ИНТЕЛРОС > №172, 2021 > Пространство идола: визуальные структуры в «Медном всаднике»

Сергей Зенкин
Пространство идола: визуальные структуры в «Медном всаднике»


26 декабря 2021

Задача статьи — описать, как структура поэмы Пушкина «Медный всадник» формирует индивидуальный опыт героя и читателя. Этот опыт рассматривается не столько в словесном, сколько в зрительном его аспекте, с учетом таких черт поэмы, как нарративность, переплетение двух инстанций зрения и речи (повествователя и героя), неявные апелляции к «местному знанию» жителей Петербурга, магические мотивы, восходящие к романтической фантастике. травматичный визуальный опыт героя проявляется в изменении перспективы, из которой он смотрит на памятник Петру Первому, в миметическом подражании аффекту скульптурного коня, в жестах императора, размечающих пространство города. Памятник переживается как идол, изображение, наделенное сакральной силой и связанное с водной стихией. в противоборстве безумца с изваянием проявляется эстетическое взаимодействие автора и героя поэмы.


Вернуться назад