ИНТЕЛРОС > №2, 2017 > Ничья правда Алексей Левинсон
|
[стр. 166 – 170 бумажной версии номера]
В российскую действительность ворвались события 26 марта. Разрозненные свидетельства, имеющиеся в нашем распоряжении, говорят о сложной композиции причин, которые вывели на митинги так много людей в столь многих городах страны. Но представляется, что их участие имело не экономические, не политические, а прежде всего моральные мотивы. Ясно, что это была демонстрация протеста. Но ограничиваться соображениями, что это был протест против неэтичного поведения премьер-министра, как и заключением, что это был протест против коррупции в верхах или коррупции вообще, кажется несправедливым по отношению к чувствам и мотивам участников. Одним из главных мотивов был общий моральный протест. Против чего он был направлен? Начать придется с 1990-х. Российское общество испытало шок от развала советской системы. Шок был компенсирован тем, что у находившейся в центре общественного внимания социальной группы – интеллигенции – имелся социальный проект: строить свободное демократическое общество. Сейчас многие считают этот проект наивным, многие – неадекватным, не соответствующим наличным на тот момент социокультурным условиям («свобода – это не для нас»). Между тем на протяжении примерно четырех лет, четырех чрезвычайных, беспримерных лет общество стремительно двигалось по предложенному пути. Происходила огромная социально-конструктивная работа: люди учились взаимодействовать друг с другом как партнеры, например, как покупатель и продавец, как производитель и потребитель. Это требовало освоения новых ролей, но главное – умения быть самостоятельным и ответственным субъектом. Возник запрос на новую мораль. Почему уже не работали советские моральные принципы? Потому, что советская жизнь не предполагала никакой хозяйственной или юридической самостоятельности частных лиц, никаких экономических и иных формальных отношений между ними. Но были и иные причины. Мораль, в советское время навязываемая партийно-государственной системой, входила в противоречие с моралью бытовой. Варианты разрешения этой коллизии схематически можно описать так. Появилась категория людей – их называли «идейными», – которые попытались полностью отказаться от обычной повседневной морали и жить только по моральному кодексу, который они называли «коммунистическим». Другая категория людей – их можно назвать циниками – и в той и в другой этической системе «отключила» ценностные регуляторы, научившись соблюдать лишь правила, необходимые в определенных жизненных обстоятельствах. Развился и другой род цинизма, при котором мораль бытовая расценивалась как «своя», а мораль официозная – как ценностно не обоснованная, а потому соблюдать ее нормы надо только ради избегания репрессий, насилия. В конце концов, эта общественная ситуация породила феномен двоемыслия. Период гласности был попыткой общества преодолеть описанные выше варианты раздвоения этических систем и способы уклонения от них. Дело шло к формированию единой, нерасщепленной морали – есть основания называть ее общечеловеческой. Носителями такой морали постепенно становились самостоятельные, самодеятельные индивиды; число их росло. Речь не только о предпринимателях и других самозанятых, но и о тех, кто был готов работать по найму, однако выступал как свободный агент на свободном рынке труда. Опросы показывали, что советский патернализм/коллективизм к этому времени уже практически полностью ушел в область мифов и ностальгических воспоминаний. Ему на смену пришли два типа индивидуализма. Один – рессантиментно-негативный, индивидуализм отчаянья («никого нет, не на кого, кроме себя, положиться»), другой – индивидуализм самодостаточной личности («уверен в себе, всего добьюсь сам»). Первый скорее был установкой старшего поколения (люди от 40 лет и старше) и тех молодых, кто себя с ними ассоциировал, второй был характерен прежде всего для молодой части общества (и тех, кто себя с ней ассоциировал). Первый тип индивидуализма доминировал, но в силу экономических и демографических причин можно было ожидать постепенного превращения носителей второго типа в равноценную, а затем и в преобладающую общественную силу. Общечеловеческая мораль закладывалась медленно, по мере формирования нового российского общества. Но куда заметнее были не общие, а локальные процессы, выход на авансцену то одних, то других социальных групп с их более специфической моралью. Вот появились «новые русские», своего рода «социальные новорожденные». Они не знали не только, как подобающим образом одеваться, но и как строить цивилизованные отношения с другими людьми. Они сошли со сцены раньше, чем этому научились. Или иначе: когда они научились этому, они перестали быть одиозны, перестали быть заметны. Огромным по значению был выход на социально обозримую поверхность блатных. Слово «бандит» на какое-то время потеряло свой острый смысл (пейоративный в речи большинства, уважительный в речи криминального меньшинства) и стало означать просто род занятий. Бандитская мораль оказалась востребована: ее использовали те же новые бизнесмены ввиду отсутствия как устоявшейся деловой этики, так и формальной правовой защиты со стороны закона и государственных институтов. Большие надежды возлагались на христианскую мораль (в зоне исторического распространения православия). Но гарантом общественного благочестия она – по крайней мере пока – не стала. Дело, возможно, в чрезвычайно быстром и потому неизбежно поверхностном распространении православия. В дореволюционной православной России были обычны жалобы на «обрядоверие» вместо истинного включения в религиозную жизнь, а нынче и обряды последовательно отправляет лишь небольшая доля крещеных. Тем не менее, насколько позволяют судить попадающие к нам данные, во всех возрастных группах появляются люди, для которых их религиозные убеждения, в том числе христианские этические нормы, очень важны и определяют их поведение. Впрочем, не всегда этим людям находится место среди паствы современной РПЦ. Сходные процессы идут в сфере распространения ислама. Исповедующее веру Пророка население России в той или иной мере захвачено изменениями, идущими в умме в целом. Я не буду даже предпринимать здесь попыток описать эти сложнейшие явления, отмечу только ряд моментов, касающихся морали. В мировом исламе все сильнее заявляет о себе обновленческое движение, одним из сильнейших идеологических орудий которого является обвинение как неверных, так и «традиционных» мусульман в том, что они погрязли в грехах, что их мораль несостоятельна. Взамен предлагается идеал моральной чистоты. Методы распространения этих идей порой чудовищны и сами по себе аморальны. Но, как всякое обвинение в греховности, как всякий призыв к моральному очищению – а их в человеческой истории было немало, – они находят отклик в сердцах людей. Запреты и преследования не могут умерить привлекательность таких идей для многих людей, в том числе из немусульманской среды. Таких немного, но их появление симптоматично для ситуации морального кризиса. Не менее симптоматичным было распространение того, что за неимением лучшего названия именовали «нетрадиционными религиями», а также сектами. В ситуациях морального вакуума, а то и одичания, которые возникали, например, в глубоко депрессивных моногородах и целых регионах, такие религиозные объединения привлекали людей социальной поддержкой и моральной определенностью – пусть иной раз в прямом разрыве с конвенциональной моралью, которая для них была скомпрометирована. То, что мы бегло обсудили, – это мораль малых сообществ. В мораль большого общества из этих источников попадали какие-то отдельные элементы – примерно так же, как отдельные слова из различных жаргонов попадают в общий речевой обиход. Мораль же общества в целом формировалась на универсалистских принципах, «прорастая» по мере проникновения в нашу жизнь современных практик, связанных со сферами науки, образования, промышленности, транспорта, коммуникаций, финансов, бизнеса и так далее. Ситуация предъявила запрос на честность, и новая мораль, универсалистская и плюралистическая по своей сути, основывалась на принципах ценностного монизма. «Двойная мораль», «двойные стандарты», как и «двоемыслие», не входили в ее арсенал. Но постепенно движение в сторону демократии и свободного рынка остановилось, а когда ситуация развернулась совсем в другом направлении, предпосылки для формирования общечеловеческой морали как морали всего общества исчезли. В самом деле, та самостоятельность, о которой говорилось в начале 1990-х, как социальная тенденция перестала существовать, сохранившись разве что в качестве психологической установки, идеала для небольшой части общества. Предприниматели потеряли независимость; школа и медиа все менее охотно воспроизводят этот самостоятельный человеческий тип. Однако эти универсалистские установки, этот человеческий тип не исчезли из сферы общественного внимания, равно как и из властного дискурса. Теперь у них иное назначение: быть атрибутом чуждых нашему обществу начал – что внутри, что вовне. При обращении вовне, к Западу, наша власть умеет говорить на этом языке. Этим же языком пользуются и масс-медиа – в формально-официозных сообщениях о тех или иных решения власти или о каких-либо судебных постановлениях. Но – и это самое главное – власть заключила с обществом договор по поводу того, что говоримое на этом языке не обязано быть правдой. Более того, этот универсалистский язык и характерная для него система понятий используются, чтобы скрыть правду от тех, для кого такой язык является естественным и единственным. Но, кроме этого «чужого» языка, кроме этого универсалистского дискурса, имеющего теперь маскировочное, дезориентирующее назначение, есть другой, «свой», язык, «свой» дискурс. Это дискурс замкнутых сообществ, сообществ «своих». Это язык не какой-то определенной общественной группы, а потому он может использоваться в любых социальных обстоятельствах, лишь бы в их рамках проводилось архаическое различение на «чужих» и «своих». Он может использоваться в речи иерарха, обращающегося к десяткам миллионов людей, и в речи школьной учительницы, обращающейся к десятку учеников. Он легко принимает соприродные ему элементы из устоявшихся замкнутых сообществ: из обихода уличной шайки подростков, членов ОПГ, крупных бизнесменов, бюрократов. Нынешнее двоемыслие – в отличие от советского, включавшего и искренних, и циничных «пользователей», – стоит на искренней солидарности «своих» и готовности цинически использовать «чужой» язык для прикрытия, то есть обмана «чужих». В качестве примера можно взять распространенную ситуацию, многократно наблюдавшуюся в ходе парламентских выборов декабря 2011 года. Школьную учительницу привлекают к работе в участковой избирательной комиссии, а там заставляют участвовать в фальсификации результатов выборов. Фальсифицирующие действия предусмотрены статьей 142.1 Уголовного кодекса РФ и наказываются следующим образом:
Не шутки. Случаи отказа от такой работы были, но они исключительно редки. Случаи, когда учителя открыто рассказывали о том, к чему их принуждали, были, но и они редки. В самом деле, наличие двоемыслия и – скажем теперь – двойной морали (для «своих» и для «чужих») позволяет оправдывать ложь, коль скоро она адресована чуждой системе. С точки зрения руководителей избирательного участка и прикрепленной к нему учительницы, нам, «своим», нужно только, чтобы были выведены требуемые начальством цифры. А вся эта электоральная система – чужая, так что обманывать ее можно, а порой даже – необходимо. И то, что на этом «чужом» языке называется фальсификацией, «по-нашему» есть просто вынужденный шаг ради соблюдения пустых и чуждых формальностей. Но при этом наша страна, наше общество даже в ситуации кругового противостояния развитому миру, исповедующему универсалистскую мораль, находятся под ее сильным влиянием. Многие институты, без которых не могут обходиться в том числе и властвующие структуры, построены на этих принципах, а обращение с ними требует поддержания соответствующего универсалистского дискурса. Вот почему воспроизводство этого дискурса не оставлено полностью. Его носители необходимы системе, их продолжают выпускать некоторые учебные заведения, их продолжают воспитывать некоторые семьи. Но в какой-то момент такие люди обнаруживают, что где-то совсем рядом с ними огромная система живет по иным этическим принципам, по какой-то «своей» правде, к которой они не привыкли. И тогда оказывается, что достаточно одному человеку громко об этом сказать и эти люди выйдут на площадь за этой своей, ничьей, настоящей правдой. Вернуться назад |