ИНТЕЛРОС > №170, 2021 > От составителя

Светлана Маслинская
От составителя


22 августа 2021

Светлана Маслинская
(ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН,
старший научный сотрудник Центра
исследований детской литературы;
кандидат филологических наук)
braunknopf@gmail.com

 

 Svetlana Maslinskaya
(PhD; Senior Researcher,
Institute of Russian Literature (the Pushkin House),
Russian Academy of Sciences)
braunknopf@gmail.com.

 

Детская литература пишется для взрослых. Взрослые принимают решение о публикации, издают, рекомендуют, покупают и читают вслух детские книги. Исследователи детской литературы пишут об этом давно и много: Зохар Шавит называет ребенка псевдоадресатом детской литературы, а истинным адресатом полагает взрослого [Shavit 1986]. Перри Нодельман в своей известной книге «Скрытый взрослый» указывает на двуадресность детской литературы как на ее определяющую черту, но немного смягчает парадокс адресации тем, что двуплановость текстов для детей в равной мере осознается и взрослыми, и детьми [Nodelman 2008]. Но и в трактовке Шавит, и в трактовке Нодельмана роль писателя, «продающего» свои книги взрослым, описана слишком прямолинейно. Действительно, в случае с популярными или вошедшими в канон произведениями для детей мы имеем дело с книгами, которые одни взрослые успешно продали другим взрослым. Последние как будто удостоверились, что они имеют дело с вполне детской литературой, отражающей их взрослые представления о том, как и что следует писать для детей.


Вернуться назад