Журнальный клуб Интелрос » НЛО » №129, 2014
Тихонов В.В. МОСКОВСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА: Научное творчество
Ю.В. Готье, С.Б. Веселовского, А.И. Яковлева
и С.В. Бахрушина. — М.; СПб.: Нестор-История,
2012. — 328 с. — 800 экз.
Научные исторические школы — традиционный объект исследований для отечественной историографии. В 2000-е гг. ее охватил настоящий «схоларный» бум, по выражению одного из специалистов по этой теме Г.П. Мягкова. За небольшой промежуток времени вышло достаточно большое количество статей и монографий о научных школах в исторической науке, в первую очередь конца XIX — первой половины ХХ в. Предметом изучения стали «научные школы» В.О. Ключевского[1], С.Ф. Платонова[2], В.И. Герье[3], Н.И. Кареева[4], И.М. Гревса[5], Киевская историческая школа[6]. Из зарубежных научных школ по-прежнему особым вниманием пользовалась школа «Анналов»[7]. Сам термин «научная школа» шагнул за пределы научного дискурса, превратившись из аналитической категории, с одной стороны, в инструмент брендирования определенных групп научного сообщества («мы — признанная научная школа»), то есть идеологизировался, а с другой стороны, в некий элемент бюрократического дискурса, посредством
которого, «поддерживая ведущие научные школы», различного уровня администраторы распределяют денежные потоки и другие материальные блага. Это слово, если вспомнить старое выражение Л.М. Баткина, тоже «заболтали». Естественно, в ходе всех этих трансформаций наиболее продуктивные и тонкие идеи, высказанные в историографических исследованиях (в первую очередь в работах Н.В. Гришиной и Н.В. Трубниковой), были проигнорированы. Идеологический и бюрократический дискурсы, с одной стороны, исходили из очевидности того, что такое научная школа «в первом приближении» (неформальный небольшой коллектив совместно работающих ученых, изучающих общую проблематику), а с другой стороны, требовали «четких критериев» определения научных школ. В качестве своеобразной реакции на эти спекуляции (хотя отчасти и на сам «схоларный» бум) можно указать на известную статью В. Береловича, который считает, что на рубеже Х1Х—ХХ вв. существовала одна российская национальная школа историков, а различия между, например, московской и петербургской школами «сильно преувеличены»[8]. В общем, изучение «схоларной проблематики» в настоящий момент находится в некой точке «бифуркации», ожидая либо спада, либо прорыва, связанного с появлением работ, принципиально иначе рассматривающих феномен научных школ.
Вот в этой точке и появилась монография В.В. Тихонова «Московская историческая школа в первой половине XX века». Точнее, две монографии, поскольку эта работа практически полностью совпадает по содержанию с вышедшей в том же году его монографией «Московские историки первой половины ХХ века» с теми же рецензентами[9]. Сравнение двух этих работ позволяет установить полное совпадение большей части текстов (с. 53—320 «Школы» полностью идентичны с. 23—28 и 47—325 «Историков»; разница в числе страниц объясняется сменой системы сносок: в «Школе» — постраничные, в «Историках» — концевые), за исключением второго параграфа первой главы «Историков» («Научная школа Московского университета в исторической науке конца XIX — начала XX в.» (с. 28—47)), вынесенного в «Школе» вместе с историографическим обзором в отдельную, первую главу «Теоретико-методологические и историографические основы исследования» (с. 13—52). Но и этот раздел не написан заново. Совпадают с. 6—22 «Историков» и с. 37—52 «Школы» (обзор историографии), с. 28—43 «Историков» и с. 18—31 «Школы» (рассуждение о специфике московской исторической школы), с. 43— 47 «Историков» и с. 31—35 «Школы» (о поколениях в московской школе). Кроме того, Введение (с. 7—10) «Школы» дословно совпадает с текстом на с. 3—6 Введения «Историков». Таким образом, единственное различие между этими монографиями — первый параграф первой главы «Школы» — «Научные школы в исторической науке».
В своих монографиях В.В. Тихонов предпринимает попытку «синхронного» рассмотрения биографий четырех известных московских историков — Ю.В. Готье
(1873—1943), С.Б. Веселовского (1876—1952), А.И. Яковлева (1878—1951) и С.В. Бахрушина (1882—1950). «Синхронность» достигается за счет того, что автор разделяет жизненный путь историков (почти ровесников) на общие этапы, диктуемые как внутренней логикой научной биографии (например, «Начало пути. Формирование научных взглядов»), так и внешними по отношению к науке, в первую очередь политическими, событиями (например, «Московские историки во время революций и гражданской войны» или «Идеологические кампании военного и послевоенного времени»). В конце каждого раздела этих параллельных жизнеописаний автор, подводя итоги, называет то «главное», что произошло в жизни изучаемых историков за этот период и как на протяжении его развивались отношения между ними. Попытка использовать при рубрикации «внутренний» и «внешний» критерии иногда дает некий «рассинхрон»; так, С.В. Бахрушин и А.И. Яковлев не успели написать до революции «фундаментальных исследований», на рассмотрении которых строится третья глава монографии. Но в целом она работает — в первую очередь за счет постепенного преобладания «внешнего» критерия. Кто были эти историки? Получившие высококлассную подготовку исследователи, зарекомендовавшие себя еще до революции и волей судьбы оказавшиеся в ситуации глобальных исторических катаклизмов[10]. Они пережили потрясения революций и войн, гонений на «буржуазную интеллигенцию» в 1920-е гг., «академическое дело», возвращение в науку в середине 1930-х, идеологические кампании 1940-х, стремясь при этом заниматься научной деятельностью, опираясь на те нормы академического профессионализма, которые были усвоены ими в дореволюционные годы профессионального становления. А с другой стороны, этот общий «исторический опыт» позволяет говорить о них, при всем различии в индивидуальном поведении, как о «поколении» — в том смысле, в котором употреблял этот термин К. Мангейм. В этом же смысле употребляет этот термин, не ссылаясь, впрочем, на Мангейма, и В.В. Тихонов. Они были людьми «сознательно старорежимными», демонстрирующими свою «старорежимность» в «разумных пределах». На «разумной старорежимности» они и строили свою идентичность. Отсюда их «плачи по земле русской» в письмах и дневниках, которые неоднократно цитирует на страницах своей работы В.В. Тихонов.
Один из моих учителей, учившийся в Томском университете у И.М. Разгона, со слов последнего передавал следующую байку о С.В. Бахрушине. Кафедра Московского университета, на которой работал Бахрушин после возвращения из ссылки, в заботе о «потрепанном» профессоре собрала ему деньги на покупку нового пальто (старое было уж очень страшным). Узнав об этом, Бахрушин пришел на следующий день в университет в роскошной бобровой шубе, дополненной соответствующим головным убором. Купец, настоящий купец! Правдива она или нет, но байка красивая. Так, и научные труды этих ученых в большинстве своем (в частности, «Феодальное землевладение...» С.Б. Веселовского) выглядели в контексте советской историографии 1920—1930 гг. как бахрушинская шуба в предвоенной сталинской Москве. «Старорежимно», роскошно, немодно и почти невозможно. Хотя при этом, как и труды других ученых этого поколения, они выполняли важнейшую функцию трансляции конвенциональных норм профессиональной научной деятельности, позволив тем самым советской исторической науке оставаться наукой.
Важным достоинством рецензируемой монографии В.В. Тихонова является широта источниковой базы. Автор опирается как на опубликованные научные работы и документы личного происхождения (воспоминания, дневники), так и на архивные материалы. В первую очередь он использует личные фонды изучаемых историков, хранящиеся в Архиве Российской академии наук, а также обращается к материалам Научно-исследовательского отдела рукописей РГБ, Государственного архива Российской Федерации и Центрального исторического архива Москвы. Реконструируя биографии, автор обнаруживает порой действительно интересные факты и подробности, скажем, участие А.И. Яковлева в составлении аграрной программы для Л.Г. Корнилова в августе 1917 г. Анализ концептуальных построений часто балансирует «на грани пересказа», и специалисту здесь порой будет сильно не хватать историографического контекста. Но в целом составить общее представление о творчестве изучаемых историков, конечно, можно.
Итак, «параллельные жизнеописания» историков у нас есть. А что же со школой? Как мы помним, автор посвящает поиску теоретической модели школы специальный раздел в первой главе. В нем, называя в примечаниях последние отечественные исследования научных школ в исторической науке, автор констатирует, что «категория “научная школа” прочно вошла в арсенал историографических исследований и приобрела хотя не очень четкие (впрочем, это типичная черта гуманитарного понятийного аппарата вообще), но вполне узнаваемые черты» (с. 15). Сам же он, уклоняясь от содержательного разбора «нечеткостей», солидаризируется с определением А.С. Попова, понимающего под научной школой «совокупность ученых, объединенных общим направлением научного поиска, общностью научных взглядов и принципов» (с. 15). Это определение автор дополняет критериями школы: «1. коммуникативная связь между учителем и учениками <...>; 2. общие методологические позиции <...>; 3. близость конкретноисторических исследований, взаимозависимость тематики работ; 4. политическая позиция» (с. 16). Кроме того, он определяет московскую школу как «научнообразовательную» и выделяет в ее рамках несколько поколений. Последнее представляется достаточно продуктивным и интересным ходом. Но это все, что предлагает автор в качестве теоретического основания. Логика его рассуждения, кажется, такова: рабочее определение школы «в первом приближении» у нас есть, все понятно, можно двигаться вперед, к конкретному материалу, к источникам. Однако далеко не «все» понятно! Во-первых, вызывает вопрос сам термин «московская историческая школа». Получается, что он позволяет описать (не только В.В. Тихонову, но и многим авторам до него) сообщество историков, специализирующихся на изучении российской истории, главным образом исходя из конкретно-исторических реалий учеников В.О. Ключевского. А как быть с другими историками, работавшими или учившимися в Московском университете в эти годы? Скажем, со «всеобщниками» — классиками, медиевистами, «новистами», славяноведами? Например, с упоминаемыми в книге В.И. Герье и П.Г. Виноградовым, оказавшим, по словам многих учеников В.О. Ключевского, огромное влияние на их профессиональное становление. Или с представителями младшего поколения, практически ровесниками наших героев: Д.М. Петрушевским, Е.А. Косминским, А.Н. Савиным? Они входят в «московскую историческую школу» или не входят? Если входят, тогда не работают предложенные критерии. Если нет, то почему? Может быть, они создали какую-нибудь свою «московскую школу», например «школу Герье»? Но и в этом случае базовая категория исследования нуждается в ревизии. Во-вторых, остается открытым вопрос: почему и как научные школы вообще возникают и функционируют? Почему одни университетские профессора создавали научные школы, а другие нет? Почему одни ученики, прослушав лекции и будучи оставленными при кафедре, в эти школы «входят», а другие нет? Как быть, например, с М.Н. Покровским, москвичом, историком, слушавшим лекции Ключевского и даже первоначально оставленным при кафедре для приготовления к профессорскому званию, — он входит в «школу»? Но тогда опять-таки не работают предложенные автором критерии.
Таким образом, основная претензия к автору рецензируемой монографии заключается в том, что его определение понятия «научная школа» не работает.
Необходимо было не просто констатировать, что современная историография изучает не «готовое знание» в виде концепций, а то, «как это знание было получено» (с. 9), а попытаться, в соответствии с заявленной темой, проблематизи- ровать изучаемый объект, то есть показать, «как эта школа создавалась и функционировала». За счет чего шла передача общности взглядов? Как, кем и зачем формировалась общая для школы идентичность?[11] Для этого можно было сделать акцент на институциональных формах, как в монографии Э. Байфорда, посвященной школам в русском литературоведении[12], а можно было на «неформальных практиках»[13]. Это позволило бы отказаться от излишнего, по мысли В.В. Боярченкова (высказанной в письме ко мне), примордиализма в понимании научной школы, то есть посмотреть на нее как на сложную конструкцию. А так получается, что любой московский историк ничтоже сумняшеся может позиционировать себя в качестве представителя той самой «московской школы». И школа в этом случае — как та самая шуба Бахрушина: символ, но при этом тепло, красиво и греет. В любой момент можно достать и надеть. «Все мы вышли из шубы Бахрушина». Словом, предложенных автором критериев выделения научных школ явно недостаточно. Возникает ощущение, что, столкнувшись с той или иной теоретической проблемой, например с характеристикой «позитивизма» (с. 53—54) или пресловутым «кризисом исторической науки», автор просто перебегает через нее по мосточку из констатаций на уровне словарей и учебников, чтобы скорее вернуться к простым и понятным биографиям.
«Апгрейд» «Московских историков» в «Московскую историческую школу» (по-видимому, дело обстояло именно так, а не наоборот) вряд ли следует признать удачным. В виде параллельных биографий работа смотрится органичнее. А «московская школа» тем временем по-прежнему ждет своих исследователей, среди которых, хочется надеяться, будет и В.В. Тихонов.
[1] См.: Гришина Н.В. «Школа Ключевского» в исторической науке и российской культуре. Челябинск, 2010; Попов А.С. Школа Ключевского: синтез истории и социологии в российской историографии: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Пенза, 2002.
[2] См., например: Брачев В. С. «Наша университетская школа историков» и ее судьба. СПб., 2001; Бухерт В.Г. С.Ф. Платонов и кружок русских историков //Археографический ежегодник за 1999 г. М., 2000. С. 126—143.
[3] См.: Иванова Т.Н. Владимир Иванович Герье. Портрет российского педагога и организатора образования. Чебоксары, 2009; Она же. Научное наследие В.И. Герье и формирование науки всеобщей истории в России (30-е гг. — начало ХХ века). Чебоксары, 2010; Цыганков ДА. Профессор В.И. Герье и его ученики. М., 2010.
[4] См. работы В.П. Золотарева и его учеников, например: Золотарев В.П.Историческая концепция Н.И. Кареева: содержание и эволюция. Л., 1988; Он же.Николай Иванович Кареев (1850—1931) // Портреты историков. Время и судьбы. Т. 2. Всеобщая история. М.; Иерусалим, 2000; Клестова С.Л. Историческая концепция В.А. Бутенко (1877— 1931): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2000; Зезегова О.И. Исторические взгляды В.В. Бирюковича: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Сыктывкар, 2004; Афанасьева Ю.С. Исторические взгляды А.М. Ону: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2010.
[5] См.: Каганович Б.С. Русские медиевисты первой половины XX века. СПб., 2007; Бамбизова К.В. Историческая концепция Ивана Михайловича Гревса — основоположника петербургской школы медиевистики: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Томск, 2008.
[6] См.: Михальченко С.И. Киевская школа в российской историографии (школа западно-русского права). М.; Брянск, 1996.
[7] См.: Трубникова Н.В. Историческое движение «Анналов». Институциональные основы: традиции и новации: Авто- реф. дис. … д-ра ист. наук. Томск, 2007.
[8] См.: Berelovich W. History in Russia Comes of Age Institution-Building, Cosmopolitanism, and Theoretical Debates among Historians in Late Imperial Russia // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2008. Vol. 9. № 1. P. 113-134.
[9] См.: Тихонов В.В. Московские историки первой половины ХХ века: Научное творчество Ю.В. Готье, С.Б. Веселовского, А.И. Яковлева, С.В. Бахрушина. М., 2012.
[10] При всей преемственности «старого» и «нового» режимов, которую так активно подчеркивает современная историография и которая действительно была, полностью игнорировать «катастрофический» характер перехода от одного к другому вряд ли возможно.
[11] Пример подобного подхода см. в: Ростовцев ЕА. Дискурс «петербургской исторической школы» в научной литературе // Фигуры истории или «общие места историографии»: Вторые Санкт-Петербургские чтения по теории, методологии и философии истории. СПб., 2005. С. 303—341.
[12] См.: Byford A. Literary Scholarship in Late Imperial Russia: Rituals of Academic Institutionalization. Oxford, 2007.
[13] В качестве примера такого подхода см.: Smith P. J. A «Splendid Idiosyncrasy»: Prehistory at Cambridge, 1915—1950. Oxford, 2009.