ИНТЕЛРОС > №164, 2020 > Газета «Жизнь» (1918): роспись литературных и историкокультурных материалов

Газета «Жизнь» (1918): роспись литературных и историкокультурных материалов


18 сентября 2020

составители Н.А. Богомолов и И.В. Сергеев; вступительная заметка Н.А. Богомолова

 

Русские газеты первой четверти XX в. довольно активно используются историками и литературоведами, однако точные сведения о них в трудах историков журналистики трудно найти. Чаще мы получаем общую информацию о направлении газеты, отражении в ней современных событий, ведущих авторах, однако более конкретные сведения встречаются нечасто. можно понять исследователей, которые поставлены в трудные условия: газетные хранилища нередко отделены от книжных и журнальных, что не позволяет наводить точные справки, издания находятся в ветхом состоянии, получить копию можно далеко не всегда, многие комплекты микрофильмированы, а микрофильмы читаются с трудом, оцифровка идет медленно. А самое главное — отсутствуют ключи к содержанию этих ценнейших источников информации. Пролистывать месяц за месяцем и год за годом газетные подшивки— задача весьма утомительная, и рассчитывать на то, что к ним будут всегда обращаться, трудно. Особенно это относится к газетам не слишком известным в силу ряда причин. Одной из таких причин долгое время было «идейно сомнительное» содержание, из-за которого многие газеты переводились в спецхраны и не упоминались в библиографических справочниках, будто они никогда не существовали.

Газета, роспись содержания которой мы предлагаем читателям, не принадлежит к числу совсем забытых. по крайней мере трижды к ней обращались видные исследователи в поисках существенного для своих поисков материала [1], ряд статей принадлежит одному из составителей этой росписи [2]. Однако полного перечня литературных материалов и публикаций, существенных для истории русской культуры этого времени, до сих пор не было. а судить о богатстве ее содержания можно по публикуемой росписи.

Первый номер «Жизни» вышел в свет 23 (10) апреля 1918 г. по воспоминаниям Дона Аминадо, деньги на газету давал И.Д. Сытин [3], однако это или ошибка памяти, или намеренное введение читателей в заблуждение. Сам же Дон Аминадо пишет о том, что в ее основании принимал участие крупный делец П. И. Крашенинников, и становится непонятным, зачем ему понадобился Сытин. Главный редактор газеты А. А. Боровой в воспоминаниях прямо писал: «В 1918 г. — с чрезвычайной широтой и даже щедростью — он [П. И. Крашенинников] финансировал газету “Жизнь”, которую редактировали я и Д. И. Новомирский, но уже без всяких попыток вмешательства в характер газеты. Газета была ярко революционная, боровшаяся за Октябрь, но “оппозиционная”» [4]. К сожалению, нам почти не удалось найти сведений об этом человеке. До революции он издавал дешевые книги, журналы, газеты, календари и т.п. «считался миллионером», так кратко определял в своих воспоминаниях А. А. Боровой, а газета «Известия» в криминальной хронике относила к числу «видных промышленников и биржевых тузов» [5].

У газеты было сразу два главных редактора. в истории русской науки, общественного движения, науки и журналистики значительно более известен Алексей Алексеевич Боровой (1875—1935). Он окончил юридический факультет Московского университета, был оставлен на кафедре, стал приват-доцентом — и понял, что его умонастроению более всего соответствует не марксизм, к которому он склонялся ранее, а анархизм. Об этом он написал в воспоминаниях, относя происшедшее к октябрю 1904 г.: «С необыкновенной отчетливостью, побеждающей убедительностью — во мне проснулось чувство нового для меня мироощущения. <…> Со скамьи Люксембургского сада — я встал просветленным, страстным, непримиримым анархистом, каким остаюсь и по сию пору» [6]. К раннему периоду этого его увлечения относятся обстоятельные статьи в журнале «перевал» [7], важные не только своим содержанием, но и тем, что он стал сотрудником одного из важнейших московских символистских журналов. Анархистская деятельность не прошла ему даром: он не смог защитить диссертацию «История личной свободы во Франции» (м., 1910), популярные у различной публики лекции запрещались, вдобавок он был привлечен к судебной ответственности и в 1911 г. по чужому паспорту уехал во Францию. Вернувшись после широкой амнистии к 300-летию дома Романовых, Боровой сделал журналистскую деятельность своей профессией, став одним из ведущих сотрудников газеты «Новь» (1914), а затем сотрудничая с одной из лучших русских газет того времени «Утро России». В Первую мировую войну служил в армии, одновременно продолжая активно печататься. В пореволюционные годы по- прежнему много печатался, руководил газетой, читал лекции об идейном анархизме. Это, естественно, не способствовало его академической карьере (в Московском университете и ВХУТЕМАСе), которая вскоре была прекращена. Был редактором, экономистом, а в 1929 г. арестован и выслан в Вятку, потом переведен во Владимир. Летом 1935 г. ему было разрешено приехать на месяц в Москву, но к месту ссылки он уже не вернулся: в ночь с 21 на 22 ноября скончался и был похоронен в Москве [8].

Яков Исаевич Кирилловский (1882 — после 1936) также начинал как марксист, но около 1905 г. стал анархистом и публиковался под фамилией Д. Новомирский. В отличие от Борового, бывшего противником эспроприаторской и террористической деятельности, он в ней участвовал, преимущественно в Одессе, время от времени скрываясь за границей. В 1908 г. был приговорен к 8 годам каторжных работ, но, когда был переведен на поселение, бежал в США. В 1917 г. вернулся в Россию, активно печатался, организовывал анархистские сообщества. В 1920 г. вступил в РКП(б), но вскоре разошелся с большевиками. Пока было возможно, занимался литературной работой, издал даже книгу стихов «Только душа» (М., [192-?]). Как и Боровой, в 1929 г. был арестован и сослан, в 1936 г. арестован второй раз, приговорен к десяти годам лагеря. О дальнейшей его судьбе нам ничего не известно.

С начала издания на первой полосе газеты печатался своего рода эпиграф:

НАШИ УСТРЕМЛЕНИЯ:
Последовательное, до конца идущее раскрепощение человека.
Защита культурных ценностей общечеловеческого значения.
Изыскание новых организационных планов в целях экономического возрождения страны.
Проповедь свободного и радостного творчества.

Несколько уточняла его небольшая заметка без заглавия на третьей странице первого номера, написанная Боровым (он вклеил ее в альбом своих публикаций из «Жизни», находящийся в РГАЛИ [9]):

Навстречу всему человеческому… вне мертвой схоластики партий, вне упрямого догматизма сектантов выходим мы на вольный простор жизни, утверждая свободу во всех планах человеческого творчества.
Нам не страшны бури. нам священны муки и жертвы, таящие залоги будущих радостей. В разрушительном вихре мы черпаем силы для наших пламенных утверждений. все ценности для нас — относительны!
Все — преходяще в культуре, в самых смелых и чистых ее достижениях.
Безусловен для нас — человек, его свободные взлеты, неудержность его исканий, его постоянная неуспокоенность.
Свободной неумолчной струей вольемся мы в поток жизни, пробивая толщу рутины, подмывая обветшавшие устои, обмывая весенними водами нас ждущий, молодой, зеленеющий берег!

Политическую линию газеты определяли статьи ее главных редакторов, других видных анархистов (Г.Б. Сандомирский, В.И. Забрежнев, И.С. Гроссман-Рощин), но постепенно стало очевидно, что «Жизнь» не собирается быть знаменем тех анархистов, которые были готовы на вооруженные выступления. С разных сторон на газету посыпались обвинения в «большевизанстве», ряд видных авторов даже отказывались из-за этого с нею сотрудничать (А. Н. Толстой и Н.В. Крандиевская, Ю. И. Айхенвальд, Н. О. и В. М. Инбер), постепенно от газеты отходили и анархисты. Отказался от участия Г. Сандомирский, опубликовав об этом специальное письмо (см. ниже № 36), в газете «Анархия» отмежевался В. Забрежнев, заодно сообщивший, что его письмо было «Жизнью» отвергнуто, что по правилам хорошего журналистского тона было недопустимо. на передний план выдвигались материалы, часто написанные литераторами, основанные на соединении актуального, иногда политически острого содержания с эссеистской манерой его подачи.

Среди таких сотрудников явно выделялись Сергей Ауслендер, уже составивший себе имя в петербургской литературной среде конца 1900-х — 1910-х гг., и Владимир Рындзюн, только входивший в литературу (ему скоро предстояло стать весьма известным литератором в среде русской эмиграции под псевдонимом А. Ветлугин, автором книг «Авантюристы гражданской войны» и «Записки мерзавца»). Нужно упомянуть также Николая Русова, Рюрика Ивнева, Константина Большакова, Ефима Зозулю, Николая Никандрова, однажды напечатался Илья Эренбург, участвовали также Александр Блок, Андрей Белый, Федор Сологуб. Подобные материалы зачастую остаются не перепечатанными, хотя, по справеливому суждению Е.Д. Толстой, они «позволяю[т] оценить этот сегмент русской прессы как неоценимый источник точных сиюминутных наблюдений над тогдашней действительностью, как ряд неизвестных эпизодов литературной биографии русских писателей, дающих ключ к расшифровке темных мест пореволюционной литературы» [10].

Мы не обладаем сведениями о тираже и степени доходности газеты, но следует отметить, что она действовала по рецепту, уже опробованному частью прессы предреволюционного времени. При общей примирительной позиции, явно критической по отношению к установившейся власти, но не резко оппозиционной и без публицистического акцентирования собственных политических взглядов, «Жизнь» исходила из коммерческих интересов, но с ориентацией не на массового читателя, а на культурную прослойку, в Москве сравнительно многочисленную. Она была лишена черт бульварной прессы и привлекала внимание в первую очередь замечательным подбором сотрудников. Судя по всему, газета была в состоянии платить существенные гонорары [11], а давние связи Борового в литературном мире если не гарантировали, то обещали честное ведение дел.

К июню давление на газету стало ощущаться все сильнее. С одной стороны, от нее отворачивались другие демократические органы печати, то демонстративно, то скрытно. Но и большевистские газеты подвергали «Жизнь» резкой критике. Особенно активен в этом отношении был автор «Известий», скрывшийся под псевдонимом Тис. Боровой знал, что это его давний приятель В.И. Блюм, так начинавший свою неблаговидную деятельность на страницах советской печати. Хуже того, на газету накладывались штрафы, редакторы даже привлекались к суду революционного трибунала. Подводя итоги своей деятельности в «Жизни», Боровой писал: «С закрытием газеты привлечен к судебной ответственности, но по всем 3 инкриминированным ему делам был оправдан» [12]. Один номер был запрещен в июне [13]. Газету стали покидать ведущие сотрудники: на юг уехал Рындзюн, на восток (через Нижний Новгород в Пермь) — Ауслендер. 5 июля вышел последний, 58-й номер газеты. Напомним, что на следующий день произошло восстание левых эсеров в Москве, что послужило поводом для почти окончательного разгрома независимой прессы.

Еще в августе Боровой принимал участие в деятельности ликвидационной комиссии [14], 18 сентября В. Г. Шершеневич поздравлял его с оправданием в одном из процессов [15].

В роспись включены все литературные произведения, печатавшиеся в газете, все рецензии на литературные произведения, публицистика наиболее видных авторов (из многочисленных статей А. А. Борового мы фиксируем только подписанные его полным именем, тогда как псевдонимные (Экономист, Алонзо) и неподписанные, о части которых мы знаем из им составленных альбомов с вырезками, мы не включали), часть публикаций о театре и музыке. Из весьма многочисленных хроникальных заметок в роспись вошли лишь посвященные известным деятелям искусства и существенным событиям литературной и художественной жизни.

№ 1. 23 (10) апреля. Алексей Боровой. К бодрости!; Алексей Ремизов. Богородичные листы; Я. Новомирский. Республика советов; Виссарион Павлов [Н. Инбер]. Вечер [16]; Г. Сандомирский. Новые «вехи». Ф. Сологуб. «Хотя сердца и ныне бьются верно…» [стихотворение]; Н.Н. Русов. Россия; Сергей Ауслендер. Страницы из дневника. I. Философия съедобного; Владимир Рындзюн. Европа и мы; Лекция А. Борового [объявление]; Ю. Соболев. «Завтра» русского театра; Хроника. В литературной «среде» [Н. Никандров, Н. Ляшко, И. Бунин]; [Книжная лавка писателей в Москве как подражание петроградской]; [Московский комитет «Мира искусства»].

№ 2. 24 (11) апреля. В. Р[ындзюн]. У врат «рая» [Приезд гр. Мирбаха в Москву]; Я. Новомирский. Харакири; Алексей Боровой. Дилетантизм и «саботаж»; Владислав Ходасевич. «Сладко после дождя теплая пахнет ночь…» [стихотворение]; Ф. Сологуб. Бегемот [проза]; Г. Сандомирский. Труп войны; С. Кара-Мурза. Силуэты дня. Х. Д. Алчевская; И. Эренбург. Две правды; Леонид Сабанеев. На рубеже; Ю. С[оболев]. Мелодрама в наши дни; С. Внучка Кузьмы Пруткова [Анжелика Сафьянова [17]]; Хроника. [«Млечный путь», «Сполохи»]; [Вечер «трилистник» в кафе «Элит» на петровских линиях с участием И. Матусевича, В. Инбер, М. Цветаевой] [18].

№ 3. 25(12) апреля. Алексей Боровой. Критикам революции; Валерий Брюсов. Городская весна [стихотворение]; Борис Лопатинский. Благочестивый ампир; Леонид Сабанеев. «Покрывало пьеретты»; Хроника. [Вечер «Товарищества московских писателей]; Н.Н. Русов. Советский парламент (впечатления); П.С. Оленин. С. И. Мамонтов [окончание в № 4 и 6]; [«Трилистник» в кафе «Элит». Вечер сказок с участием Ал. Н. Толстого, В. Инбер, К. Д. Бальмонта].

№ 4. 6(13) апреля. Владимир Рындзюн. Японская дружба; Вл. Гронский. В мертвом доме. «Каменщики» [тюремный очерк]; Г. Сандомирский. На грани; Кара-Мурза. Доливо-Добровольский; Андрей Белый. К России [стихотворение]; Георгий Треплев [Ю.В. Соболев]. Торжествующая «Вампука» [спектакль «Петербургские трущобы» в театре К. Н. Незлобина]; Ю. С[оболев]. На открытии «Дома свободного искусства» [упоминаются Л. В. Никулин, А. Ф. Струве, Марк Криницкий] [19]. Хроника. «Русская правда и вина России» [объявление о лекции Ф. А. Степуна]; [«Трилистник» в кафе «Элит». Вечер с участием Г. Чулкова, С. Есенина, Нат. Крандиевской].

№ 5. 28(14) апреля. Ф. Сологуб. Шипы у розы [проза]; Н.Н. Русов. Мысли праздного человека. 1. Из Маккиавели; 2. В раю; 3. Баба и папа; Леонид Сабанеев. Скрябин; Конст. Кандауров. Заметки художника; Вечер московских писателей [отчет]; Вл. Волькенштейн. Будущее русского театра; Хроника. [Вечер «Живые альманахи» в кафе «Десятая муза». Сегодня — венок Ин. Анненскому. Семен Рубанович — поэзия Ин. Анненского, стихи Ин. Анненского в интерпретации артистов камерного театра] [20]; [«Трилистник» в кафе «Элит». выступают: 1) Илья Эренбург, Андрей Соболь, Марина Цветаева. 2) музыкальное отделение].

№ 6. 28(15) апреля. Владимир Рындзюн. Соловьи саботажа; Сергей Ауслендер. Страницы из дневника. II. Розовый домик; Леонид Сабанеев. Концерт Боровского; П.И. Отдых души [лекция А.К. Топоркова]; Кара-Мурза. Хорват.

№ 7. 30(17) апреля.Николай Рыковский. «Я все миры благословил…» [стихотворение]; Федор Сологуб. Будни [проза]; Хроника. «Живые альманахи»; книга П. П. Муратова; Я. Новомирский. Между Сциллой и Харибдой; Н. Лаврский. Московский некрополь. I. Надгробия работы Витали; Хроника. [«Трилистник» в кафе «Элит». Выступают гр. Ал. Толстой, и Эренбург, Вл. Ходасевич].

№ 8. 1 мая (18 апреля). Андрей Белый. Первое мая [стихотворение]; Ю. Балтрушайтис. Вешние струны [стихотворение]; Конст. Липскеров. «Так бывает, так случается…» [стихотворение]; Алексей Боровой. Первое мая; Я. Новомирский. Навстречу солнцу!; Юрий Бочаров. Четыре маевки; Вл. Забрежнев. Их памяти…

№ 9. 3 мая (20 апреля). Ф. Сологуб. Пляска смерти [стихотворение]; Юрий Соболев. «Над грудой пыльных книг…»; Леонид Сабанеев. Момент надежды; Александр Блок. Письмо о театре; А-р С. Мильнер. Последний могикан (к смерти Германа Когена).

№ 10. 4 мая (21 апреля). Алексей Боровой. Карл Маркс (к столетию со дня рождения); Владимир Рындзюн. Рождение идеала (отрывки целого); Александр Блок. Весна I-II [стих и]; Анна Ахматова. «Я окошка не завесила…» [стихотворение]; Андрей Белый. Верное знание [проза]; Федор Сологуб. Страстная канитель [проза]; Алексей Ремизов. Святцы старого дьякона Василия [продолжение в № 13, 15]; Н. Гумилев. «Много есть людей, что, полюбив…» [стихотворение]; Ю. Балтрушайтис. Даяние Голгофы 1—2 [стихи]; Юрий Бочаров. Террорист [стихотворение]; Любовь Копылова. «Не учила меня ни родная мать...» [стихотворение]; Филарет Чернов. Что же?! [стихотворение]; Сергей Ауслендер. Весенние соблазны (Рассказ); М. Пришвин. В телячьем вагоне; А. Тришатов. Кафэ «двух полушарий»; Владислав Ходасевич. На пасхе (отрывок из повести) [стихотворение]; Виктор Патин. Газэлла [стихотворение]; Н. Никандров. Вожди и народ; Н.Н. Русов. Любовь Аполлона Григорьева; Хроника. В.Э. Мейерхольд; «Венок искусств» [Анонсы: Андрей Белый, Л. Столица, О. Мандельштам; В. Брюсов, С. Ауслендер, Л. Никулин, К. Липскеров, Ю. Бочаров, Н. Павлович, Д. Соболев] [21]; «Дом свободного искусства».

№ 11. 9 мая (26 апреля). Федор Сологуб. Восстановление [проза]; Эк. Гастроли Карсавиной; Хроника. «Венок искусств» [выступали: С. Рубанович, Н. павлович, В. хлебников, В. Мозалевский] [22]; Суд над «Незнакомкой».

№ 12. 10 мая (27 апреля). Владимир Рындзюн. «Аустерлиц»; Сергей Ауслендер. Голубой Киев; Я. Новомирский. Диктатура и разруха; лекция А. Борового [объявление]; Леонид Сабанеев. Симфонический концерт; Книжная витрина. Р. [Рецензия на] Р. Тагор. Садовник. Пер. В. Г. Тардова. Издание третье. М., 1918.; Х. [Рецензия на ] Сафрут. Кн. II. Под ред. Л.Б. Яффе. М., 1918.

№ 13. 11 мая (28 апреля). Федор Сологуб. У ног распятого Христа [стихотворение]; Н. Никандров. Большевики, большевики…; Алексей Боровой. Точки над «i» [окончание в № 14]; Я. Новомирский. Классовое и сверхклассовое. [Б.п.] Аполлон Григорьев.

№ 14. 12 мая (29 апреля). Андрей Белый. Жизнь [проза]; Г. Сандомирский. Кто лучше?; М. Пришвин. Адам. Рассказ; Юргис [Ю.К. Балтрушайтис?]. Испанские танцы. Хроника. [«Трилистник» с участием Г. Чулкова, И. Эренбурга, В. инбер].

№ 15. 14(1) мая. Алексей Боровой. Университет. I. Прежде и теперь; Карамзин [С. Кара- Мурза]. Личность Буслаева [23]; Хроника. Дом свободного искусства [Сегодня — Г. Чулков. «Судьба Достоевского», 19-го — Вяч. Иванов. «О всенародном искусстве» [24], 21-го — Ю. И. Айхенвальд. «Писатель и читатель»].

№ 16. 15(2) мая. Г. Сандомирский. Анархисты о «Едином фронте»; [Б.п.] Библиотека С. И. Танеева; Леонид Сабанеев. 3-й концерт Купера; Хроника. [«Венок искусств»: Лев Никулин, Любовь Столица и др.].

№ 17. 16(3) мая. С. Ауслендер. «Гады» [очерк]; Алексей Боровой. Мещане-освободители; Петр Оленин. «Петушиные» слова; Н. Каржанский. Памяти С. И. Мамонтова; Хроника. [лекция В. И. Иванова]; «Венок искусств» [О. Мандельштам, Вл. Ходасевич].

№ 18. 17(4) мая. Владимир Рындзюн. В подполье или в жизни?; Сергей Ауслендер. Большой день; Ив. Плят. Керосинка Луначарского [Журнал «Пламя»]; Леонид Сабанеев. Уныние или бодрость?; Я. Новомирский. Зеленый остров; [Б.п.] В. П. Кранихфельд [некролог]; Книжная витрина. Юрий Соболев. Похвала книге; А. Добрый [Рец. на:]. Герцог, Дебольский, Павлушин. Сборник трех; А. Фриденберг [Рец. на:] Ю. Айхенвальд. Наша революция, ее вожди и ведомые; Хроника. Общество Института итальянской культуры [25]; Национализированные классики.

№ 19. 18(5) мая. М. Пришвин. В саду (письмо другу); Я. Новомирский. Наши союзники; Кара-Мурза. Адмирал Колчак; В. Блох. Школа живописи; А. Бачинский. Научные субботники; Ю. С[оболе]в. «Испанский вечер» [К.Д. Бальмонт] [26].

№ 20. 19(6) мая. Андрей Белый. Мысль [стихотворение]; Г. Сандомирский. Авантюризм; Алексей Боровой. Университет. II. Иллюзии и действительность; Сергей Ауслендер. Страницы из дневника. Вечер импровизации; Л. С[абанеев]. Концерт Кусевицкого.

№ 21. 21(8) мая. Конст. Большаков. Любовь [стихотворение]; Юрий Слезкин. Ситцевое платье [рассказ; окончание в № 24]; Алексей Боровой. Полусоциалистическая конституция; Я. Новомирский. Миссия гетмана; И. Гроссман-Рощин. О свободе.

№ 22. 22(9) мая. Сергей Ауслендер. Сомнительные слухи; Конст. Большаков. Дружба [стихотворение]; Владимир Рындзюн. Усталость севера; Н.Н. Русов. Два мира; Борис Глубоковский. Чашка кофе и поэт; Г. Сандомирский. Расслоение большевизма.

№ 23. 23 (10) мая. В. Р[ындзюн]. Шесть вопросов и два ответа; А. Аркин. Творчество и жизнь; А. Топорков. Перегруппировка; Хроника. Лекция В. Иванова «Всенародное искусство» в Доме свободного искусства.

№ 24. 24(11) мая. Любовь Копылова. «Вы напрасно целуете так любезно…» [стихотворение]; Я. Новомирский. «Нам с вами»; Г. Сандомирский. Ясновельможные анархисты; Книжная витрина. Алексей Лосев. Русская философская литература в 1917—18 гг.; А. Ф-ъ [Фриденберг?]. [Рец. на:] Сполохи, кн. 12; Вит. Ш. [Рец. на:] Элеонора Диксон. Гюлльхана; В.Л. [Рец. на:] Н. П. Белоконский. Дань времени. № 25. 25 (12) мая. А. Бачинский. Научные субботы.

№ 26. 26(13) мая. Сергей Бобров. Художник [стихотворение]; Александр Блок. Дневник женщины, которую никто не любил [продолжение и окончание в № 28, 30]; Алексей Боровой. Нарциссы от большевизма; Сергей Ауслендер. Розы революции.

№ 27. 28 (15) мая. Алексей Боровой. Университет, III. Его аксиомы; Я. Новомирский. Русское лицо; Владимир Рындзюн. «Три контрреволюции»; Бор. Глубоковский. Первая выставка союза художников.

№ 28. 29(16) мая. Сергей Ауслендер. Символическая случайность.

№ 29. 30(17) мая. Алексей Боровой. Работники умственного труда; Я. Новомирский. Тихому Дону; Леонид Сабанеев. Итоги советской оперы; [Б.п.] Упразднение Пролеткульта [27].

№ 30. 31(18) мая. Г. Сандомирский. Suomi; Книжная витрина. А. Добрый [Рец. на:] П. Орешин. Зарево; Эльзевир. [Рец. на:] Р. В. Иванов-Разумник. Дневник революции; Б.С. Боднарский. Обзор кооперативной литературы.

№ 31. 1 июня (19 мая). Владимир Рындзюн. Старое небо; Алексей Боровой. Террор и соглашательство.

№ 32. 2 июня (20 мая). Алексей Боровой. Мы и всемирная история; Сергей Ауслендер. Шалаш Робинзона Крузо; Г. Сандомирский. На севере диком; Федор Сологуб. Над вещею бездною [стихотворение]; Леонид Сабанеев. Открытие симфонического сезона.

№ 33. 4 июня (22 мая). Андрей Глоба. Из японских поэтов; Владимир Рындзюн. Возвращение билета; М. Пришвин. Бумажный змей (Жизнь деревенская); Я. Новомирский. В этот час; Е. З[озу]ля. Обреченный город (петербургские впечатления).

№ 34. 5 июня (23 мая). Алексей Боровой. «Пузыри земли»; Алексей Боровой. Г. В. Плеханов; Алексей Дубровский. Душа колодец [стихотворение]; И. Туркельтауб. Интеллигенция [окончание в № 36]; Л. С[абанеев]. Симфонический концерт; С. Б[обров?]. Задача художника.

№ 35. 6 июня (24 мая). Конст. Большаков. Ландскнехты; Сергей Ауслендер. Фальшивый жест; Алексей Боровой. Украинская щука и советский карась; Н. Каржанский. Поэты пролетарские и поэты непролетарские [28]; [Б.п.] Вечер «художественных итогов» [упоминаются С.П. Бобров, А.А. Сидоров, В. Блох и Виталий Зак].

№ 36. 7 июня (25 мая). Андрей Глоба. из японских поэтов; Книжная витрина. Конст. Большаков. За весь сезон: стихи за зиму 1917—18 г.; А. Дубровский [Рец. на:]. Слово, кн. 8; Виталий Ш. [Рец. на:] А. А. Остроумов, А. Белозеров; Г. Сандомирский. Письмо в редакцию.

№ 37. 8 июня (26 мая). А. Бачинский. Научные субботники; А. Дубровский. Интеллигенция; Алексей Боровой. Паника власти; Л. Сабанеев. Художественный момент; Поправка (к статье К. Большакова в № 36).

№ 38. 9 июня (27 мая). Конст. Большаков. Ангел всех скорбящих [стихотворение]; Алексей Боровой. Интеллигенты-самоупразднители; Андрей Белый. Кризис жизни и творчества; Сергей Ауслендер. Логика царствующих.

№ 39. 11 июня (29 мая). Сергей Ауслендер. Литературная демагогия; Андрей Глоба. Из японских поэтов; Я. Новомирский. Новая корниловщина; Хроника. [Б.п.] В. Брюсов; Еф. З[озуля]. На митинге о голоде (лекция Троцкого).

№ 40. 12 июня (30 мая). Алексей Боровой. Университет. IV. Нижний Новгород; Рюрик Ивнев. Старые язвы; Еф. З[озуля]. По мертвецким.

№ 41. 13 июня (31 мая). Федор Сологуб. Чародейный плат [стихотворение]; И. Соколов-Микитов. Задний карман (от деревенских встреч); Александр Блок. Сограждане; Леонид Сабанеев. Анархия творчества.

№ 42. 15(2) июня. Сергей Ауслендер. Плавающие и путешествующие; А. Лосев. Организация средней школы; Алексей Боровой. От пугачевщины и от конвента; Я. Новомирский. Русский пример.

№ 43. 16(3) июня. Сергей Ауслендер. Торжество победителей; Александр Блок. Рассвет [стихотворение]; Алексей Боровой. Не укради; И. Соколов-Микитов. Вершки; Б.Б. Р-В [С.П. Бобров]. Гридеперлевый пулемет.

№ 44. 18(5) июня. Алексей Боровой. Жест отчаяния; Я. Новомирский. Со ступеньки на ступеньку; Сергей Ауслендер. Моим возражателям (письмо в редакцию); Л. С[абанеев]. Симфонический концерт.

№ 45. 19(6) июня. Рюрик Ивнев. Васильевский остров [стихотворение]; Конст. Большаков. Под знаком равенства; Н. Каржанский. Еще о пролетарских поэтах. Хроника. [Б.п.] «Без муз»; О. Форт [В.С. Блох]. Выставка «Семь» [29].

№ 46. 20(7) июня. Алексей Боровой. Порочный круг; В.Р. Студия стихотворчества; [Б.п.] В Обществе института итальянской культуры.

№ 47. 21(8) июня. Александр Блок. Русские дэнди; А. Бачинский.Школьная реформа; Сергей Бобров. Восстание [стихотворение]; О. Форт [В.С. Блох]. Книги по искусству за год революции; С.П.Б[обров]. [Рец. на:] И.А. Крылов. Стихотворения и басни; Леонид Сабанеев. Римский-Корсаков (к десятилетию со дня смерти).

№ 48. 22(9) июня. Федор Сологуб. Злой отдых [проза]; Александр Кузьмин. Бумажный кораблик [стихотворение]; Алексей Лосев. Научные субботники. К столетию великой книги.

№ 49. 23(10) июня. Андрей Белый. Над ливнем лет [стихотворение]; Андрей Глоба. Протопоп Аввакум [пьеса в стихах; окончание в № 50]; К.М. «Тамбовская революция» [с цензурными пробелами]; Сергей Ауслендер. В царскосельских аллеях [рассказ; окончание в № 51]; Леонид Сабанеев. Симфонический концерт.

№ 50. 25(12) июня. Рюрик Ивнев. Экзамен на человечность; Алексей Боровой. Опасная политика; Я. Новомирский. Большевизм и реставрация; В.Р. Летний балет; Н. З.-М. [Н.Н. Захаров-Мэнский]. «Эрмитаж».

№ 51. 26 (13) июня. Алексей Боровой. Рабы и стоики; Я. Новомирский. На пути к коммунизму; Н.З.М [Н. Захаров-Мэнский]. Вечер сказок, песен и кукол; В.Б. Искусство пролетарское и искусство для пролетариев.

№ 52. 27(14) июня. Алексей Боровой. Университет. V. Нижний-Новгород; Я. Новомирский. Подпольщина; Андрей Белый. Две танки; Леонид Сабанеев. Трагедия Шаляпина (к его гастролям); Н. З.-М. [Н.Н. Захаров-Мэнский]. Гастроль О.А. Правдина.

№ 53. 29(16) июня. Конст. Большаков. Стэк с агатовой ручкой [рассказ]; Книжная витрина. Т. Айгустов [С.П. Бобров]. Третий и второй сорт (книжный кризис); С.П.Б[обров] [Рец. на:] Д. Суражевский. Тишина; А. Бачинский. [Рец. на:] К. Тимирязев. Красное знамя; М.В. [Рец. на:] Ф.Ф. Зелинский. Древнегреческая религия.

№ 54. 30(17) июня. Алексей Боровой. Университет. VI. Нижний Новгород; Сергей Ауслендер. В духоте; Рюрик Ивнев. Позорная тень [проза] [30]; Александр Блок. «О, не тебя люблю глубоко…» [стихотворение]; О. Мандельштам. «Когда в теплой ночи замирает...» [стихотворение]; Л. С[абанеев]. Учитель. (к годовщине смерти Танеева); Н. З.-М. [Н.Н. Захаров-Мэнский]. В.Ф. спавицкий.

№ 55. 2 июля (19 июня). И. Соколов-Микитов. От молв земли.

№ 56. 3 июля. Александр Кузьмин. «Дали темно-синие, матово-лиловые…» [стихотворение]; Сергей Ауслендер. В Россию.

№ 57. 4 июля. Вадим Шершеневич. О русском; Л. Сабанеев. Музыкальные итоги.

№ 58. 5 июля. Андрей Глоба. Из японских поэтов; Т. Краснопольская. От Курска до Киева; Я. Новомирский. «Мы, патриоты»; Ив. Плятт. Монументальная пропаганда (Шарж); Алексей Боровой. Жертвы инерции; Книжная витрина. Вадим Шершеневич. Сегодня и завтра русского футуризма; В.М.Л. [Рец. на:] Тамамшев А. Из пламя и света; [Б.п.] Около книг.

№ 59. 6 июля. Рюрик Ивнев. Петербург [стихотворение]; Б.Б. Р.-В. [С.П. Бобров]. Реквизит героизма; А. Лосев. Кризис частной средней школы; А. Бачинский. Научный фельетон. VI. Самая важная наука.

Составители Н.А. Богомолов и И.В. Сергеев; вступительная заметка Н.А. Богомолова



[1] См.: Тахо-Годи Е.А. А.Ф. Лосев в историческом пространстве между «Вехами» и «Из глубины» (о прозе Лосева и о трех забытых публикациях 1918 года в газете «Жизнь») // Тахо-Годи Е. А. Великие и безвестные. СПб., 2008. С. 443—492 (несколько измененный вариант см.: Она же. Алексей Лосев в эпоху русской революции: 1917—1919. М., 2014. С. 86—143); Павлова М. О двух неизвестных памфлетах Ф. Сологуба: «Богдыхан» и/или «Китайская республика равных» // Федор Сологуб: Биография, творчество, интерпретации. СПб., 2010. С. 330—342; Лавров А.В. Неизвестная статья Андрея Белого из архива А. А. Борового // Venok: Studia slavica Stefano Garzonio sexagenario oblata. Stanford, 2012. Pt. 1. С. 315—323.

[2] Богомолов Н.А. Незамеченный отклик на «Двенадцать» // Русская литература. 2018. № 2. С. 47—51; Он же. Газета «Жизнь» (М., 1918) и ее сотрудники: стратегии выживания // Rivoluzione visiva attraverso visioni rivoluzionarie: alfabeti, cinema e letteratura in URSS / A cura di Massimo Maurizio e Vittorio Springfield Tomelleri. Torino, 2018. P. 121— 135; Он же. Сергей Ауслендер: материалы к биобиблиографии // «Сложная целостность» литературы: исслед. и публ. М., 2019. С. 403—413; Он же. писатель, газета, революция: сергейауслендер в 1918 году // искусство и революция: сто лет спустя.Белград, 2019. С. 176—187; Он же. Газета «Жизнь» (Москва, 1918): политическая позиция // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2019. № 5. С. 25—50.

[3] Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути // Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь. Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания. М., 1994. с. 630—634.

[4] РГАЛИ. Ф. 1023. Карт. 1. Ед. хр. 171. Л. 61.

[5] Крупный центр спекуляции // Известия ВЦИК. 1918. № 186 (450). 30 авг.

[6] Боровой А. «Париж был и остается значительнейшим фактом моей биографии…» /Публ. С. В. Шумихина // Диаспора: новые материалы. Париж; СПб., 2004. [Т.] 6. С. 8.

[7] См.: Соболев А.Л. Перевал: Журнал свободной мысли 1906—1907: аннот. указ. содержания. М., 1997 (по указ.).

[8] Более подробно о биографии Борового см. в предисловиях С. В. Шумихина к публикациям отрывков из его воспоминаний («Париж был и остается…» — см. примеч. 5; Боровой А.А. Моя жизнь: фрагменты воспоминаний / Публ. С. В. Шумихина // Московский журнал. 2010. № 10. С. 20—40) и подробную статью, анализирующую также анархистские воззрения Борового: Рублев Д., Рябов П. Алексей Алексеевич Боровой: Человек, мыслитель, анархист // Россия и современный мир. 2011. № 2. С. 221—239. Среди современных анархистов его личность и сочинения пользуются большим уважением.

[9] Ф. 1023. Оп. 1. Ед. хр. 86.

[10] Толстая Е.Д. Независимая периодика 1917—1918 годов как источник по истории русской культуры // Утопический упадок: искусство в советскую эпоху. Белград, 2018. С. 393.

[11] Об этом свидетельствуют письма Блока к Н.А. Нолле-Коган и в редакцию «Жизни» (Литературное наследство. М., 1982. Т. 92, Кн. 2. С. 330; Там же. М., 1987. Т. 92, Кн. 4. с. 560).

[12] РГАЛИ. Ф. 1023. Оп. 1. Ед. хр. 838. Л. 4.

[13] Подробнее об этой истории, характерной для советского абсурда, см. в упомянутой выше нашей статье «Газета “Жизнь” (Москва, 1918): политическая позиция».

[14] Соглашение по итогам ее деятельности см.: РГАЛИ. Ф. 1023. Оп. 1. Ед. хр. 872. Опубликовано в нашей статье, упомянутой в предыдущем примечании.

[15] См.: РГАЛИ. Ф. 1023. Оп. 1. Ед. хр. 782. Л. 5.

[16] Псевдоним раскрыт на основании письма Натана Инбера А. А. Боровому от 4 июня 1918 г. (РГАЛИ. Ф. 1023. Оп. 1. Ед. хр. 410).

[17] Псевдоним Л. В. Ольконицкого, больше известного под псевдонимом Л. В. Никулин.

[18] О предшествовавших вечерах см.: Литературная жизнь России 1920-х годов. М., 2005. T. 1, Ч. 1. С. 163.

[19] Подробнее см.: Там же. С. 171—172.

[20] Об этом предприятии подробнее см.: Там же. С. 163—163.

[21] См.: Литературная жизнь России... С. 181.

[22] Ср.: Литературная жизнь России... С. 183.

[23] Авторство установлено по письму С. Г. Кара-мурзы к Боровому от 13(30) апреля 1918 г. (РГАЛИ. Ф. 1023. Оп. 1. Ед. хр. 424).

[24] См.: Литературная жизнь России... С. 189.

[25] См.: Там же. С. 169—170.

[26] См.: Там же. С. 188.

[27] См.: Там же. С. 198—199.

[28] См.: Там же. С. 209.

[29] Фамилия подлинного автора установлена на основе альбома вырезок С. П. Боброва, содержащего раскрытие некоторых псевдонимов (РГАЛИ. Ф. 2554. Оп. 2. Ед. хр. 766. Л. 281).

[30] См.: Литературная жизнь России... С. 216.


Вернуться назад