ИНТЕЛРОС > №148, 2017 > Как формировали научную элиту И.С. Розенталь
|
(Рец. на кн.: Иванов А.Е. Ученое достоинство в Российской империи. XVIII — начало XX века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М., 2016)
Иванов А.Е. Ученое достоинство в Российской империи. XVIII — начало XX века. Подготовка и научная аттестация профессоров и преподавателей высшей школы. М.: Новый хронограф, 2016. — 656 с. — 1000 экз. Каждая эпоха открывает в прошлом прежде всего то, что резонирует с ее общественным и культурным опытом. Увы, из опыта нашего времени уже не вычеркнуть череду скандалов, связанных с желанием иных чиновников обрести звание ученого путем плагиата из чужих диссертаций. Попавшие таким образом «в историю» не склонны смущаться, видимо, в уверенности, что осуждение общественности (если таковое последует) карьере их не помешает.
Пожалуй, ключевое слово и в названии, и в содержании книги — достоинство. Читатель узнает не только о том, как именно, кого и за что удостаивали ученых степеней, но об общественном признании, о репутациях, влияющих так или иначе на престиж страны. Об этом эпиграф к авторскому тексту: «Недалеко, очень недалеко то время, когда к словам русский ученый относились с сомнением или с иронией даже в самой России», — заметил в 1892 г. профессор-филолог В.И. Модестов. Теперь же, утверждал он, эти слова «не заключают в себе какого-то сомнительного оттенка не только у нас, но даже и за границей, так как европейским специалистам известен целый ряд русских ученых имен, ими признанных вполне равноправными с другими членами ученой республики…» (с. 5). В конце XIX в. констатация вхождения подданных самодержавной монархии в республику, пусть «всего лишь» ученую, звучала вызовом, но Модестову этот неокончательный еще итог культурной эволюции (впереди было начало XX в.) оправданно представлялся важнейшим, как и автору книги. Уместно напомнить и некоторые другие, причем полярные, суждения современников Модестова о том же слое интеллигенции. Одно из них, считавшееся в советское время непререкаемым, принадлежит В.И. Ленину, который заявил, что все профессора — это «ученые приказчики класса буржуазии», им нельзя верить «ни в едином слове»[2]. Как известно, сам Ленин последовательно игнорировал достижения «профессорской науки»; такого рода «классовый» нигилизм имел для науки и ученых печальные последствия, когда большевики пришли к власти. Напротив, академик В.И. Вернадский, далекий от того, чтобы не замечать различий между «профессорами», был убежден тем не менее в том, что научная элита предреволюционной России превосходила умственно и нравственно правящую элиту (ту и другую Вернадский — ученый, общественный деятель и член Государственного совета — хорошо знал)[3][4]. Ссылаться в наше время на сравнение Вернадского не модно, более ходовыми стали пушкинские слова о правительстве — единственном европейце в России. Но верно ли абсолютизировать эту мысль, распространяя ее на все эпохи? Естественно, такие обобщения нуждаются в проверке конкретно-историческими исследованиями. В книге А.Е. Иванова много места уделено деятельности Министерства народного просвещения в указанной области. Автор отдает должное каждому из сменявших друг друга министров, в частности таким неординарным фигурам, как С.С. Уваров, реформатор А.В. Головнин, контрреформаторы Д.А. Толстой и Л.А. Кассо. К реализации намерения Петра I и вслед за ним М.В. Ломоносова обеспечить Академию наук и Московский университет учеными и преподавателями из числа российских подданных приступили в середине XVIII в. и на протяжении почти двух столетий постепенно продвигались к созданию регулируемой имперским законодательством общероссийской системы научной аттестации, с одновременным внедрением норм университетской автономии европейского типа. Этот процесс со всеми его изломами обстоятельно прослеживается автором, освещающим и боковые, самостоятельные системы аттестации в православных духовных академиях, в ветеринарных и народнохозяйственных институтах. Изменялась и совершенствовалась иерархия ученых степеней. Выглядела она так: студент или действительный студент — эта странная «степень» держалась до 1857 г., кандидат наук — до 1884 г., магистр, доктор — до 1918 г. Проект министра П.Н. Игнатьева отказаться от степени магистра (1916) остался неосуществленным, а европейский стандарт предусматривал уже тогда лишь одну, докторскую степень. Долгое время существовала острая потребность в преподавателях высшей квалификации, которая удовлетворялась разными способами: приглашались иностранные ученые (приглашения то отменялись — Николаем I, то возобновлялись — Александром II), профессорские должности вынужденно замещались магистрами, привлекались внештатные преподаватели и т.д. В 1-й половине XIX в. создавались специальные аттестационные центры, своего рода межуниверситетские аспирантуры — при Дерптском и Петербургском университетах и при Главном педагогическом институте). Проблему дефицита кадров этот эксперимент не решил. Как подчеркивает А.Е. Иванов, в сословном обществе, где главенствующую роль играла бюрократия, а источником порядка была табель о рангах, в эту систему неизбежно должна была вписываться профессорско-преподавательская деятельность — род государственной службы. Получение ученой степени открывало перспективу ускоренного чинопроизводства (за степень магистра полагалось сразу 3 чина, доктора — 4), награждения орденами, приобретения личного и потомственного дворянства разночинцами, в большинстве своем по рождению не принадлежавшими к «первенствующему сословию». Иначе говоря, происходило нечто противоположное стремлению сегодняшних, уже состоявшихся чиновников украсить себя учеными степенями. Автор описывает и анализирует (с XVIII в.) практику заграничных командировок стажеров из России (позже «профессорских кандидатов», «профессорских стипендиатов») для усовершенствования в науках и в преподавании. Командировки прекращались и ограничивались, но с перерывами продолжались вплоть до Первой мировой войны. По мнению автора, они вполне себя оправдали, будучи важным средством интеграции русской науки в европейское академическое пространство («брак», полагает Иванов, был минимален — с. 258). Ими пренебрегали лишь в периоды усиления охранительных тенденций и ориентации на духовную самоизоляцию России. Жестко регламентировался режим пребывания за границей, при Николае I объявлялись запретными для посещения целые страны, «опасные» в смысле нежелательного воздействия на умы (Франция, Швейцария, итальянские государства). Самыми притягательными были германские университеты. Но командированные, во-первых, не всегда встречали там любезное к себе отношение и, во-вторых, не всегда находили ранее им неизвестное, что свидетельствует о достигнутом к середине XIX в. уровне знаний стажеров. Велика была, по общему признанию, роль научного куратора стажеров, их советчика и путеводителя по университетам Европы, профессора Н.И. Пирогова (не слишком известная сторона деятельности знаменитого хирурга; должность эту ввели взамен прежнего сугубо административного надзора, существовавшего в николаевское царствование). Вместе с тем отчеты стажеров по итогам командировок с критикой некоторых немецких ученых вызывали недовольство со стороны рутинеров в России, вплоть до требования отозвать «профессорантов», посмевших будто бы «втаптывать в грязь» светочей науки. За «профессорантов» вступился министр А.В. Головнин. Но когда совсем в иных условиях, в 1912 г., министр Л.А. Кассо решил целиком перенести подготовку ученых и преподавателей за границу, эта акция, направленная против русской профессуры, встретила широкий протест, в том числе со стороны Академии наук. Иные подробности подготовки ученых кадров в XIX в. покажутся читателю диковинными и не имевшими смысла. Такова хотя бы громоздкая и изнурительная процедура магистерских экзаменов продолжительностью в несколько дней, по 3— 5 часов ежедневно, с произволом и лихоимством экзаменаторов. «Чем бесконтрольнее действие человека, тем более позорно пользоваться этой бесконтрольностью для достижения своих личных целей», — комментировал эту процедуру и свой личный опыт выдающийся ученый, классик палеонтологии В.О. Ковалевский, ставший в 1873 г. в Новороссийском университете жертвой интриг экзаменатора, безвестной научной посредственности (с. 385). В обширном и чрезвычайно содержательном разделе книги, посвященном диссертациям как главному компоненту научной аттестации, нигде не встречается слово «плагиат». Такого явления, утверждает автор, не было. В свете сказанного в начале рецензии неизбежно возникает вопрос — почему? И вопрос более широкий, обращенный не только в прошлое, — что важнее и реалистичнее: максимальная формализация и регламентация процесса или обстановка наибольшего благоприятствования творческому замыслу ученого? Совместимо ли то и другое? Понимание диссертации, близкое к нынешнему («научная штудия»), утвердилось далеко не сразу, на это понадобилось почти 60 лет. И в 1856 г., на пороге Великих реформ, в том числе университетской, М.П. Погодин, ученый влиятельный, внушал, что магистерская диссертация — дополнение к экзамену и ничего нового от нее не следует ждать. Соискатель кандидатской степени вообще должен был подготовить только «краткое рассуждение». Положение начинает меняться с 1864 г. Но и до этого защищались диссертации высокого научного качества, например химиком Н.Н. Зининым (две по химии, позже еще две по математике) или историком Т.Н. Грановским. Приводятся любопытные данные об объеме и тира же диссертаций, примеры затраты времени на подготовку и написание магистерских диссертаций видными учеными: 5 лет ушло на это у Ф.И. Буслаева, 6 лет — у В.О. Ключевского (10 лет затем готовилась докторская), 3 года — у Н.И. Кареева (4 года — докторская), 6 лет — у П.Н. Милюкова, 9 лет — у В.И. Семевского (с. 421— 422, 428—431). Бывало и иначе: В.И. Герье подготовил магистерскую «стремительно», за 1 год, а докторскую защитил через 6 лет. Менее года готовил магистерскую диссертацию В.И. Вернадский. «Статистика» примечательная, но важно, что она подкрепляется характеристиками индивидуальности каждого ученого, его способности к творческой мобилизации с учетом конкретных, подчас нелегких обстоятельств, в каких диссертанты находились. Ценны и собранные автором сведения о стипендиях, об их размерах, о появлении «частных стипендий», о соотношении тех, кто получал стипендии, и «своекоштных», то есть учившихся на свои деньги, и о том, как это влияло на социальный состав кандидатов в профессора. Отвечая на поставленный выше вопрос, автор приходит к следующему выводу: искатели легких путей, конечно, попадались, но они не составляли большинства всероссийского ученого корпуса, так как его формирование было результатом «тщательной селекции <…> по признакам природного таланта и приверженности в первую очередь науке и во вторую — ученым степеням» (с. 421). Общий качественный уровень определялся не в последнюю очередь действовавшим в сравнительно немногочисленном научном сообществе весомым фактором — неписаным кодексом чести. Автор соглашается с академиком М.В. Нечкиной в том, что защита диссертации протекала гораздо интереснее, чем теперь. После того как восстановили ее публичность, она «была импровизированным диалогом диссертанта и оппонента». Первый, не зная, что скажет второй, должен был «незамедлительно и без подготовки» парировать вопросы и сомнения второго. Требовались находчивость, остроумие, эрудиция. Перед диспутом выходила книга диссертанта, так что любой мог принять участие в дискуссии, но «по делу». Восхвалять диссертацию в начале выступления считалось непристойным. Разве что в том случае, когда всем было ясно, что мнение о диссертанте и так давно сложилось. «Совсем нередки были, — добавляет А.Е. Иванов, — поистине яркие академические турниры научных школ, идеологий, эрудиции, интеллекта, кипящих человеческих страстей». Продолжались они до шести часов, а то и весь день (с. 486—488). Автор книги не довольствуется обобщающей характеристикой, пусть в основном верной. Он приводит и восторженные, и прохладные отзывы о диссертационных диспутах, и даже отрицание их как бесполезного рудимента Средневековья, тяжелого испытания для начинающего ученого и дарового зрелища для праздных зрителей. Случались неожиданные коллизии, причины которых подробно рассматриваются, как и мотивы поведения участников, их психологическое состояние. Бывало, что предъявлялись политические претензии (к диссертации Н.И. Костомарова, в итоге сожженной, позже — В.И. Семевского). Осуждались (К.А. Тимирязевым) попытки диссертанта, возражая, «судить судей». Разногласия между самими «судьями» могли возникнуть не только в зависимости от степени строгости каждого, но и вследствие научной новизны диссертации, опередившей свое время. Отношения учителя и ученика могли быть как гармоничными, так и конфликтными (например, М.П. Погодина и С.М. Соловьева, В.О. Ключевского и П.Н. Милюкова). Заинтересуют читателя соображения автора по поводу таких конфликтов, до сих пор интерпретируемых разноречиво. Известно, например, из воспоминаний Милюкова, что сам он до конца жизни недоумевал, чем была вызвана придирчивость патрона — Ключевского. Автор книги полагает, что в основе ее не обязательно лежало злое чувство, что чаще всего учителями двигало понятие об этике ученого спора, нежелание быть заподозренными в необъективности. Щадить самолюбие соискателей было не принято, но и они могли платить той же монетой; таков был негласно установленный ритуал (см. с. 416—419, 473—476). Укажем на одну неточность в данном разделе. Автор следует традиции объяснять сложности с защитой магистерской диссертации Е.В. Тарле о взглядах Томаса Мора, проходившей в 1901 г. в Университете Св. Владимира (в Киеве), всецело предвзятостью выступавших на диспуте, «побуждениями вненаучного свойства» (с. 480—481). Между тем диссертация не была безупречной, из-за неблагоприятных условий, в которых пришлось над ней работать автору. Лишь благодаря авторитету и влиянию учителя Тарле профессора И.В. Лучицкого критики остались в меньшинстве, и Тарле стал магистром[5]. Все же, по мнению А.Е. Иванова, «гораздо чаще факультетская коллегия была благосклонна, а нередко и снисходительна к соискателю ученой степени». Вместе с тем диссертационные диспуты превратились «в заметное явление культурно-общественной жизни университетских городов», «некоторые диспуты проходили при большом стечении любителей науки», привлекая прежде всего студенчество (с. 449, 465—466). Книга завершается кратким описанием послеоктябрьского периода, когда разрушению подверглись и некоторые сложившиеся ранее культурно-цивилизационные институты, отнесенные к «миру насилья». Общий уравнительный тренд выразился и в том, что в октябре 1918 г. были упразднены декретом Совнаркома ученые степени, равнозначные в глазах представителей новой власти сословиям, титулам и чинам прошлой эпохи. Как справедливо считает автор, это была по сути своей репрессивная мера. Правда, в 1920-е гг. кое-где пытались бойкотировать декрет, проводить диспуты-защиты. Юридической силы они не имели, но сохраняли для пока еще численно преобладавших профессоров старой выучки научно-квалификационную значимость. Но в 1932 г. пришлось официально признать, что ученые степени необходимы. Снова были введены существующие поныне ученые степени кандидата и доктора наук с защитой диссертаций (и в виде исключения — без защиты). «Новым оказалось старое», — заключает автор. Вывод, не означающий, что излишне было бы детально сопоставить «новое» со «старым» в советской и постсоветской практике научной аттестации. Стоит только пожелать, чтобы эта задача решалась не менее тщательно и глубоко, чем в исследовании досоветского периода, выполненном А.Е. Ивановым. [1] См.: Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи. XVIII в. — 1917 г. М., 1994. [2] Ленин В.И. Полн. собр. соч. М., 1961. Т. 18. С. 363—364. [3] «Важно содержание: свобода слова, мысли, веры». Из дневников В.И. Вернадского. [4] —1925 гг. // Исторический архив. 1996. № 5/6. С. 109, 111—113. [5] См.: РГАСПИ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 75. Л. 83а — 92; Каганович Б.С. Евгений Викторович Тарле. Историк и время. СПб., 2014. С. 30—32. Ср.: Из литературного наследия академика Е.В. Тарле. М., 1981. С. 171—172, 177, 179—180, 182—184. Вернуться назад |