ИНТЕЛРОС > №171, 2021 > Опыт чтения: от текста к среде

Анна Швец
Опыт чтения: от текста к среде


11 октября 2021

Рец. на кн.: Further Reading. Oxford, 2020

Сегодня исследователи различают множество стилей и видов чтения: формалистское «пристальное чтение» и «дальнее чтение» цифровых гуманитарных наук1 ; «глубокое» чтение2 и чтение «по поверхности»3; аналитическое, критическое — и увлеченное, дилетантское4; чтение «фанатское», соучастное5; электронное чтение6 и т.д. Это многообразие позволяет уточнить и расширить наше представление об объекте чтения, литературе: это как отдельные, особенно значимые тексты, так и обработанные алгоритмами массивы «великого непрочитанного» (Ф. Моретти); как содержание литературного канона, так и массовая беллетристика и фанфики; как авангардистские эксперименты с форматом книги, так и электронная литература. Именно разнообразные стили, виды и соответствующие им практики чтения рассматриваются в сборнике «Дальнейшее чтение» под редакцией М. Рубери и Л. Прайс. Книгу составили три десятка статей исследователей из Англии, США, Канады, Африки, Чехии и Дании, так или иначе касающиеся нескольких общих вопросов, которые можно сформулировать следующим образом: как определить и описать опыт чтения? При помощи каких инструментов мы можем изучать чтение? Какое новое знание о литературе мы получим, если будем изучать чтение как опыт?


Вернуться назад