ИНТЕЛРОС > №152. 2018 > От составителей Катриона Келли, Альберт Байбурин
|
Альберт Байбурин («Антропологический форум»; главный редактор; Европейский университет в Санкт-Петербурге; профессор факультета антропологии; доктор исторических наук) Катриона Келли (Оксфордский университет; профессор русского языка и культуры факультета языков Средневековья и Нового времени; MA, D.Phil. FBA)
По удачному выражению историка Б. Вайсброда, существуют «шумные поколения», которые все время говорят о себе и своей роли в истории [Weisbrod 2007][1]. Можно с тем же основанием сказать, что существуют «шумные эпохи» (как, например, «дней александровых прекрасное начало», период Великих реформ, годы «между двух революций» и соцстроительства или же Второй мировой войны и послевоенной реконструкции, «оттепели» и перестройки). О «нешумных эпохах» менее интересно вспоминать и совсем неинтересно писать. У современников они вызывают не гордость, а смущение и диссонанс. Среди них — период правления Л.И. Брежнева. По-видимому, мы уже достигли той мертвой точки, когда понятие власти не связывается ни с доктриной, ни с личностью вождя, ни с традицией, а только с властью как таковой <…>. Режим не нападает, а обороняется. Его девиз: не троньте нас, и мы вас не тронем. Его цель: пусть все будет, как было. Пожалуй, это самая гуманная цель, которую ставил режим за последнее полстолетие, но в то же время и наименее увлекательная. Так еще в 1969 году писал историк и диссидент Андрей Амальрик [Амальрик 1970]. Схожим образом описывает это время и поэт Ольга Седакова:
Не каждый, конечно, охарактеризовал бы так жестко это недавно минувшее время. Но представление о том, что это был период предсказуемости и однообразия, для некоторых тоскливого, для других — уютного и радостного, является цепким и распространенным[2]. Если хрущевские годы (и 1960-е вообще), по общим представлениям, были шумными, яркими, то брежневские — замкнутыми, приглушенными, да еще и с оттенком пошлости и надрыва. Не «Звездный билет», а «Старик». Не «Застава Ильича», а «Тема». Не поэтические вечера перед многотысячными аудиториями, а квартирники и самиздат, семейные и дружеские застолья, кухонные разговоры. Речь идет не только о публикациях в СМИ, интернете, публичной истории и т.д., но и о работе историков-профессионалов[3]. Послевоенные десятилетия, и в первую очередь эпоха хрущевской «оттепели», уже стали достоянием многих исследований, выставок и дискуссий: [Alekseeva 1990; Вайль, Генис 1996; Jones 2006; Repenser 2006; Wolfe 2006; Bittner 2008; Zubok 2009; Zakharova 2011; Gorsuch, Koenker 2013; Harris 2013; Kozlov 2013; Kozlov, Gilburd 2013] и др.[4] Гораздо меньше работ посвящается времени после 1964 года. И если первые годы после снятия Хрущева еще входят в понятие «1960-е» или даже именуются «второй оттепелью» [Gorsuch, Koenker 2013], то период с 1970 года до начала 1980-х чаще всего воспринимается совсем иначе: это, пользуясь словами автора влиятельного исследования десятилетий после смерти Сталина, «долгий спад»[5]. Если «неофициальная культура» («вторая культура», или «андеграунд») 1970—1980-х представляется отдушиной [Савицкий 2002; Jackson 2010; The Prigov Concept 2016], то ее контртип, так называемая «официальная культура», видится окончательно закостенелым. Творческая работа с языком или с канонами самовыражения и искусства, как полагают, могла проводиться не внутри официального дискурса, а на социальной и культурной дистанции, среди находящихся «вне» и пользующихся техниками остранения вроде «стеба» [Юрчак 2014]. Но к ретроспективному осуждению политики брежневских лет, что было сформулировано в речи М.С. Горбачева на ХХVII съезде КПСС как «период застоя», а уже в 2000-х годах стало восприниматься как время всеобъемлющей статичности, начали выражать претензии историки и политологи, видя в этих определениях прежде всего попытку легитимации нового вождя и подготовку к проведению политики «гласности» и «перестройки». С тех пор начало уделяться больше внимания реформам и переменам периода 1964—1982 годов и разнообразию течений в политике, экономике и культуре (см., например: [Bacon, Sandle 2002; Zhuk 2010; Raleigh 2011]). Появились углубленные исследования телевидения и кино [Roth-Ey 2011; Evans 2016; Prokhorov, Prokhorova 2017], балета [Ezrahi 2012]. Опубликована новая научная биография Л.И. Брежнева [Schattenberg 2017] и проведены исследования политической элиты [Gorlizki 2010], политической оппозиции [Фирсов 2008], общественных движений [Edele 2008], социальной политики [Lovell 2007], повседневности [Богданов 2001; Утехин 2004] и др. Поэтому нам показалось уместным организовать осенью 2016 года конференцию, чтобы пересмотреть историческое значение брежневского периода в интердисциплинарной перспективе, с участием антропологов, историков литературы и культуры, социологов и киноведов[6]. Дискуссии на конференции подчеркивали прежде всего разнообразие политической, культурной и социальной жизни в период с конца 1960-х до начала 1980-х. «Стабильность» была скорее лозунгом вождей, чем объективным описанием происходящего. В значительной степени претерпевал изменения характер политической культуры. Конечно, представлять хрущевский период как время «либерализации» было бы сильным упрощением. Речь шла скорее о тщательно управляемой и целенаправленной общественной мобилизации, внедрении «самоуправления» и рационального коллективизма по канонам первого десятилетия советской власти, да еще с помощью насилия (Венгрия, Польша и ГДР в 1956-м, новочеркасский расстрел в 1962-м) [Хархордин 2002]. При Брежневе расправа с лицами, якобы представляющими угрозу режиму, была не менее жесткой, чем прежде, зато резко сократилось пространство для дискуссионности и открытой мобилизации. Если для взаимоотношений внутри политической элиты была характерна «излишняя степень доверия», стремление во что бы то ни стало достичь консенсуса, то развитие «инклюзивной политики» в работе с населением сопрягало отказ от конфликтных тем с высокой степенью стандартизации[7]. Ослабление «генеральной линии» на практике, если не на риторическом и символическом уровнях[8], привело, в свою очередь, и к расширению понятия «советской идентичности», которая теперь определялась не как «работа над собой», а как своего рода дефолт. Недаром членство в комсомоле, раньше считавшееся достижением лишь определенной, «сознательной» части молодежи, стало в 1960-х годах массовым явлением, а советский паспорт, достояние только определенной части советской публики с 1932-го по 1973 год, с 1974-го начали вручать фактически всем гражданам Союза [Байбурин 2017]. Сдвиги в социальной жизни были весьма значимыми. К их числу автор одной диссертации 1984 года относит, например, «постепенный перевод предприятий на хозяйственный расчет, с территориального на преимущественно отраслевой принцип управления, введение нового порядка планирования (с перспективой на несколько лет вперед) и материального стимулирования, совершенствование системы оплаты труда», «гарантированную оплату труда колхозников», добавляя, что в этот же период «усовершенствована система закупочных цен, (установление системы) надбавок за продукцию, сданную государству сверх плана», в сочетании с улучшением «материального и морального стимулирования труда колхозников и рабочих совхозов» [Жуков 1984]. Наряду с этим можно указать на создание огромных районов новостроек, автомобилизацию советского городского населения [Siegelbaum 2008], урбанизацию сельской жизни вместе с упразднением «бесперспективных деревень», стремительную советизацию республик и регионов, создание системы льгот для ветеранов войны и пенсионеров [Edele 2008]. Были ли эти реформы эффективными — другой вопрос. Но для многих рядовых граждан период с середины 1960-х до начала 1980-х проходил не монотонно, а живо и даже в состоянии стресса. «Вот уже десять лет я работаю на студии, пришел сюда с телевидения 12 мая 1973 года. <…> Срок вроде бы небольшой, но и не маленький. Тем более, были бурные годы. За это время сменились 4 директора, 3 главных инженера, 3 главных редактора и 5 секретарей парткома»[9]. Так в феврале 1983 года вспоминал свою профессиональную жизнь Геннадий Корховой, работавший звукооператором на ряде картин студии «Ленфильм»[10]. Как показывает Константин А. Богданов в первой статье нашей подборки, в 1970—1980-х годах стремительно менялись и официальная идеология, и дискурсивные приемы:
На этом фоне стандартные формулы идеологического дискурса (например, «бытовизм») начали приобретать иное содержание, внутренне меняться. Характерной стала модуляция не только домашней сферы (например, те же кухни или квартиры), но и сферы общественной, или гражданской. Показательный пример — советские научные институты:
Такие «неопределенные территории» (то ли приватные, то ли вообще публичные)[11] существовали на всех местах работы — в том числе (но не только) отдельные бюро или конторы, буфеты, кафе, курилки. Это были очаги не диссидентства, а скорее разномыслия или инакомыслия[12]. Но в них идеологические и прагматические посылы высшей власти (отчасти в связи с еле заметными сдвигами в значении терминологии) имели специфический резонанс. Это, в свою очередь, привело к таким парадоксальным последствиям, как борьба внутри вполне официального движения за охрану памятников за такое неоднозначное место памяти, как дом Ипатьева в Свердловске. Как пишет Жанна Кормина, «фактически дебаты о судьбе исторических памятников и облике города оказываются в период постоттепели одной из редких возможностей для разговора между “советской общественностью” и государством» (с этим можно сравнить активность организаций ветеранов войны, которые в работе историка Марка Эделе [Edele 2008] представляются одновременно и инструментом руководства памятью о войне сверху, и способом самоопределения и социально-политического действия самих ветеранов). В том же духе полностью финансируемая властями киноиндустрия могла стать местом выражения социальной критики, выходящей за рамки желаемого органами государственного и партийного контроля (см. статью Катрионы Келли). Телевидение предлагало публике не только «Время» и «Штирлица», но и азартные игры, во многом схожие с программами, предлагаемыми телезрителям так называемых «капстран». Несмотря на то что акцент был на «нормализации» (как и в социалистических странах вообще), поощрение риска стало центральным явлением в популярной культуре эпохи. Такие телешоу, как «Артлото» или «Что? Где? Когда?», были представлены и как соревнования таланта (talent contests), и как испытания везучести; надежда на счастье соперничала с доверием к себе и с возможностью обеспеченного «сверху» будущего (см. об этом статью Кристин Э. Эванс)[13]. В условиях холодной войны советская политическая элита (как, впрочем, и правительства тех же «капстран») постоянно оглядывалась на то, что делается «за рубежом». Даже в таком далеком от границы и фактически закрытом для посетителей-иностранцев городе, как Свердловск, местных вождей могла беспокоить, как пишет Жанна Кормина, «идея о необходимости редакции советской истории с поправкой на внешнюю, иностранную аудиторию». Но иностранные наблюдатели были не единственными «shadow others», имевшими значение для жителей СССР при Брежневе. Все бóльшую роль играли представления о «мертвых поколениях», традиции которых, вопреки знаменитым словам Карла Маркса в «18 брюмера Луи Бонапарта», не «тяготели, как кошмар», а, наоборот, сулили более насыщенное будущее. Поворот к «традициям» имел сильный региональный колорит, будучи одновременно способом утверждения прошлого специфического места и его «депровинциализации» [Donovan 2011]. Если при Хрущеве регионализация поощрялась скорее абстрактно, то в 1970-х годах увлечение «малой родиной» и национальным колоритом достигает уже массового масштаба. В историографии это явление чаще всего связывается с подъемом правого национализма [Brudny 1998; Митрохин 2003], но на самом деле картина более противоречивая, как, впрочем, и общее социально-культурное положение, вызванное «инклюзивной политикой» вождя. На противоречивость эпохи Брежнева можно смотреть по-разному: как на потерю общих ценностей и предвестье распада СССР[14], как на проявление «нормализации» (если, как считает Никлас Луман [Luhmann 1995], общественная атомизация и является «нормой» позднего модернизма) или как на симптом общего недуга позднего модернизма [Berman 1982]. В любом случае не только история этой эпохи, но и ее наследие остаются разъединенными, гибридными, ярким примером чего оказываются коммерческие ремейки «кассовых фильмов» 1970—1980-х годов, рассмотренные в статье Виктории Донован. Вместо «коллективной ностальгии» эти фильмы вызывают резко противоположные эмоции, представляющие их «внутренне-кросскультурными», несмотря на сходство с оригиналом (а может, именно из-за него). Отличающаяся не «событийностью», а скорее «бытовщиной», неуютная, по классическим представлениям самой советской интеллигенции [Бойм 2002], в своей фиксации на уюте и вместе с тем «серая» и напряженная, эта эпоха вызывает сугубо смешанные чувства. Но это делает ее тем более достойной размышлений, к которым, надеемся, призывают и опубликованные здесь материалы.
Библиография / References[Амальрик 1970] — Амальрик А. Просуществует ли Советский Союз до 1984 года? Амстердам: Фонд имени Герцена, 1970 (www.vehi.net/politika/amalrik.html (дата обращения: 27.06.2018)). (Amalrik A. Prosushchestvuet li Sovetskiy Soyuz do 1984 goda? Amsterdam, 1970 (www.vehi.net/politika/amalrik.html (accessed: 27.06.2018)).) [Байбурин 2017] — Байбурин А. Советский паспорт: История, структура, практики. СПб.: ЕУСПБ, 2017. (Bayburin A. Sovetskiy pasport: Istoriya, struktura, praktiki. Saint Petersburg, 2017.) [Богданов 2001] — Богданов К.А. Повседневность и мифология. СПб.: Искусство—СПБ, 2001. (Bogdanov K.A. Povsednevnost’ i mifologiya. Saint Petersburg, 2001.) [Бойм 2002] — Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2002. (Boym S. Obshchiye mesta: Mifologiya povsednevnoy zhizni. Moscow, 2002.) [Вайль, Генис 1996] — Вайль П., Генис А. 60-е: мир советского человека. Ann Arbor: Ardis, 1996. (Vail P., Genis A. 60-e: mir sovetskogo cheloveka. Ann Arbor, 1996.) [Жуков 1984] — Жуков В.Р. Методологические проблемы исследования противоречий социалистического общества: Дис. … канд. филос. наук. М.: МГУ, 1984. (Zhukov V.R. Metodologicheskie problemy issledovaniya protivorechiy sotsialisticheskogo obshchestva: PhD dis. Moscow, 1984.) [Митрохин 2003] — Митрохин Н.А. Русская партия: Движение русских националистов в СССР, 1953—1985 гг. М.: Новое литературное обозрение, 2003. (Mitrokhin N.A. Russkaya partiya: Dvizhenie russkikh natsionalistov v SSSR, 1953—1985 gg. Moscow, 2003.) [Савицкий 2002] — Савицкий С. Андеграунд: История и мифы ленинградской неофициальной литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2002. (Savitskiy S. Andegraund: Istoriya i mify leningradskoy neofitsial’noy literatury. Moscow, 2002.) [Седакова 1984] — Седакова О. О погибшем литературном поколении. Памяти Лени Губанова [1984] // Ольга Седакова (olgasedakova.com/Poetica/1101 (дата обращения: 27.06.2018)). (Sedakova O. O pogibshem literaturnom pokolenii. Pamyati Leni Gubanova [1984] // Ol’ga Sedakova (olgasedakova.com/Poetica/1101 (accessed: 27.06.2018)).) [Утехин 2004] — Утехин И. Очерки коммунального быта. 2-е изд. М.: ОГИ, 2004. (Utekhin I. Ocherki kommunal’nogo byta. 2nd ed. Moscow, 2004.) [Фирсов 2008] — Фирсов Б. Разномыслие в СССР: 1940—1960-е годы. СПб.: ЕУСПБ, 2008. (Firsov B. Raznomyslie v SSSR: 1940—1960-e gody. Saint Petersburg, 2008.) [Хархордин 2002] — Хархордин О. Обличать и лицемерить: Генеалогия российской личности. СПб.: ЕУСПБ, 2002. (Kharkhordin O. Oblichat’ i litsemerit’: Genealogiya rossiyskoy lichnosti. Saint Petersburg, 2002.) [Щепанская 2009] — Щепанская Т. Ответы на Форум-10: (Форум о Форуме, или О состоянии научной дискуссионности) // Антропологический форум. 2009. № 10. С. 161—168. (Shchepanskaya T. Otvety na Forum-10: (Forum o Forume, ili O sostoyanii nauchnoy diskussionnosti) // Antropologicheskiy forum. 2009. № 10. P. 161—168.) [Юрчак 2014] — Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение / Авторский пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2014. (Yurchak A. Everything Was Forever, Until It Was No More: The Last Soviet Generation. Moscow, 2014. — In Russ.) [Alekseeva 1990] — Alekseeva L. The Thaw Generation. Boston: Little, Brown, 1990. [Bacon, Sandle 2002] — Brezhnev Reconsidered / Ed. by E. Bacon and M.A. Sandle. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2002. [Berman 1982] — Berman M. All That is Solid Melts into Air: The Experience of Modernity. New York: Simon and Schuster, 1982. [Bittner 2008] — Bittner S. The Many Lives of Khrushchev’s Thaw: Experience and Memory in Moscow’s Arbat. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2008. [Brudny 1998] — Brudny I. Reinventing Russia: Russian Nationalism and the Soviet State. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1998. [Donovan 2011] — Donovan V. Nestolichnaya kul’tura: Regional and National Identity in Post-1961 Russian Culture: PhD dis. Oxford: University of Oxford, 2011. [Dunlop 2017] — Dunlop L. Discourses of Heroism in Brezhnev’s USSR: D.Phil. dis. Oxford: University of Oxford, 2017. [Edele 2008] — Edele M. Soviet Veterans of World War II: A Popular Movement in an Authoritarian Society, 1941—1991. Oxford; New York: Oxford University Press, 2008. [Evans 2016] — Evans C. Between Truth and Time: A History of Soviet Central Television. New Haven: Yale University Press, 2016. [Ezrahi 2012] — Ezrahi C. Swans of the Kremlin: Ballet and Power in Soviet Russia. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 2012. [Figes 2016] — Figes O. Era of Stagnation // Orlando Figes (www.orlandofiges.info/section17_EraofStagnation/index.php (accessed / дата обращения: 27.06.2018)). [Gorlizki 2010] — Gorlizki Y. Too Much Trust? Regional Party Leaders and Local Political Networks under Brezhnev // Slavic Review. 2010. Vol. 69. № 3. P. 676—700. [Gorsuch, Koenker 2013] — The Soviet Sixties / Ed. by A.E. Gorsuch and D.P. Koenker. Bloomington: Indiana University Press, 2013. [Harris 2013] — Harris S. Communism on Tomorrow Street: Mass Housing and Everyday Life after Stalin. Washington: Woodrow Wilson Press, 2013. [Jackson 2010] — Jackson M.J. The Experimental Group: Ilya Kabakov, Moscow Conceptualism, Soviet Avant-Gardes. Chicago: University of Chicago Press, 2010. [Jones 2006] — The Dilemmas of Destalinisation / Ed. by P. Jones. London: Routledge, 2006. [Jones 2015] — Jones P. The Fire Burns on? The Fiery Revolutionaries Biographical Series and the Rethinking of Propaganda in the Brezhnev Era // Slavic Review. 2015. Vol. 74. № 1. P. 32—56. [Kozlov 2013] — Kozlov D. The Readers of Novyi Mir. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2013. [Kozlov, Gilburd 2013] — Kozlov D., Gilburd E. The Thaw: Soviet Society and Culture during the 1950s and 1960s. Toronto: University of Toronto Press, 2013. [Lovell 2007] — Lovell S. Soviet Russia’s Older Generations // Generations in Europe / Ed. by S. Lovell. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. P. 205—226. [Luhmann 1995] — Luhmann N. Social Systems. Stanford: Stanford University Press, 1995. [Prokhorov, Prokhorova 2017] — Prokhorov A., Prokhorova E. Film and Television Genres of the Late Soviet Era. New York; London: Bloomsbury, 2017. [Raleigh 2011] — Raleigh D. Soviet Baby Boomers: An Oral History of Russia’s Cold War Generation. Oxford: Oxford University Press, 2011. [Repenser 2006] — Repenser le Dégel: Versions du socialisme, influences internationales et société soviétique: [Numéro spécial] // Cahiers du Monde russe. 2006. T. 47. № 1/2. [Roth-Ey 2011] — Roth-Ey K. Moscow Prime Time: How the Soviet Union Built the Media Empire That Lost the Cold War. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2011. [Schattenberg 2015] — Schattenberg S. Trust, Care, and Familiarity in the Politburo: Brezhnev’s Scenario of Power // Kritika. 2015. Vol. 16. № 4. P. 835—858. [Schattenberg 2017] — Schattenberg S. Leonid Breschnew: Staatsman und Schauspieler im Schatten Stalins. Köln: Böhlau, 2017. [Shlapentokh 1989] — Shlapentokh V. Public and Private Life of the Soviet People: Changing Values in Post-Stalin Russia. New York; Oxford: Oxford University Press, 1989. [Siegelbaum 2006] — Borders of Socialism: Private Spheres of Soviet Russia / Ed. by L.H. Siegelbaum. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2006. [Siegelbaum 2008] — Siegelbaum L. Cars for Comrades: The Life of the Soviet Automobile. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2008. [The Prigov Concept 2016] — The Prigov Concept // Russian Review. 2016. Vol. 75. № 2. P. 183—263. [Weisbrod 2007] — Weisbrod B. Cultures of Change: Generations in the Politics and Memory of Modern Germany // Generations in Europe / Ed. by S. Lovell. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2007. P. 19—35. [Wolfe 2006] — Wolfe T.C. Governing Soviet Journalism: The Press and the Socialist Person after Stalin. Bloomington: Indiana University Press, 2006. [Zakharova 2011] — Zakharova L. S’habiller à la soviétique: La mode et le Dégel en URSS. Paris: CNRS, 2011. [Zhuk 2010] — Zhuk S. Rock and Roll in the Rocket City: The West, Identity, and Ideology in Soviet Dniepropetrovsk. Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center, 2010. [Zubok 2009] — Zubok V. Zhivago’s Children. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2009.
Приносим благодарность Arts and Humanities Research Council (Исследовательскому совету по искусствам и гуманитарным наукам, Великобритания) за поддержку, а также всем участникам конференции «Период застоя? Эпоха Брежнева 35 лет спустя», состоявшейся 23—24 сентября 2016 года в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
[1] В качестве примера Вайсброд приводит немецких и французских шестидесятников, участвовавших в восстаниях 1968 года. [2] Об эпохе Брежнева как периоде скуки и склероза ср., например: «Новая стабильность и новый застой приведут Россию к тому же печальному итогу, что привела СССР стабильность Брежнева номер один. По-другому не бывает» (Miken-90. Рождение Брежнева номер два // LiveJournal. 2012. 4 марта (miken90.livejournal.com/83023.html (дата обращения здесь и далее по всем ссылкам: 27.06.2018))). Гораздо более характерны ностальгические материалы вроде серии книг Л. Парфенова «Намедни» (namednibook.ru), интернет-сайта «Назад в СССР» (back-in-ussr.com), страницы «Советская мода» на сайте «Ретромода.ру» (www.retromoda.ru/soviet-fashion), аккаунта «Предметы советской жизни» в ЖЖ (soviet-life.livejournal.com) и т.д. Специфический жанр представляют бесчисленные ролики и сайты, относящиеся к детству при Брежневе: «Наше советское детство. 70—80 года» (www.youtube.com/watch?v=bcGIhERH0EI), «Томск детство ностальгия 1980-е 1970-е» (www.youtube.com/watch?v=Bel9bSQEvms), «Счастливое советское детство» (fishki.net/1215888-schastlivoe-sovetskoe-detstvo.html) и т.д. [3] См., например: «Брежневскую систему составляла коалиция олигархов Политбюро. Их соединяло прежде всего желание сохранить существующий порядок вещей» [Figes 2016]. [4] Среди выставок по масштабу и амбициям особенно выделялась «Оттепель», организованная Третьяковской галереей весной 2017 года и имевшая широкий резонанс в российских СМИ (например: tvkultura.ru/article/show/article_id/167955). [5] Cм.: [Zubok 2009], название гл. 9. Из девяти глав исследования всего одна посвящена периоду после 1965 года. [6] «Период застоя? Эпоха Брежнева 35 лет спустя» (Европейский университет в Санкт-Петербурге, 23—24 сентября 2016 года (eu.spb.ru/news/16923-period-zastoya-epokha-brezhneva-35-let-spustya)). Наряду со статьями, опубликованными здесь, другие материалы конференции (статьи Сергея Алымова, Альфрида Бустанова и Екатерины Мельниковой) публикуются в журнале «Антропологический форум» (2018. № 37). [7] Об «излишестве доверия», о том, как отказ Брежнева от регулярной смены руководителей, характерной для политики Сталина и Хрущева, способствовал росту кумовства в регионах, см.: [Gorlizki 2010]; об «инклюзивной политике»: [Brudny 1998]; о попытках создания консенсуса: [Schattenberg 2015; 2017]. [8] О символическом уровне см., например: [Jones 2015] — о серии «Политиздата» «Пламенные революционеры»; [Dunlop 2017] — о репрезентациях героизма при Брежневе. [9] Протокол собрания актива парторганизации киностудии «Ленфильм», 24 февраля 1983 г. // ЦГАИПД СПб. Ф. 1369. Оп. 5. Д. 264. Л. 22. [10] B их числе — «Любовь с первого взгляда» (режиссер Р. Эсадзе, 1975), «Сладкая женщина» (режиссер В. Фетин, 1976) и «Лес» (режиссер В. Мотыль, 1980). [11] В работе [Shlapentokh 1989] «публичное» и «приватное» представляются как две жестко разграниченные сферы; более сложное описание взаимодействия этих сфер см. в: [Siegelbaum 2006]. [12] Общее обсуждение этой темы см. в: [Фирсов 2008]. [13] О влиянии американской популярной культуры на советское телевидение и кино см. также: [Prokhorov, Prokhorova 2017]. [14] «Советские ракеты достигли Венеры — а картошку в деревне, где я живу, убирают руками. Это не должно казаться комичным сопоставлением, это разрыв, который может разверзнуться в пропасть» [Амальрик 1970]. Вернуться назад |