ИНТЕЛРОС > №160, 2019 > От составителей

Н. Т. Баткина, Николай Поселягин
От составителей


17 января 2020

 

Н. Т. Баткина (независимый исследователь; Москва)

N.T. Batkina (independent researcher; Moscow)

nbatkina@gmail.com

Николай Поселягин (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; доцент Департамента истории и теории литературы факультета гуманитарных наук; кандидат филологических наук)

Nikolay Poselyagin (National Research University “Higher School of Economics”; associate professor, School of Literary History and Theory, Faculty of Humanities; PhD)

nposelyagin@hse.ru

 

N.T. Batkina, Nikolay Poselyagin. From the Guest Editors

Эта подборка представляет собой публикацию интеллектуального наследия Леонида Михайловича Баткина — выдающегося историка, специалиста по итальянскому Возрождению, гуманитария широкого профиля, публициста и крупного общест венного деятеля. В нее входят два материала, отражающих его размышления, творческие замыслы, научный и философский поиск последних двух лет жиз ни: дневник, который Л.М. вел в конце января — начале февраля 2015 года, и переписка с философом, логиком, кибернетиком, филологом и переводчиком Делиром Гасемовичем Лахути лета и начала осени 2016-го.

Работы Л.М., написанные им в последние годы и даже месяцы, постепенно выходят из печати — как в шеститомнике избранных трудов, четыре тома которого уже увидело свет [Баткин 2015—2018], так и в виде отдельных статей и предисловий (см., например: [Баткин 2014; 2015а; 2015б; 2016а; 2016б]). Однако за ними остается большой пласт научной жизни — нереализованные идеи, интуитивные догадки, наблюдения, наконец, сам процесс создания научных исследований, во время которого изначальный замысел изменяется, корректируется, а какие-то его аспекты и вовсе не попадают в итоговый текст. Такой пласт, зафиксированный в черновиках, заметках, письмах, дневниках и мемуарах, составляет ближайший интеллектуальный контекст работы ученого, и цель этой подборки — сделать достоянием науки хотя бы часть подобного контекста научного наследия Л.М.

Судя по всему, и сам Л.М. чувствовал не только потребность выразить свои мысли и чувства на бумаге (точнее, на экране монитора), но и желание донести их до других, до потенциального читателя. Всю жизнь работая с наследием других людей — будь то деятели Возрождения или русские писатели, — он очень хорошо понимал, как важно оставить будущим поколениям письменные свидетельства об образе мысли того, к кому эти поколения станут обращаться. Дневник 2015 года начинается с рефлексии над этим эпистолярным жанром, над тем, с какими целями авторы дневника начинают его вести, к кому они при этом обращаются, на какого читателя ориентируются:

Какова психология ведения дневников? Они, как известно, пишутся «для себя», их не показывают даже близким. Но известно также, что часто они сочиняются на писательский манер, сознательно — или невольно — представляя себе другого читателя. Когда-нибудь? Или если записи останутся после твоей смерти в архиве?

В итоге Л.М. приходит к выводу, что его потенциальный читатель — принципиально открытая, неперсонифицируемая фигура — точнее, любой заинтересованный человек:

Теперь же буду писать определенно не только для себя, поскольку не возражал бы, если жена Надя пожелает, когда я отдам концы, опубликовать этот сумасбродный «дневник». О чем? О чем угодно.

Таким образом, эта публикация не только восстанавливает для науки интеллектуальный контекст последних лет жизни крупного ученого, но одновременно и в каком-то смысле выполняет его последнюю волю.

Материалы, которые публикуются в подборке, существуют в электронном виде — doc-файл с дневником, хранящийся в личном архиве Л.М., и email-переписка, сохраненная Л.М. Баткиным и Д.Г. Лахути. Сноски в обеих публикациях принадлежат публикаторам, конъектуры даются в квадратных скобках, пропуски — в угловых.

 

Библиография / References

[Баткин 2014] — Баткин Л.М. О Пико делла Мирандола // Пространство и время. 2013. № 4. С. 13—20.

(Batkin L.M. O Piko della Mirandola // Prostranstvo i vremya. 2013. № 4. P. 13—20.)

[Баткин 2015а] — Баткин Л.М. Заметка о диалогическом подходе к культурным текстам // Одиссей: Человек в истории. 2014: Imitatio Christi в религиозной культуре Средневековья и раннего Нового времени / Глав. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука, 2015. С. 12—17.

(Batkin L.M. Zametka o dialogicheskom podkhode k kul’turnym tekstam // Odissey: Chelovek v istorii. 2014: Imitatio Christi v religioznoy kul’ture Srednevekov’ya i rannego Novogo vremeni / Ed. by A.O. Chubar’yan. Moscow, 2015. P. 12—17.)

[Баткин 2015б] — Баткин Л. Счастливая неожиданность // Лахути Д.Г. Вдумываясь в текст. М.: РГГУ, 2015. С. 7—16.

(Batkin L. Schastlivaya neozhidannost’ // Lakhuti D.G. Vdumyvayas’ v tekst. Moscow, 2015. P. 7—16.)

[Баткин 2015—2018] — Баткин Л.М. Избранные труды: В 6 т. Т. I: Люди и проблемы итальянского Возрождения. М.: Новый хронограф, 2015; Т. II: Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М.: Новый хронограф, 2015; Т. III: Европейский человек наедине с собой. М.: Новый хронограф, 2016; Т. IV: Пристрастия: Избранные статьи и эссе о культуре. М.: Новый хронограф, 2018.

(Batkin L.M. Izbrannye trudy: In 6 vols. Vol. I: Lyudi i problemy ital’yanskogo Vozrozhdeniya. Moscow, 2015; Vol. II: Leonardo da Vinchi i osobennosti renessansnogo tvorcheskogo myshleniya. Moscow, 2015; Vol. III: Evropeyskiy chelovek naedi ne s soboy. Moscow, 2016; Vol. IV: Pristrastiya: Izbrannye stat’i i esse o kul’ture. Moscow, 2018.)

[Баткин 2016а] — Баткин Л.М. Заметки об индивидуализме Дидро // Вторая навигация: Альманах. Вып. 14. Харьков: Права людини, 2016. С. 90—116.

(Batkin L. Zametki ob individualizme Didro // Vtoraya navigatsiya [Almanac]. Vol. 14. Kharkiv, 2016. P. 90—116.)

[Баткин 2016б] — Баткин Л.М. Характер и масштабы политического мышления А.Д. Сахарова // Сахаров А.Д. Воспоминания: 1971—1989. Т. 2: Жизнь продолжается. М.: Азбука-Аттикус; КоЛибри, 2016. С. 436—472.

(Batkin L. Kharakter i masshtaby politicheskogo myshleniya A.D. Sakharova // Sakharov A.D. Vospominaniya: 1971—1989. Vol. 2: Zhizn’ prodolzhaetsya. Moscow, 2016. P. 436—472.)


Вернуться назад