ИНТЕЛРОС > №170, 2021 > Люди и звери в неопочвеннической прозе

Анна Разувалова
Люди и звери в неопочвеннической прозе


22 августа 2021

Анна Разувалова
(ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом),
старший научный сотрудник; канд. филол. наук)
rai-2004@yandex.ru

В центре статьи — представления неопочвеннической (или деревенской/традиционалистской) прозы «долгих 1970-х» о взаимоотношениях человека и животного. Будучи по большей части выходцами из крестьянской среды, писателинеопочвенники (В. Астафьев, В. Солоухин, В. Белов, С. Залыгин) критически относились к современной цивилизации и технико-экономическому прогрессу, последовательно уничтожавшим природный мир. С их точки зрения, гармоничные отношения между человеком и животным существовали в традиционной крестьянской культуре, ныне разрушаемой процессами урбанизации и индустриального развития. Автор статьи анализирует консервативную историософию, которая описывала кризис современной цивилизации как процесс взаимной деградации человека и животного (одичание и дегуманизация) и предлагала искать выход в следовании «природной мудрости», воплощенной животным (С. Залыгин), и в преодолении «зверских» инстинктов человеческой натуры (В. Астафьев). В статье также рассматриваются: 1) взаимосвязь посттравматической реакции общества на пережитое насилие (война, государственный террор), идеологии заботы о животных, продвигаемой советскими зоозащитными организациями, и образа животногожертвы; 2) неопочвеннические стратегии виктимизации животного, объявляемого жертвой насилия, которое порождено логикой осуществления модернизационных проектов.

 

Anna Razuvalova People and Animals in Neopochvennichestvo Prose

Anna Razuvalova
(PhD; Senior Researcher,
Institute of Russian Literature (the Pushkin House),
Russian Academy of Sciences)
rai-2004@yandex.ru

The focus of the article is the idea of neopochvennichestvo (or rural/traditional) prose of the “long 1970s” on the interaction between man and animal. Coming from the peasant milieu for the most part, the neopochvennestvo writers (Viktor Astafiev, Vladimir Soloukhin, Vasily Belov, Sergei Zalygin) were critical toward contemporary civilization and technological and economic progress, which in turn had destroyed the natural world. From their point of view, harmonious relationships between man and animal existed in traditional peasant culture, which was being destroyed by the processes of urbanization and industrial development. The article’s author analyzes conservative historical philosophy, which described the crisis of contemporary civilization as the process of the reciprocal degradation of man and animal (going wild and dehumanization), and proposed looking for a way out via following the “natural wisdom” embodied by animals (Zalygin), and overcoming the “beastly” instincts of human nature (Astafiev). The article also examines 1) the interrelation between the post-traumatic reaction of society to living through violence (war, state terror), the ideology of caring for animals promoted by Soviet animal protection organizations, and images of animal victims; 2) neopochvennichestvo strategies of the victimization of animals declared to be the victims of violence, which arose out of the logic of the implementation of modernization projects


Вернуться назад