ИНТЕЛРОС > №169, 2021 > Когнитивная экология лирики

Андрей Логутов
Когнитивная экология лирики


18 июня 2021

Книга Шэрон Лэттиг «Когнитивная экопоэтика: новая теория лирики» написана в русле экокритики — нового направления в литературоведении, зародившегося в 90-х гг. прошлого столетия. Формальной датой рождения экокритики можно считать 1992 г., когда была основана Ассоциация по изучению литературы и окружающей среды (ASLE — Association for the Study of Literature and Environment). Сегодня в ней состоит более двух тысяч исследователей. Как пишет Шэрил Глотфелти, основавшая первую в США кафедру по исследованию связей литературы и окружающей среды (в Университете Невады в Рино), в первые годы своего существования экокритика была сфокусирована на анализе изображения природы в художественном тексте, то есть на предмете, который так или иначе всегда привлекал внимание литературоведов1 . Но уже в середине 1990-х начинает формироваться специфическая экокритическая теория. Большое значение здесь имел вышедший в 1996 г. сборник статей, посвященных как тематизации природы и окружающей среды в литературе, так и роли художественной словесности и литературоведения в условиях нарастающей обеспокоенности по поводу судьбы планеты2. В последующие годы экокритика охотно обращается к традиции континентальной философии, постструктурализму и постгуманистической теории, затрагивая такие сложные и разноплановые темы, как природа языка, конструирование и функционирование идеологий, классовые структуры, связь власти и знания и др. Представление о «среде» (environment) становится понятийной доминантой, вокруг которой вырастают новые методологии и стратегии анализа текста, а содержание этого понятия выходит за пределы экологии в привычном смысле слова. Средой оказываются как мир-вселенная, так и мир культуры; как мир социальных отношений, так и художественный мир текста. «Средовой» подход позволяет по-новому взглянуть на такие традиционные понятия литературоведения, как жанр, форма, стиль и лирический герой, поместить их в контекст взаимодействия между миром и человеком, взятом не только в семиотическом («знаковом»), но и в энергетическом («телесном») измерении.


Вернуться назад