта как пространства, так и тех полуамериканцев, которыми со временем станут дети членов этого сообщества. Подобное отторжение, как я писал выше, может принимать самые разные формы, но в любом случае Исламский центр, возвышающийся среди кукурузных полей, — это примечательный символ такой ситуации.
Октагональный архитектурный план большинства исламских центров американского Среднего Запада
Вернемся к тому, с чего начали, — к макету. Именно его способность одновременно являться собой и указывать на нечто большее и заставила меня задуматься о связи между архитектурой и коллективным воображением. Что произошло в процессе реализации проекта? Процесс реализации идеи Исламского центра, воплощенной в макете, в реально существующее монументальное здание сплачивал и организовывал мусульманское сообщество. Однако поддержание чего-то далеко не так увлекательно, как созидание нового, поэтому будущим поколениям, возможно, имеет смысл продолжать строительство, если они не захотят растерять своих собственных членов.
Пер. с англ. Дарьи Горяниной
[1] Исра и Мирадж (ночное путешествие и вознесение (араб.)) - праздничная ночь, которая каждый год отмечается мусульманами по всему миру. Прихожане ИЦТ всю ночь читают Коран, а волонтеры готовят им ужин и завтрак.
[2] Grabar O. The Formation of Islamic Art. New Haven: Yale University Press, 1973.
[3] Tabbaa Y. The Muqarnas Dome: Its Origin and Meaning // Muqarnas III: An Annual on Islamic Art and Architecture / Ed. by O. Grabar. Leiden: E.J. Brill, 1985.
[4] Rahman F. Islam and Modernity: Transformation of an Intellectual Tradition. Chicago: University of Chicago Press, 1982.
[5] Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Кн. 1: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. Т. 23. С. 635. — Примеч. перев.
[6] Wittfogel KA. Oriental Despotism: A Comparative Study of Total Power. New Haven: Yale University Press, 1957.
[7] Cutrone Ch. Tariq Ali Interviewed by Chris Cutrone // https:// archive.org/details/TariqAliInterviewedByChrisCutrone PlatypusChicago (MP3; дата обращения: 14.05.2014).