ИНТЕЛРОС > №161, 2020 > От редакции

От редакции


07 апреля 2020

From the Editors

Дорогие читатели,
Представляем вам специальный выпуск «НЛО», который является очередным этапом развития основополагающей стратегии журнала. Напомним, что одной из главных задач «НЛО» было и остается вписывание отечественной гуманитарной мысли в общемировой академический и интеллектуальный контекст, что неизбежно предполагает знакомство с новыми направлениями в гуманитарном знании и их критическое осмысление с последующей адаптацией к собственной научной традиции. Данный номер логически встраивается в ряд специальных проектов журнала последнего десятилетия, апробирующих различный инструментарий для разработки новых подходов к российской социальной и культурной истории.

Приведем лишь несколько примеров. Так, в программном 100-м номере «НЛО» («Антропология закрытых обществ»), опираясь на теорию «множественных модерностей», мы рассмотрели специфику скрытой эволюции социума внутри тоталитарных систем. «НЛО» № 127 был посвящен антропологии диаспо р: пользуясь теоретической базой диаспоральных исследований, мы попы тались расширить традиционные представления о феномене миграций и принципах формирования мультикультурных государств в модерное время. Сдвоенный специальный выпуск «НЛО» «Рабство как интеллектуальное наследие и культурная память» (№ 141-142) знакомил российских коллег с влиятельной традицией transatlantic studies, помогающих проследить подспудное влияние института рабства и крепостничества на последующее развитие стран, переживших исторический опыт несвободного труда. Авторы №116-117 («Семиотика августа в ХХ веке») и № 149 («Fins de siècle: антропология переломных эпох») последовательно развивали концептуальные установки memory studies, рассматривая исторические события, ставшие высшими точками социальных бифуркаций и породившие необходимость задействовать и реконструировать весь культурный депозитарий прошлого во имя осмысления рождающегося нового социального порядка.

В связи с темой настоящего выпуска хотелось бы особо выделить специальный номер «(Пост)имперское воображение и культурные политики» («НЛО» № 144), который посвящен тому, как мифологемы и идеологемы имперского сознания отражаются на уровне ментальных установок, практик повседневной культуры и дискурсивно-риторических стратегий. В этом проекте в ряду многих других важных тем был затронут вопрос о связи российского варианта импер скости с колониальным и постколониальным сознанием. (К слову, тема специфической российской имперской государственности как колонизатора внешнего и внутреннего пространств стала достоянием широкой культурной общественности благодаря Александру Эткинду после выхода его книги «Внутренняя колонизация. Имперский опыт России», споры вокруг которой не утихают до сих пор как в академических, так и в интеллектуальных кругах.)

Нам было важно продолжить на страницах «НЛО» осмысление оригинальных практик российского имперского колониализма и его социальных послед ствий не только в связи с постоянным интересом ученых к этой теме, но и под влиянием окружающей нас социальной действительности. Мы наблюдаем неуклонный рост империалистических ностальгических настроений в российском обществе, подпитываемых официальной пропагандой, спорадические попытки территориальной экспансии и возрождение в публичном пространстве имперско-националистической политической риторики в духе позднего сталинизма. В то же время невозможно не заметить, что поиск новой коллективной и индивидуальной идентичности в бывших советских республиках и странах коммунистического блока в большинстве случаев идет под флагом нацио наль но-освободительной борьбы, т.е. антиколониального дискурса. Так на стыке теории и практики возник этот проект, призванный посмотреть на (пост)имперскую историю страны сквозь призму постколониальных исследований.

В нашу задачу входило системно представить ключевые фигуры постколониальной теории (Э. Саида, Ф. Фанона, Р. Чау, Х. Бабы [в ряде случаев он упоминается как Бхабха], Ф. Джеймисона, А. Мбембе, Б. Эшкрофта и др.), проследить, как имперско-колониальное сознание влияет на постимперское развитие страны в самых разных социальных областях: науке, культуре, политике, повседневных и мемориальных практиках, урбанистических концепциях, формировании национальной идентичности. Концептуальным стержнем проекта стал вопрос о применимости постколониальных исследований к российским историческим реалиям. Многие исследователи (М. Тлостанова, Д. Уффельманн, Е. Пономарев) справедливо указывают на парадоксы и противо речия этого научного направления, а также на тот факт, что постколониальные штудии игнорируют восточноевропейскую имперскую историю и прежде всего специфику развития российского континентального империализма, особенно его коммунистической фазы. Таким образом, цель данного исследования заключается не только в очередной попытке привить основы постколониальной теории к российскому академическому древу, но и обогатить саму палитру постколониализма, расширив географию и принципы его подходов за счет включения российского кейса в орбиту его внимания.

P.S. В ходе подготовки проекта оказалось, что он настолько разросся, что нам пришлось разделить материалы на две части. В первой мы делаем акцент на обсуждение дискурсивный практик постколониализма, а также на социокультурную ситуацию бывших азиатских (полу)колоний Российской империи (Таджикистана, Казахстана, Монголии и др.). Во второй части проекта мы планируем рассмотреть разнообразные сценарии развития бывших европейских российских колоний (Прибалтики, Украины, стран Восточной Европы).

P.P.S. Редакция «НЛО» выражает глубокую благодарность Сергею Ушакину за помощь и активное участие в создании этого проекта.


Вернуться назад