ИНТЕЛРОС > №170, 2021 > От составителя Светлана Маслинская
|
Светлана Маслинская
Svetlana Maslinskaya
Детская литература пишется для взрослых. Взрослые принимают решение о публикации, издают, рекомендуют, покупают и читают вслух детские книги. Исследователи детской литературы пишут об этом давно и много: Зохар Шавит называет ребенка псевдоадресатом детской литературы, а истинным адресатом полагает взрослого [Shavit 1986]. Перри Нодельман в своей известной книге «Скрытый взрослый» указывает на двуадресность детской литературы как на ее определяющую черту, но немного смягчает парадокс адресации тем, что двуплановость текстов для детей в равной мере осознается и взрослыми, и детьми [Nodelman 2008]. Но и в трактовке Шавит, и в трактовке Нодельмана роль писателя, «продающего» свои книги взрослым, описана слишком прямолинейно. Действительно, в случае с популярными или вошедшими в канон произведениями для детей мы имеем дело с книгами, которые одни взрослые успешно продали другим взрослым. Последние как будто удостоверились, что они имеют дело с вполне детской литературой, отражающей их взрослые представления о том, как и что следует писать для детей. Вернуться назад |