ИНТЕЛРОС > №132, 2015 > Наброски и планыНаброски и планы15 июля 2015 |
НАБРОСКИ И ПЛАНЫ[1] ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ И ПРОТЕСТ[2] Жанр: Из очерков исторической культурантропологии образованного («элитного») слоя в России. Фазы работы: статьи об интеллигенции (первая половина и середина 1990-х), «новые распорядители» (2000—2001), исследование Левада-Центра 2005—2006 гг., проблематика отъезда (исследования 2010—2011), «протестное движение» (2012). 1. Смысловые оси самоопределения образованного слоя (Левада: «фантом интеллигенции», «рудиментарная интеллигенция», в лице лучших — «ампирный фасад режима») в процессах модернизации: —власть/народ, —Запад/Восток, —отношение к прошлому/будущему — варианты: нигилизм, «подморозить», утопия, классикализм, — умеренные/крайние. Советский период, примерно с середины 1930-х — списочная, «демонстративная» (выставочная) элита. 2. Левада о двух версиях модернизации («реформ): бюрократическая и интеллигентская, точки общности между ними. Соответственно, две линии воспроизводства образованного слоя: номенклатурная (капитал — позиции, возможности, особенно важные в дефицитарном социуме, в какой-то мере — образ жизни=обеспеченный) и интелигентская (капитал — ценности, идеи, символы, знания, в какой-то мере — образ жизни=цивилизованный). См. результаты движения по обеим этим траекториям в составе «прорабов перестройки», новых распорядителей, людей с Болотной. 3. Этапы распада и эпизоды консолидации (мобилизации) советской эрзац-элиты и идеологических (символических) оснований ее функциональной значимости: «построение социалистического общества» и перспектива войны, а потом и сама война; оттепель и застой; перестройка/гласность; новый авторитаризм (фактически начавший складываться уже с 1996 г.). Перед нами кризис и распад (цепочка распадов) советской легенды (от революционаризма до классикализма) — просвещенческой легенды (собственно интеллигенция 1960—1970-х) — реформаторской легенды (перестройка) — профессионального положения (от гайдаровских реформ через «новых распорядителей» к дефолту 1998 г.). 4. «Фантомная интеллигенция» (Левада). Основной формой (аналитической моделью) существования слоя выступает раскол внутри одного поколения (по осям, о которых было сказано выше, ситуация «гражданской войны»), который транспонируется в «историю» как разрыв между поколениями («отцы и дети», см. эпизод в «Заставе Ильича», 1964). Отсюда — «короткие ряды традиции» (Ю. Левада) в культуротворческих группах и демонстративный классикоцентризм, плюс компенсаторная ориентация на «серьезную», «проблемную» литературу (прежде всего, эпику с ее героями и антигероями действия) — в более широких кругах образованного сообщества, среди собственно интеллигенции, т.е. бюрократии репродуктивных систем социума. Показательно негативное отношение интеллигенции к художественному авангарду, например к «поисковой» поэзии, живописи, музыке (при известном сочувствии и даже защите отдельных фигур в социальном плане — как «жертв», маргинализируемых и репрессируемых властью). Другая сторона самоопределения и жизненной тактики образованных слоев в России — капитуляция («сдача», по Белинкову, ок. 1966 г.) и адаптация к сложившемуся порядку, различные формы сотрудничества с ним. Раздвоение образованного слоя и конструкция двоемыслия, механизма двойного счета («не по-настоящему»). Факторы (симптомы) социального торможения при попытках сохранения контроля над ситуацией («реостат») и хотя бы видимости лица, мнимых. 5. Проблема советской интеллигенции или элиты (=независимость), ее замалчивание и смещение — травма рождения, факта, что она — производная и реактивная от власти, иными словами — поддерживающая ту же властную конструкцию смыслового мира): она иногда при власти, но никогда не у власти. 6. Модус (модель) существования и движения: раскол (бюрократия/интеллигенция) и, далее, дробление по той же модели раскола — «настоящие интеллигенты» и др. (по этой модели — «хороший учитель», то же — редактор, врач, инженер и т.д.). Воспроизводство базовой проблемы («травмы рождения») в 1930-х и, особенно, в 1960-х. 7. Символы — это прежде всего символы «своих» — вытеснение «другого», они, по функции, демаркационные, отгораживающие: демонстрируется граница отчуждения, причем — теоретически весьма интересный случай — граница становится ядерным, центральным компонентом действия (конструкция игры, театра). Двоемыслие как блокирующее устройство (его наследник — стёб). Капсуляция (самоизоляция). Отторжение сложности см. выше о непонимании (демонстративном — нередко даже у профессиональных филологов!) поэзии, негативном отношении к поисковому искусству (принимается только как жертва властных запретов и репрессий). 8. Основные жанры символической репрезентации: ожидание «большого» («русского») романа (от «красного Толстого» 1920-х до Пастернака и Гроссмана) + драма лишнего человека (Володин, Вампилов и др.). Контрфигуры, например: Петрушевская, Вен. Ерофеев и др., выворачивающие наизнанку сами эти ожидания и стоящую за ними самооправдательную мифологию («Москва—Петушки», «Детская кровь»). 9. Потеря смысла и формы исходного конфликта, а тем самым, оснований само идентификации, в том числе — протестной. 10. «Недовольные» образца 2012 г.: состав, опыт, образ жизни, особенно потребительской, — другой (другой уровень образования, реальное знакомство с Западом, всегда остающаяся перспектива отъезда, сетевая связь через Интернет; весьма заметны работники коммерческой сферы, фрилансеры, вместе с тем — мало студентов, ср. 1968 г. в Европе и США). Вряд ли это только поколенческая смена, и хотя сорокалетние ощутимы, но присутствуют «все». Вместе с тем, других (неинтеллигентских) ориентиров, идей и слов, кажется, так и не обнаружилось: в основе — правозащитный словарь, плюс относительно новое, соц-артовское, концептуалистское отношение к «ним» (власти, как прежде — к советской). Важно и ново, кроме того, что теперь — в сравнении с серединой нулевых — относительно успешные группы не связывают свой успех с режимом, а критикуют его и настаивают на автономности + влиятельности («представительство»). Вкрапления православного, левого и др. в общем мессидже пока что почти неразличимы. Революции — при все более значимой социалистической повестке и ослаблении либеральной — не хочет (почти) никто. Старое и новое в фольклоре Болотной, «юмор», «стилистические разногласия» (и стиль в поведении власти — Левада в начале 2000-х). Не столько движение протеста (еще меньше это похоже на политическую оппозицию), сколько брожение недовольства (после нескольких лет
СОЦИОЛОГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА[3] I. Формульные повествования *Боевик. Женский детектив. *Исторический роман. *Любовный роман. *Фантастика. Смысл двуязычия, функции и типы перевода: роль переводчика, понятие «зарубежной литературы», «советская школа перевода», современная ситуация. II. Конец интеллигенции Канонизация Бродского. Реабилитация Набокова. Бабель, Зощенко, Олеша, Шкловский, Булгаков сегодня: стратегии сдачи и сопротивления. Случай Солженицына: возвращение, канонизация, экранизация. «Шестидесятники» сегодня (2006). III. Другие искусства *Поэты об искусстве. *О Величковиче. *Выставка. Памяти Музича. Фотографии Холокоста. Читая Дайяну Арбус.
СОЦИОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ[4] Очерки I. Общетеоретическое введение. К понятию «литература»: социокультурные рамки Литература и модернизация. Литература и (гражданская) эмансипация. Литература и (общедоступное) образование. Литература и (массовые) коммуникации. Модели модернизации в России (интеллигентски-демократическая; властно-бюрократическая; контрмодернизация, их исторические контаминации): границы и функции литературы. Другая литература, другие подходы к литературе. II. Идеология литературы в России — от Белинского и славянофилов до наших дней (включая миф о литературоцентричности русской культуры) Проблема классики. Интеллигенция и литература, интеллигенция в литературе. Власть и литература, власть в литературе (властители, цензура, политическая полиция, церковь). Запад и литература, Запад в литературе. Восток (неверные) в литературе. Народ и литература, народ в литературе. Женщины и литература, женщины в литературе. Религия и литература, религия в литературе. Трансцендентное, «иное» (символизм) и нигилизм (декадентство) в литературе; смерть в литературе (Л. Толстой, А. Платонов и др.). Насилие в литературе (Шаламов, Солженицын — лагерь; войны — Первая мировая, Гражданская, Вторая мировая, афганская, чеченские и др. и военная проза; насилие как быт — Петрушевская и др.). III. Организация литературы (литература как система) Группы и течения. Центр и периферия. Публикуемая литература — андеграунд — эмиграция: связь и отторжение; роль писателя и критика, проблема читателя и воспроизводства образцов. Роль (роли) писателя. Роль переводчика, «Всемирная литература» («мы — наследники»), «советская школа перевода». Издание (издательства, гонорары, роль издателя). Журналы, «толстый журнал». Премии. Библиотеки. Книжная торговля. Реклама и пиар. IV. Формы литературы Русский роман, русский герой (лишний человек, маленький человек, «русский человек на rendez-vous» и др.). Русская драма. Поэзия в России. История, исторический роман. Фантастика, нф-роман, славянская фэнтези. Уголовный роман / детектив / русский боевик. Колониальный роман. Мелодрама (любовный роман). Светский роман — может быть, через героя (от Пушкина и Лермонтова до Л. Толстого)? Проблема литературного модерна (романтизм, модернизм, пост-). Массовая литература как проблема и культурная форма (формы). Советская литература как реальность и проблема. V. Литература в системе образования. Преподавание литературы VI. Современная ситуация в литературе и вокруг — политика и состояние социума; досуг; издание, чтение и библиотеки; ТВ, Интернет (обобщенно). VII. Формы рефлексии над литературой: теоретическое заключение Литературная критика. Литературоведение, теория и история литературы. Философия литературы. Социология литературы, защита от нее со стороны разных интеллектуальных групп. Приложения (исторические, эмпирические).
О ЛЮДЯХ И КНИГАХ[5] От автора Интродукция *Диалог с Другим *Место, которое внушает надежду *Как я стал переводчиком (В сноски: интервью с Батыгиным, Калашниковой, Борусяк, программой «Треугольник») Дальние горизонты Зонтаг? Симона Вайль *Чоран *Три интеллектуала в борьбе со временем *Клемперер *Примо Леви *Целан *Агамбен. Память и свидетельство Пилинский *Величкович *В центре истории Милош, Родная Европа Гомбрович — о Дневнике Шульц? *Алейсандре *Лесама *Пас *Писарник *Кортасар 1, 2 *Борхес Пессоа Читать Транстрёмера Надаш — о «Своей смерти» *Бонфуа *Жакоте *Дюпен Состав среды *Пинский *Великовский ??? Анатолий Гаврилов Седакова-1 (Апология разума) *Автономова *Петровская *Аронсон Гавришина Лидерман *Берг *Скидан *Фрейдкин Разговор о поэзии *Морозов (дополнить) *Козовой: жить невозможным Седакова (стихи и переводы) Пригов—Рубинштейн *Айзенберг Абдуллаев—Драгомощенко—Скидан Стратановский *Фанайлова (1, 2, 3) *Круглов *Степанова *Уланов Шваб—Ровинский—Сваровский *Оглавление любви Он же — о переводе *Язык другого *Перевод как стратегия литературной инновации *Гаспаров-1 Перевод, французская версия (Бланшо, Берман, Козовой)??? ??? Прокопьев ??? Дашевский *Тяга отсутствия Остров памяти *Столбов *Пас *Милош *Левада *Зверев *Гаспаров-2 *Козовой *Гольдштейн *Трауберг *Брагинская *Гелескул *Ратгауз *Эппель
Подготовил к публикации А.И. Рейтблат [1] Ряд статей и книг, задуманных Борисом Дубиным, он не успел написать. Но судить о них позволяют тезисы выступлений, а также планы книг. Мы полагаем, что и в таком виде они представляют немалый интерес — и для осмысления затрагиваемых проблем, и для лучшего понимания самого автора. [2] Тезисы выступления на Малых Банных чтениях в Петербурге 2 марта 2013 г. [3] План книги был написан в 2006 г. Звездочкой Дубин отметил опубликованные к тому времени статьи. [4] Прочитав 2011 г. мою статью «Русская литература как социальный институт» (Русская литература как социальный институт / Под. ред. Ю. Тацуми, К. Норимацу и М. Нумано. Токио, 2011. С. 6—29), Б. Дубин предложил написать вместе книгу на эту тему. После обсуждения план он написал сам, а к написанию книги, хотя и у меня и у Бориса были уже наработки по многим из упомянутых в плане проблем, мы в дальнейшем из-за занятости другими темами так и не приступили. [5] План книги был написан, по-видимому, в 2013 г. Звездочками Дубин отметил опубликованные к тому времени статьи. Тексты их были собраны в компьютере в отдельной папке вместе с этим планом и библиографической справкой. Сейчас книга готовится к изданию. - See more at: http://www.nlobooks.ru/node/6139#sthash.MXq1ClYg.dpuf Вернуться назад |