ИНТЕЛРОС > №171, 2021 > Остранение как способ познания: проблемы и перспективы. Международный круглый стол «Удивление от текста: остран(н)ение в аспекте когнитивной прагматики»

Анна Швец
Остранение как способ познания: проблемы и перспективы. Международный круглый стол «Удивление от текста: остран(н)ение в аспекте когнитивной прагматики»


11 октября 2021

МГУ, 29 марта 2021 года

«Литературность» текста — его отличность от повседневного речеупотребления — ассоциируется не только с наличием сложноорганизованной формы или с работой социальных конвенций. Помимо этого, «литературность» определяется комплексом рецептивных переживаний — взаимодействием читателя с текстом. Контакт с литературным текстом может вызывать зачарованность, восхищение, азарт и любопытство — а также удивление, ошеломленность, шок, переживание сомнения и удовольствие от подтверждения ожиданий (или — иногда — от неподтверждения). Все это так называемые эпистемические эмоции (А. Мортон), или чувственные переживания, на основе которых формируются обоснованные убеждения (формы знания о мире). Таким образом, литературный текст — инструмент для активации особого вида эмоционально-когнитивного познания. Описанный спектр эпистемических эмоций характерен для литературных текстов и шире — для творческого взаимодействия. Один из зонтичных терминов, прилагаемый к описанию этих переживаний, — остранение2 (В. Шкловский). Сам термин был введен для описания эффекта, который характеризует взаимодействие читателя с текстом: остранение помогает «пережить деланье вещи», «дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание», увеличить «трудность и долготу восприятия», чтобы сделать «воспринимательный процесс… самоцельн[ым]»3. Представляется, что остранение как опыт — продление восприятия, знакомство с «вещью» как в первый раз — объемлет собой множество дискретных эпистемических эмоций.


Вернуться назад