ИНТЕЛРОС > №170, 2021 > Взрослый язык детской литературы оттепели

Кирилл Маслинский
Взрослый язык детской литературы оттепели


22 августа 2021

Кирилл Маслинский
(Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН,
старший научный сотрудник)
kmaslinsky@ pushdom.ru

В рамках критической дискуссии об искренности в детской литературе 1953—1954 годов произошла резкая поляризация писательского сообщества, поводом для которой стал стиль литературного письма. В данной статье предпринят количественный стилистический анализ произведений участников этой дискуссии: сторонников оттепельной эстетической программы и их оппонентов, защищавших сложившиеся каноны соцреалистического письма для детей. Анализ распределения лексических, грамматических и синтаксических черт показал, что оттепельный стиль характеризуется менее частотным упоминанием эмоций, бóльшим вниманием к негативным эмоциям, семантически более абстрактным и синтаксически более сложным языком.

 

 

Kirill Maslinsky Adult Language
in Children’s Literature of the Thaw

Kirill Maslinsky
(PhD; Senior Researcher,
Institute of Russian Literature
(the Pushkin House),
Russian Academy of Sciences)
kmaslinsky@pushdom.ru

In the framework of the 1953 critical discussion about honesty in children’s literature from 1953— 1954, a dramatic popularization of writers’ communities occurred, the reason for which was the style of literary writing. In this article, a quantitative statistical analysis of the works by participants of this discussion is undertaken: supporters of the Thaw’s aesthetic program and their opponents, who defended the existing canons of socialist realist writing for children. An analysis of the distribution of lexical, grammatical, and syntactical characteristics shows that the Thaw style is characterized by less frequent mentions of emotion and more attention toward negative emotions, and it is more semantically abstract and has more syntactically complex language.


Вернуться назад