Другие журналы на сайте ИНТЕЛРОС

Журнальный клуб Интелрос » Неприкосновенный запас » №3, 2007

Денис Стребков. Что мешает приходу частного инвестора на российский фондовый рынок?

Денис Олегович Стребков (р. 1976) - экономист, социолог, доцент Государственного университета - Высшей школы экономики.

Что мешает приходу частного инвестора на российский фондовый рынок? [1]

Многие российские граждане, относящие себя к среднему классу и имеющие возможность осуществлять регулярные сбережения, распоряжаются избытком своих денежных средств вполне традиционно. Те, кому позволяет уровень благосостояния, приобретают земельные участки или вкладывают деньги в недвижимость. Остальные используют преимущественно банковские депозитные вклады, покупают валюту, золото и драгоценные изделия. Во многих случаях, стремясь уберечь свои доходы от воздействия инфляции, люди ориентируются не на сберегательные или инвестиционные стратегии, а, напротив, увеличивают уровень своего текущего потребления, часто используя для этого разнообразные кредитные схемы.

Между тем, существует финансовый инструмент, который по многим параметрам значительно превосходит возможности упомянутых способов сбережений, однако используется россиянами пока еще редко. Речь идет о вложениях на фондовом рынке, или, как его еще называют, рынке ценных бумаг, которые в долгосрочном и даже среднесрочном периоде показывают существенно большую доходность по сравнению с банковскими вкладами. Сопутствующие издержки и комиссии, взимаемые сторонними организациями, при совершении операций минимальны, по сравнению с теми расходами, с которыми сталкивается инвестор при покупке недвижимости, золота или антиквариата. Существенно выше здесь и уровень ликвидности операций: продать акции по текущей цене можно практически мгновенно, отдав необходимое поручение своему брокеру, по телефону или через Интернет, а вывод денежных средств осуществляется на следующий рабочий день после подачи соответствующей заявки.

Тем не менее возможности фондового рынка не привлекают сегодня большую часть потенциальных российских инвесторов, в то время как практика инвестирования в ценные бумаги является довольно распространенной и совершенно естественной во всех экономически развитых государствах. Да и в России, как показывают результаты социологических исследований, число людей, заинтересованных в выходе на фондовый рынок и потенциально готовых к этому, в несколько раз превышает количество реальных биржевых игроков. Однако многие потенциальные частные инвесторы пока только присматриваются к ситуации, взвешивают все «за» и «против», советуются с друзьями и знакомыми, более опытными в финансовых вопросах, настраиваются на принятие решения.

Почему же прослойка частных инвесторов в России формируется столь медленно? Каковы основные мотивы, толкающие людей на фондовый рынок, и каковы препятствия, ограничения, не позволяющие человеку включиться в данный вид финансовой деятельности?

 

Развитие фондового рынка в России

Макроэкономические изменения 1990-х годов затронули самые разные стороны жизни рядовых граждан нашей страны. Одним из важнейших результатов экономических реформ стало появление реальной возможности получения инвестиционного дохода от вложения средств в ценные бумаги - акции и облигации российских компаний.

Экономические реформы способствовали радикальной трансформации традиционной системы ценностей, норм и правил поведения россиян. Однако культурная и историческая специфика российского государства накладывала серьезный отпечаток на финансовое поведение граждан. Как показывают многочисленные работы социальных исследователей 1990-х годов, в тот момент в сознании россиян произошло пересечение трех основных типов восприятия действительности, что, в свою очередь, неизбежно привело к конфликту ценностей.

1. Традиционный, русский, «православный» тип личности - то, что обычно определяют понятием «российский менталитет». Его характерными чертами являются стремление к равенству, готовность щедро и бескорыстно помогать ближнему, пренебрежение материальной стороной жизни и ориентация на ее духовную сторону. В рамках такой модели восприятия окружающего мира богатство воспринимается как «зло», считается, что честным путем его нажить невозможно. Во главу угла ставятся, прежде всего, человеческие отношения, дружба, доверие. В то же время нашему психологическому типу свойственны и лень, привычка откладывать важные дела «на завтра», «на потом», надежда на «авось», нежелание думать о завтрашнем дне [2].

2. Укоренившийся «советский» тип личности, для которого характерна привычка к государственному патернализму, неспособность к самоуправлению, постоянное ожидание помощи, преобладание внешнего локус-контроля. Основными чертами поведения работника в рамках этой модели являются отсутствие какой-либо активности, инициативы, низкая ответственность, постоянное стремление минимизировать собственные трудовые усилия. Группа, «коллектив», доминирует над личностью, и чтобы не стать отверженным, необходимо «быть как все», не высовываться, не выделяться [3].

3. Новый буржуазный тип личности, являющийся выражением основных ценностных образцов западной культуры. Деньги здесь рассматриваются как мерило счастья, свободы, успеха. В поведении людей преобладает рациональный расчет, эгоизм, стремление к выгоде. Характерными чертами человека, носителя «капиталистической» культуры, являются высокая инновационность (здесь - способность быстро усваивать и применять новые модели поведения), высокая трудовая мораль, законопослушность [4].

Несмотря на все сдвиги и изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, историческое прошлое оказывает серьезное влияние на финансовое поведение наших сограждан. Даже сейчас, спустя более чем пятнадцать лет после начала экономических и политических реформ, в сознании многих россиян причудливым образом переплетаются все три культурно-исторических типа мышления, что приводит порой к нелогичным, непредсказуемым действиям. С одной стороны, это влечет за собой негативное восприятие богатства как такового, а с другой - порождает финансовую пассивность и нежелание предпринимать даже минимальные усилия для изменения своего материального положения.

Серьезными препятствиями, мешающими приходу массового инвестора на фондовый рынок, являются и наличие негативного опыта инвестирования 1990-х годов (фактическое неучастие в приватизации, неудачный опыт финансовых пирамид, потеря банковских сбережений в ходе кризиса 1998 года), и недостаток финансовой культуры, непонимание основных экономических законов, незнание даже самых простых финансовых инструментов. Следствием этого является масса заблуждений, мифов и негативных стереотипов в сознании потенциальных частных инвесторов.

От того, насколько быстро российское общество сможет преодолеть поведенческие установки минувшей эпохи, во многом будут зависеть перспективы развития рынка ценных бумаг: станет ли он массовым и открытым для многочисленных, непрофессиональных частных инвесторов или же останется узкоэлитарным, понятным и доступным только специалистам биржевой торговли.

На сегодняшний день в России лишь около 1% взрослого населения так или иначе связано с фондовым рынком. А число граждан, имеющих возможность активно совершать операции на бирже, и вовсе составляет немногим более 250 тысяч человек, или всего 0,2% населения страны. Это ничтожно мало по сравнению с другими развитыми государствами. Для сравнения: в Южной Корее доля инвесторов, работающих с ценными бумагами, составляет 8,3%, в Японии - 26,6%, в Австралии - 36,5%, в США только акциями владеют 48,2% домохозяйств [5].

По мнению Игоря Костикова, председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг в 2000-2004 годах, для достижения приемлемого уровня эффективности финансовый рынок должен быть достаточно емким, должен обеспечивать справедливое ценообразование и свободный доступ инвесторов, предоставлять инструменты с различным уровнем риска, обеспечивать защиту их интересов [6].

Сегодня рынок ценных бумаг в России находится на самом первом этапе развития, когда различные группы населения только узнают и о нем самом, и о его возможностях, и о его опасностях и ограничениях. Одновременно с этим постепенно начинает формироваться слой людей, готовых, материально и морально, к работе непосредственно на фондовом рынке, либо опосредованно - доверяя свои средства управляющим компаниям, либо вкладывая их напрямую в акции российских предприятий. Основные интересующие нас вопросы: из каких социальных и демографических групп происходит рекрутинг новых биржевых игроков, каковы их мотивации и ограничения?

 

Мифы и предрассудки

Важной чертой российского общества в тот момент, когда в стране начались широкомасштабные экономические реформы, было очевидное отсутствие элементарной финансовой культуры как одной из составляющих рыночной экономической культуры вообще. В данном случае под дефицитом культуры я, следуя за Розалиной Рывкиной, понимаю следующее:

 

«…не только отсутствие в сознании людей определенных, остро необходимых знаний, умений, стереотипов поведения, но, одновременно, и наличие каких-то других знаний и опыта, которые остались от прошлого и в изменившейся обстановке не только не работают, но и препятствуют выработке у личности новых, рыночных моделей поведения» [7].

 

Дефицит финансовой культуры выражается главным образом в отсутствии у основной массы населения личного опыта сберегательной, инвестиционной и кредитной деятельности, а также в отсутствии полной и достоверной информации о механизмах функционирования новых финансовых институтов.

Следует признать, что и по сей день основными причинами, мешающими выходу частного инвестора на фондовый рынок, являются психологические и информационные барьеры. Мифы и стереотипы функционирования фондового рынка, существующие в сознании россиян, можно разделить на шесть основных блоков. К первому относятся высказывания, показывающие нецелесообразность инвестирования денег в ценные бумаги, ко второму - обосновывающие техническую сложность процедуры покупки акций, к третьему – подчеркивающие интеллектуальную сложность совершения биржевых операций. Четвертый и пятый блок образуют, соответственно, несуществующие ограничения и барьеры для входа на рынок и ложные стереотипы относительно реальных практик биржевой торговли. Шестой блок - это культурные установки, оказывающие существенное влияние на финансовое поведение граждан. Рассмотрим их более подробно.

Нецелесообразность

- Потенциальные инвесторы не доверяют финансовым инструментам. Акции - это очередной обман, «надувательство» и выколачивание денег из населения, «бумаги, за которые потом ничего не дадут». В результате распространения акций своих предприятий «олигархи обогащаются за счет простых людей» [8].

- Люди не понимают смысла получения дохода на фондовом рынке: считают, что доход приносят только дивиденды, и не рассматривают рост курсовой стоимости акций. Большинство даже не подозревает, что дивиденды составляют лишь небольшую часть прибыли инвестора. Основной доход он получает от разницы в стоимости акций на момент покупки и продажи. А поскольку у людей есть устойчивый стереотип, что российские компании дивиденды не платят или платят очень мало, то и покупать их акции особенно не стремятся («Акция - это бумажка, по которой люди получают копейки»).

- Люди заблуждаются относительно степени ликвидности финансовых инструментов: акции - это долгосрочные вложения и нет смысла приобретать их меньше чем на три года. Рядовые инвесторы рассматривают акции как замену банковских вкладов.

Техническая сложность

- Россияне не знают, куда именно им следует обращаться, чтобы приобрести акции или облигации. По результатам опроса москвичей, проведенного компанией «Атон» осенью 2006 года, самым популярным ответом оказался вариант «непосредственно к эмитенту - на то предприятие, которое выпускает свои акции» (19%), следом за ним идет «Сбербанк» (18%), а на третьем месте ПИФы (10%) (именно ПИФы, а не управляющие компании, которые управляют паевыми инвестиционными фондами). В то же время брокерскую компанию в этом списке назвали 8% опрошенных, а инвестиционную - 6% [9].

- Потенциальные инвесторы считают, что процедура открытия брокерского счета и дальнейшего обслуживания клиента (подписание отчетов, ввод-вывод денежных средств) является слишком сложной, запутанной - не для «простых» людей («Я не гожусь для этого»).

- Кроме того, людей останавливает убеждение, что процесс покупки акций занимает много времени. Деловому человеку этим некогда заниматься.

Интеллектуальная сложность

Современный фондовый рынок представляется потенциальным инвесторам сферой деятельности, требующей значительных социальных и финансовых ресурсов, специальных знаний в сфере финансов и экономики, неординарных личностных качеств, постоянной и напряженной умственной работы. Для того чтобы успешно торговать на фондовом рынке, необходимо иметь экономическое образование. Разобраться в этом очень сложно, и сделать это может только специалист.

Несуществующие ограничения

Люди видят для себя препятствия там, где их на самом деле не существует:

- Вкладывать деньги в акции могут только обеспеченные граждане. Считается, что не имеет смысл начинать биржевую торговлю, не имея на руках нескольких десятков тысяч долларов.

- Ежедневная торговля на рынке, постоянное отслеживание котировок занимает много времени и сил. Этим тяжело заниматься в рабочее время, постоянно следить за фондовым рынком могут позволить себе только люди свободных профессий либо те, кто этим профессионально занимается.

- Люди неадекватно понимают или имеют искаженное представление о том, что такое надежность инвестиционных вложений. Считается, что акции - это ненадежное вложение средств, а недвижимость - надежное. Выражение «высокая степень риска» означает для них, что они могут полностью потерять все вложенные ими денежные средства. После краха финансовых пирамид 1994-1995 годов и кризиса 1998-го у основной массы российского населения сложился устойчиво негативный опыт финансовой деятельности, который преобладает над позитивным. Большинство отказов клиентов участвовать в биржевой торговле можно объяснить именно страхом полностью лишиться вложенных денег.

Ложные стереотипы

- Покупка и продажа акций осуществляются в специальном месте - на бирже, где толпится масса людей, все выкрикивают свои котировки, машут руками… Там стоит невообразимый шум, человеку с улицы ничего понять невозможно, да его и не пустят туда, поскольку, чтобы попасть на биржу, нужно иметь специальный допуск.

В то же время подавляющее большинство биржевых операций во всем мире, и Россия в этом не исключение, осуществляется сейчас в электронном виде, посредством специальных компьютерных программ. Торговая система, установленная на компьютере, дает наглядное представление трейдеру о ситуации на фондовом рынке. Она позволяет в режиме реального времени отслеживать динамику биржевых котировок на акции, строить графики, получать свежую информацию о событиях в стране и мире из различных новостных агентств и, самое главное, подавать заявки для совершения сделок, которые практически мгновенно исполняются брокером.

 

- Многие начинающие инвесторы до сих пор убеждены, что акции существуют в бумажной форме - это красивые бумажки с водяными знаками, которые можно хранить у себя дома.

Между тем в странах с развитой экономикой акции существуют только в безналичной форме, это всего лишь записи на специальных депозитарных счетах. Владелец безналичных акций может не иметь никакого документа, удостоверяющего его право на владение акциями, кроме обычной выписки из регистрационного реестра.

 

- У людей, незнакомых с фондовым рынком, иногда возникает ошибочное представление, что чем дешевле стоит одна акция, тем выгоднее ее покупать. На это оказывают влияние традиционные потребительские установки, когда считается, что 30 рублей за акцию - это нормально (дешево), а 3000 рублей - это слишком дорого. Известен психологический феномен, когда инвестор считает более привлекательным для себя владеть ста тысячами акций по одному рублю, нежели одной акцией стоимостью сто тысяч рублей.

В то же время цена и в 30, и в 3000 рублей может оказаться как завышенной, так и заниженной. Все зависит от конкретной компании, ее акции и от потенциала роста. Так, акции Сбербанка, стоившие на начало 2006 года 37 690 рублей за единицу, выросли за год на 145%, а акции Сургутнефтегаза поднялись в цене за это же время всего лишь на 30%: с 31 до 40 рублей.

Как отмечает британский исследователь Дэвид Кохен, с подобными проблемами сталкиваются не только российские, но и многие западные брокеры: «Стоит сказать инвестору, что какую-нибудь акцию можно купить за 2 пенса, и он обычно думает, что это очень выгодная сделка» [10].

Культурные установки

- В Казани молодой человек пришел в управляющую компанию для того, чтобы погасить свои паи. На вопрос менеджера о причине погашения объяснил: «В состав этого ПИФа входят акции компании “Балтика”, а пиво, как и любой другой алкоголь, - это грех!» Клиент оказался истинным мусульманином, поэтому перевел деньги в другой фонд, основу которого составляли уже акции нефтяных и телекоммуникационных компаний.

- По телефону в управляющую компанию обращается потенциальный клиент. Судя по голосу, это энергичный мужчина средних лет. Менеджер рассказывает ему про различные стратегии управления, различные фонды и в числе прочих упоминает фонд «голубых фишек» [11]. Мужчина сразу напрягается: «Нет, туда, пожалуй, не буду - название у него какое-то подозрительное». В другой аналогичной ситуации потенциальный клиент смеется: «Это что за фонд? Его только голубые покупают, что ли? Я тогда не буду!»

 

Все это свидетельствует о значительном недостатке элементарной финансовой культуры. Между тем, при прочих равных условиях повышение уровня известности самой услуги существенно повышает и готовность человека воспользоваться ею. В этом случае он более отчетливо понимает ее конкурентные преимущества и недостатки, может сделать в большей степени рациональный и осознанный выбор.

Рост информированности выгоден всем - и брокерам, и биржам, и эмитентам, и особенно самим частным инвесторам. Нужно стимулировать людей заниматься индивидуальным финансовым планированием, искать дополнительную информацию о рынке ценных бумаг, профессиональные участники рынка должны предупреждать частных инвесторов о возможных проблемах, о необходимости приобретать дополнительные знания, уделять этому значительное время и быть осторожным - вложение в акции является рискованным занятием, и возврат вложенных средств инвестору не гарантирован.

 

Заключение

Жизненный цикл услуги брокерского обслуживания, как и любого другого финансового продукта, может рассматриваться с точки зрения трех волн потребителей. Первая волна - это новаторы - люди, высокоинформированные в финансовых вопросах и имеющие большую потребность в получении дополнительных денежных средств. Как правило, они выбирают брокерскую компанию путем индивидуальных поисков, самостоятельно разыскивая и анализируя предложения различных финансовых организаций.

Представителей второй волны можно назвать «сетевыми» инвесторами. Они принимают решение о входе на фондовый рынок в основном по совету или рекомендации кого-то из своих друзей, знакомых, коллег по работе - тех людей, которым они доверяют и на мнение которых они могут положиться. Важнейшими параметрами при выборе конкретной инвестиционной компании являются личное знакомство с кем-то из сотрудников, позитивный опыт социального окружения.

Третья волна инвесторов - это массовые потребители финансовой услуги. Эти люди приходят на фондовый рынок уже тогда, когда у них складывается устойчивое мнение, что многие окружающие делают то же самое. Их потребительская стратегия - это ярко выраженная стратегия последователей. Эти люди непрофессионалы, уровень их информированности в финансовых вопросах весьма низкий. Они выбирают в первую очередь наиболее известные финансовые организации, их решения формируются под влиянием массовой рекламы и стимулирующих акций. Другими важнейшими параметрами для массового клиента являются репутация компании и ее надежность, легкость и понятность условий открытия и ведения брокерского счета, быстрота и удобство оформления договора.

Сейчас, несмотря даже на «народные» размещения акций «Роснефтью», «Сбербанком» и ВТБ, все же идет время второй волны - «сетевых» инвесторов (более половины новых клиентов приходят в инвестиционные компании именно по совету знакомых), а в ближайшие три-пять лет можно ожидать массового прихода населения на фондовой рынок. Для того чтобы избежать возможных катаклизмов, чтобы не повторилась ситуация середины 1990-х годов, к этому процессу должны тщательно подготовиться и государственные регулирующие органы, и эмитенты, и инвестиционные компании, и, разумеется, сами частные инвесторы.

В то же время появление и расширение группы игроков фондового рынка, биржевых спекулянтов, можно рассматривать как часть более широкой глобальной тенденции последних десятилетий - массового перехода к гибким формам занятости. Полный, стандартизированный, тип занятости доминировал в эпоху позднего индустриального общества и основывался на стандартизации основных аспектов трудовой деятельности: трудовой биографии, трудового договора, места работы, рабочего времени, заработной платы.

Биржевые спекулянты, несомненно, представляют собой один из сегментов самозанятых, поскольку не состоят ни в каких формальных организациях, сами планируют и лично выполняют свою работу. В то же время для того, чтобы их деятельность была успешной, они должны обладать высокой профессиональной квалификацией. И безусловно, фондовый рынок меняет образ жизни тех людей, которые становятся его активными участниками.

В связи со всем вышеперечисленным можно указать еще и на то, что сегодня социология фондового рынка является интересным и малоизученным исследовательским направлением. Рост ее актуальности связан не только с активным развитием рынка в России за последние пятнадцать лет. Важно еще и то, что за последние годы во всем мире сами принципы взаимодействия людей на фондовом рынке претерпели существенные изменения, в том числе благодаря повсеместному внедрению электронных систем торговли ценными бумагами, открывших дорогу миллионам частных инвесторов. Все это дает значительный простор социологам и другим представителям общественных наук по постановке и решению самых разнообразных исследовательских задач.



[1] Работа выполнена при поддержке Научного фонда ГУ-ВШЭ (проект № 06-01-0106).

[2] См., например: Кантор В. Меняется ли российская ментальность? // Русский журнал. 2001. 9 и 13 ноября (www.russ.ru/politics/20011113-kant.html); Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой. СПб.: Питер, 2000. С. 64, 94-95.

[4] Рывкина Р.В. Драма перемен. М.: Дело, 2001. С. 233-240.

[5] Костиков И.В. О направлениях дальнейшего развития российского финансового рынка. Доклад на заседании Правительства РФ «О мерах по развитию финансовых рынков». 2003. 11 ноября (www.nccg.ru/site.xp/052054048124049048050124.html).

[6] Там же.

[7] Рывкина Р.В. Экономическая культура в России: трудности и этапы становления. С. 55.

[8] Подробнее см.: http://bd.fom.ru/report/cat/societas/market_economy/finances/fin_instrum/d063428.

[9] Опрос респондентов в возрасте от 26 до 45 лет, имеющих высшее образование и постоянно проживающих в Москве, проводился путем личного формализованного интервью по месту жительства. Общий объем выборки: 600 респондентов. Сроки проведения исследования: 13-25 сентября 2006 года. Организатор опроса - Фонд «Общественное мнение».

[10] Кохен Д. Психология фондового рынка: страх, алчность и паника. М.: Интернет-трейдинг, 2004. С. 103-104.

[11] «Голубые фишки» («blue chips») - акции крупнейших, в данном случае российских, компаний, по которым проходит наибольший оборот торговых операций на бирже: «Лукойл», «Газпром», «Роснефть», «Сбербанк», РАО ЕЭС и другие.

Архив журнала
№130, 2020№131, 2020№132, 2020№134, 2020№133, 2020№135, 2021№136, 2021№137, 2021№138, 2021№139, 2021№129, 2020№127, 2019№128, 2020 №126, 2019№125, 2019№124, 2019№123, 2019№121, 2018№120, 2018№119, 2018№117, 2018№2, 2018№6, 2017№5, 2017№4, 2017№4, 2017№3, 2017№2, 2017№1, 2017№6, 2016№5, 2016№4, 2016№3, 2016№2, 2016№1, 2016№6, 2015№5, 2015№4, 2015№3, 2015№2, 2015№1, 2015№6, 2014№5, 2014№4, 2014№3, 2014№2, 2014№1, 2014№6, 2013№5, 2013№4, 2013№3, 2013№2, 2013№1, 2013№6, 2012№5, 2012№4, 2012№3, 2012№2, 2012№1, 2012№6, 2011№5, 2011№4, 2011№3, 2011№2, 2011№1, 2011№6, 2010№5, 2010№4, 2010№3, 2010№2, 2010№1, 2010№6, 2009№5, 2009№4, 2009№3, 2009№2, 2009№1, 2009№6, 2008№5, 2008№4, 2008№3, 2008№2, 2008№1, 2008№6, 2007№5, 2007№3, 2007№2, 2007№1, 2007№6, 2006
Поддержите нас
Журналы клуба