ИНТЕЛРОС > №2, 2018 > Бронзовый гость без вышиванки, или Бывший Ленин в восемнадцатом году Александр Дмитриев
|
[стр. 203—224 бумажной версии номера]
Александр Николаевич Дмитриев (р. 1973) — историк, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» [1].
Вот вижу: памятник Ленину в Ташкенте стоит Неужели он и здесь жил? — не похоже на вид. Нет, скорее всего. А как умер — так и живет… Дмитрий Александрович Пригов
Праздничным днем 1 мая 1972 года 22-летний венгерский художник Балинт Сомбати гулял по улицам социалистического Будапешта с портретом Ленина в руках[2]. Прохожие, вероятно, были удивлены зрелищем хипповатого длинноволосого юноши со знаком официоза на древке, объявившимся в столице социалистической Венгрии уже после окончания партийных торжеств, вне праздничных колонн — но задерживать эксцентричного одиночку «органы», кажется, не стали. Акционизм из соседней Вены уже активно проникал, в том числе через Югославию, в страны «восточного блока», тем более в «один из самых веселых бараков», по распространенной тогдашней шутке.
Лейтмотивом моего рассказа будут схожие по времени приключения образа Ленина в другой части Восточной Европы — в социалистическом Львове — и специфические, мало замечаемые исследователями, идейные контексты позднесоветской монументальной Ленинианы. Случай Украины важен не только примером отложенной декоммунизации, развернувшейся после трагических потрясений в ее новейшей истории. При этом в самом Львове и в западных областях республики демонтаж советских символов развернулся уже в 1990—1991 годах. Украина, с ее очень отличающимися друг от друга регионами, стала за последние четверть века местом наложения двух стратегий исторической коммеморации недавнего прошлого: антикоммунистической, иконокластической (по примеру стран Центральной Европы или Балтии) и преемственной (как в России, особенно после «реабилитации» прежнего гимна и советской символики в целом). Киевская исследовательница «ленинопада» Александра Гайдай выбрала для своей недавней книги о памяти Ленина в Центральной Украине название «Каменный гость», апеллируя к донжуанскому сюжету[3]. Легко ли львовским жителям удалось ускользнуть от «каменной его десницы» на исходе 1980-х? И укладывается ли образ Ленина в шаблон тоталитарного вождя вроде Сталина или Ким Ир Сена без остатка?
Рискну сказать, что, будь все именно так, акция Сомбати едва ли оказалась бы столь запоминающейся, выразительно сочетая художественную и идеологическую амбивалентность. И, разумеется, она читалась бы по-иному, случись на семь или десять лет раньше или позже. Если в «капиталистической» Европе или Северной Америке предметом передразнивания и художественной иронии уже с начала 1960-х стали символы потребительской цивилизации, то к востоку от ГДР ими стали скорее знаки идеологического обихода, которые еще только начали терять былую пропагандистскую силу. Соц-арт появился на свет той же весной 1972 года благодаря Виталию Комару и Александру Меламиду, то есть примерно десятилетием позже поп-арта, отчасти как его отражение в иной, (квази)коллективистской действительности. Оба этих течения стали преходящими феноменами авангарда[4], к политическому и социальному утверждению которого, пусть и нехотя, приложил руку сам Ленин, дав футуристам возможность непосредственно влиять на художественное просвещение масс. Более того, ленинская «гимназическая» неприязнь к новейшим школам живописи или литературным практикам теперь задним числом позволяет его симпатизантам тем прочней диалектическим образом зачислять главу Совнаркома в число подлинно авангардных деятелей первого ряда[5]. Именно так делают многие авторы: от ироничного последователя Михаила Лифшица Дмитрия Гутова, до другого известного уроженца Югославии — философа Славоя Жижека, автора книги «Хрупкий абсолют» (ссылаться при этом можно не только на советское искусство 1920-х, но и на сотрудничество сюрреалистов с коммунистами в межвоенной Франции[6]). Ироничной иллюстрацией/проверкой этого тезиса можно считать «Встречу двух скульптур (Ленин и Джакометти)» Леонида Сокова 1989 года. Амбивалентность образа Ленина — последовательного революционера, горячего поборника эмансипации и просвещения, но одновременно и создателя режима, превзошедшего прежний жестокостью карательной политики и степенью контроля за недовольными, — задает характерный диапазон постсоветских его трактовок: от романтизации «великой исторической личности» до отвержения былого и надоевшего кумира. В новом веке эти «качели» отчасти погасило равнодушие или исчезновение тех, кто искренне верил в социалистический строй. Но как можно перешучивать памятник, а не картину? Концептуалисты стали играть с обветшавшими смысловыми или каменными блоками не раньше середины 1970-х, на излете стремлений очеловечить «большой стиль». Советская скульптурная Лениниана, начало которой было положено еще при жизни вождя, оказалась частью им же одобренного плана монументальной пропаганды — а к его осуществлению, как известно, были причастны и многие творцы авангарда[7]. Потом, уже после расширения границ Советского Союза и зоны его влияния, с конца 1930-х годов монументы Ленину как часть нового официального пантеона тоже превратились в привычный элемент городского пейзажа и по сути перестали восприниматься в качестве произведений искусства[8]. И потому нынешний спор о советских образах Ленина — не просто дискуссия о судьбе мавзолея или тысячах памятников: он показательно колеблется между опривыченным обиходом и утраченным смыслом бытия. Это ведь не просто «сталинские высотки» — речь идет о ключевом элементе, замковом камне идеологии. Как мне представляется, полемика о значении Ленина и скульптурной Ленинианы сейчас — это разговор не столько об основателе СССР или наследии революции, сколько о «длинных 1970-х» от Пражской весны и ее подавления до перестройки. Кем и каким образ Ленина был тогда — в СССР, Украине и Львове? Чуть раньше акции Сомбати украинский график Георгий Малаков (1928—1979) выпустил серию офортов «В.И. Ленин за границей», где будущий лидер Октября предстал в знакомом антураже западных столиц как своего рода кочующий и неожиданный «гений места»[9]. У венгерского молодого концептуалиста, тесно связанного с более свободной югославской Воеводиной, плакат с Лениным «остранял» все более формализующиеся ритуалы господствующего культа проверкой на живую, спонтанную реакцию (но и сам формат акции как будто прибыл «с Запада»). А у достаточно признанного и зрелого киевского художника, подростком пережившего и голод, и двухлетние испытания немецкой оккупации[10], Ленин, наоборот, как будто присваивал, одомашнивал старую и уже ушедшую Европу в рамках советского визуального канона.
Дореволюционная эмигрантская эпопея вождя оказалась вполне пригодным способом разметки территорий, доступных подавляющему большинству советских людей только в воображении и на страницах книг. Зритель, которому предназначались офорты Малакова, мог легко вспомнить недавние травелоги из жизни уже опальных вождей вроде изданной многотысячным тиражом книжки «Лицом к лицу с Америкой» — о длительной поездке Хрущева в США в 1959 году. Сейчас эти гравюры способны вызвать скорее смех: Ленин кажется на них чистым мемом, почти балаганным трикстером, а сами они выглядят не очень ловкими упражнениями в передаче условно «знакомых» пейзажей европейских столиц. Но был ли Ленин всего лишь подходящим предлогом для заграничной командировки художника на Запад для знакомства с «натурой»? (Анатолий Кузнецов, другой киевский подросток времен войны и автор книги «Бабий яр», сбежал в 1969 году на Запад, воспользовавшись как предлогом идеей написания книги о Ленине и Втором съезде РСДРП). Поэмы «Лонжюмо» Андрея Вознесенского или «Казанский университет» Евгения Евтушенко, как кажется, были художественными знаками более сложных стратегий обращения с современностью (если угодно, игры с новыми вождями): образ Ленина предъявлялся и отчасти противопоставлялся там современности именно как безупречный и общепризнанный стандарт и ориентир, разом и официальный, и «наш общий»[11]. Критика Сталина в советских интеллектуальных кругах до времен пражского августа 1968 года, как правило, не затрагивала Ленина как последнего и главного оплота советской легитимности. Для оппозиционной интеллигенции очень долго внутренней опорой как раз и была связь с революционным движением и традицией, идущей от Герцена и декабристов (Шевченко и Драгоманова — в украинском случае)[12].
Отсылка к ленинским нормам или мнениям западных (в первую очередь французской и итальянской) компартий была важным оружием полемики со все еще влиятельными сталинистами накануне и после XXIII съезда КПСС (1966) — первого с момента свержения Хрущева. Столетие вождя с размахом было отмечено не только в СССР, но и в Восточной Европе (как и 50-летие октябрьской революции), а идейный образ Ленина до времен горбачевской перестройки остался неизменным, став одним из ключевых символов и обоснованием послесталинской стабильности. «Ленинским курсом» называлось нужное лишь пропагандистам и бесчисленным кабинетам партпросвещения многотомное собрание сочинений советского лидера Леонида Брежнева. Этот брежневский, или скорее сусловский (по имени главного идеолога), Ленин, лишенный своего прежнего близнеца-соратника Сталина, оказался единоличным и непререкаемым авторитетом подновленного идеологического пантеона. Притом такой Ленин (объявленный задним числом создателем советского марксизма-ленинизма) явно и подспудно противопоставлялся внутри антикапиталистического движения сразу и новым левым 1968 года, и все еще влиятельным троцкистам, и особенно опасным из-за ситуации на дальневосточных границах и в «третьем мире» китайским коммунистам[13]. Новые диссидентские движения в СССР к началу 1970-х все меньше связывали себя с защитой «настоящего ленинизма» и все больше делали упор на защиту гражданских прав или притязаний репрессированных народов. Именно этого надзирающего, «циклопического» и «совкового» Ленина и свергали бунтари конца 1980-х и их украинские последователи середины 2010-х. Внутри СССР детально разбираться с наследием Сталина было небезопасно, памятники недавнему «вождю народов» окончательно исчезли лишь после второй волны десталинизации начала 1960-х. В соответствии с общим поворотом государства от классовых ценностей к общенародно-советским — и в отличие от китайских или албанских «леваков» — в пропаганде, идеологии и культуре упор был сделан на Ленина — государственного лидера, а не на Ленина — сокрушителя отживших порядков. Именно эти достаточно безликие образы — вроде «Ильича с кепкой» или «Ленина-оратора» — тиражировались в плакатах и монументальной скульптуре по разным городам и весям советской страны; канон был сформирован еще в довоенное время в работах таких признанных мастеров жанра, как Андреев, Манизер или Томский[14]. При этом из многих памятников послевоенной эпохи почти совершенно ушел амбивалентный художественный посыл и оригинальность первых опытов скульптурной Ленинианы, которые диктовались модернистским прошлым ее авторов вроде уже упомянутого Николая Андреева или Сергея Меркурова[15]. Именно Меркуров, снявший в январе 1924 года в Горках посмертную маску с вождя, был автором главного городского монумента Ленину во Львове. Он был воздвигнут в январе 1952-го у оперного театра на переименованной в его честь центральной магистрали города (на сооружение памятника ушло более полутора миллионов рублей и — как узнали осенью 1990 года — ряд надгробий с еврейского кладбища[16]). На этом же проспекте располагался и недолговечный, на скорую руку сооруженный уже осенью 1939 года, вскоре после присоединения Западной Украины к УССР, многофигурный памятник сталинской Конституции. Этот памятник, как и стоящий на том же проспекте монумент сталинской дружбы народов с 20-метровым обелиском, были разобраны буквально сразу после того, как город оставили советские войска в конце июня 1941-го[17]. Впрочем, в истории Львова, не раз менявшего властителей в первой половине ХХ века (включая и русскую военную администрацию осени 1914-го — лета 1915 года), это были далеко не исключительные случаи демонтажа монументов.
Но, как отмечал внимательный исследователь локальной «политики памяти» Сергей Екельчик, с конца 1940-х годов в переменах городского пространства Львова при формальном первенстве Ленинианы и почитании новых героев (памятники солдатам-освободителям от гитлеровцев на Холме Славы)[18]заметный акцент был сделан и на советское переприсвоение местных героев, как прежних, вроде Ивана Франко, так и новых, вроде возведенного в мученики писателя Ярослава Галана, убитого — по официальной версии — украинскими националистами в 1949 году (при том, что памятник Тарасу Шевченко появился в городе только после 1991 года)[19]. Позднее в городах советской Украины это отправление локальных культов продолжилось; наряду с часто стандартными памятниками Ленину там открывали монументы «своим» культурным деятелям, военачальникам и политикам: первопечатнику Федорову — во Львове (1977), Суворову (1950) или Ушакову (1957) — в Херсоне или адмиралу Макарову (1976) — в Николаеве, одному из инициаторов политики украинизации, большевику Николаю Скрипнику (1969), — в Харькове[20].
К концу советской власти появлялись (хотя и нечасто) оригинальные памятники Ленину[21]; порой статуи вождя воздвигались уже не по отдельности, но становились ведущими элементами многофигурных композиций (как у монумента авторства Льва Кербеля на Калужской площади в Москве (1985) или открытого Владимиром Щербицким в 1977 году громадного памятника в честь октябрьской революции на центральной площади Киева[22]). Все же этот монументальный жанр в советских условиях демократизации не поддавался. «Железный закон олигархии», функционально предопределенное всевластие вождей в левом движении — о чем еще в начале 1910-х писал соратник Вебера, тогдашний социалист (а позднее фашист) Роберто Михельс, — провоцировал возникновение культа личностей даже тех лидеров, которых не заподозришь в симпатиях к Сталину, как Троцкий или Тито[23]. Напомним, что первые монументы Ленину появились еще при его жизни[24]. В позднесоветском бытовании образа Ленина остается еще одна важная тема, которая редко учитывается большинством исследователей и авторов, пишущих в последние десятилетия. Речь идет о приватном или коллективном, или скорее полу- или неофициальном переживании и преломлении, господствующих идеологем. Векторы умонастроений в СССР даже в 1970-е не сводилась к «большой» идеологии, ее все более пассивному усвоению или же тихому, негласному отторжению (эти две стороны акцентирует книга Алексея Юрчака «Все было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение», 2005)[25]. На фоне растущей вариативности форм советской жизни в послесталинскую эпоху и отступления от пролетарских и революционных ценностей сохранение идейного стержня не могло сводиться только к ставке на лояльность[26]. Документы идеологической работы партии и комсомола пестрят самокритическими оценками и выводами о необходимости преодолеть трафаретность, начетничество, оторванность от жизни тогдашней пропаганды[27]. Исчезновение первоначального аскетизма и идейной убежденности, наступление старо-новых «обывательских» ценностей («вещизма» — на языке тогдашней журналистики) нужно было дополнить памятью о революционном прошлом и живым, индивидуальным отношением к базовым символам. Как и в период ослабевания христианской веры, особенно в рационалистический XIX век, востребованным стало специфическое чувство непосредственного переживания и проживания господствующего мировоззрения, которое не должно было сводиться к публичному ритуалу. Отсюда и новая семейная обрядность, вплоть до возложения молодоженами цветов к монументу Ленина или к памятнику павшим солдатам. Недаром такое большое внимание власти уделяли кинематографической Лениниане или попыткам представить в формате телесериала биографию молодого Маркса (1979) с ее романтическими мотивами[28]. «Эмоциональное» в этом перезапуске ленинизма не противоречило «интеллектуальному», напротив, они скорее подчеркивали друг друга, вплоть до одновременно эксцентричных и правоверных «Четырех уроков у Ленина» (1963—1968) престарелой Мариэтты Шагинян — былой собеседницы Гиппиус и Рахманинова, с ее причудливым и почти шаржированным советским гётеанством. С 1960-х снятие «хрестоматийного глянца» становится серьезной формой освоения ленинского наследия у самых разных представителей высшей партийной интеллигенции, занятых легитимацией своих сценариев развития социализма — от «ищущих» консерваторов вроде Ричарда Косолапова до либералов Федора Бурлацкого или Александра Бовина. Несмотря на цензурные рогатки, Михаилу Шатрову удавалось широко печатать и ставить свои пьесы об ищущем и сомневающемся Ленине и его соратниках[29]. Теплота подпитывалась индивидуальным интересом к главным сюжетам господствующей идеологии, биографиям и прошлому революционеров. До движения реконструкторов было еще далеко, и тем более важной была работа местных музеев, связанных не с давней или дворянской стариной (или военно-патриотической работой в связи с Великой Отечественной войной), а с историко-революционной тематикой, чаще всего — с деятельностью Ленина и его ближайших соратников[30]. Действовали такие музеи (филиалы центрального московского) и во Львове, и в Киеве, где Ленин никогда не был. Львов был единственным нестоличным городом вне РСФСР, где был свой музей Ленина. Для проверки истории о том, что Ленин будто бы во времена пребывания в Кракове и Поронине заезжал во Львов, уже в конце 1960-х годов были созданы две специальные комиссии историков; в них входил и бывший подпольщик, многолетний директор филиала музея Ленина во Львове Богдан Дудыкевич (1907—1972)[31]. Экспозиция музея с начала 1950-х размещалась в помпезном здании бывшего Промышленного музея Львова, возведенном еще в начале ХХ века неподалеку от Оперного театра (на пересечении основных «осей» театра и музея и был поставлен монумент Меркурова). Однако почитание Ленина во Львове — а о нем осталось множество не только фото-, но и киносвидетельств — в перспективе последующих десятилетий оказалось весьма поверхностным, по сути подневольным и быстро сменилось массовым отвержением еще в перестройку, при том, что советизация культурной и социальной жизни региона была более глубокой, чем, скажем, в соседней Польше[32].
Следует учитывать, что на Западную Украину (которая до 1918 года принадлежала Австро-Венгрии, а потом входила в состав Польши) не распространялась привычная для большинства регионов Союза включенность местного прошлого в историю бывшей Российской империи. Оставшийся после 1945 года без значительной части прежнего населения (евреев и переселенных поляков)[33] Львов заселялся местными крестьянами-украинцами из окружающих регионов, так что его советизация во многом совпадала с украинизацией. Это не было скоординированной кампанией и никак не равнялась масштабной политике украинизации второй половины 1920-х в Украинской ССР. Теперь речь шла скорей о дозированном приспособлении советского канона к местным условиям, и последние партийные руководители Львовщины от Хрущева до Горбачева (Василий Куцевол, брежневский выдвиженец Виктор Добрик, Яков Погребняк — все выходцы с Центральной Украины) так или иначе проводили эту линию, не забывая про «борьбу с национализмом» и формально ликвидированной униатской церковью.
Как выглядела память о Ленине и революции вне стен музеев? Одно из важных направлений «народного» отношения к Ленину — различные артефакты, художественные поделки с его изображениями или сюжетами из его биографии. Довольно широко присутствовал Ленин в 1960—1970-е, например на экслибрисах — в рамках «частновладельческой» инициативы[34]. Перед нами уже не квазифольклорные плачи, лагерные татуировки с вождями или музей подарков Сталину[35], а более разносторонний феномен. Помимо ленинских комнат в казармах, возложения цветов к монументу Ленина, обязательного конспектирования его работ, нужно помнить и о добровольном и заинтересованном обращении к классикам марксизма-ленинизма[36]. Этот просветительский пафос, чувство причастности к Большой Истории жили в «советских идеалистах» достаточно долго. Так, в период перестройки пытались сделать героиней пропаганды московскую учительницу музыки Наталью Морозову — энтузиастку самостоятельного изучения «синих томов» собрания сочинений Ленина[37]. Наблюдаемые у соседей по соцлагерю культы живых лидеров вроде Чаушеску или Ким Ир Сена в позднесоветские времена воспринимались большинством как явно избыточный и гротескный феномен, напоминающий о сталинизме. Относительно таких эксцессов привычное почитание уже достаточно давно ушедшего Ленина было своего рода константой. То, что Горбачев вплоть до самого конца партийной карьеры апеллировал к Ленину, не было чистой симуляцией, а продолжало послесталинские правила сознательной и искренней стратегии: поиск у основоположника указаний на правильность очередного политического поворота на пути в будущее[38] с сохранением отсылки к революции. Во Львове это обращение к местному революционному прошлому и непосредственное переживание советской идеологии было затруднено цензурными препятствиями и историческими обстоятельствами: память о собственном левом движении межвоенного времени была вытеснена репрессиями против Коммунистической партии Западной Украины (КПЗУ), созданной еще в 1920-е годы[39]. По Рижскому договору эта территория отошла к Польше, которая проводила политику ограничения украинского национального движения, центром которого была Галичина. Многие активисты из западноукраинской интеллигенции, переехавшие в Советскую Украину на волне поощряемой большевиками политики коренизации, уже к концу 1920-х годов попали в немилость; большинство из них были вскоре репрессированы[40]. В отличие от Прибалтики или будущей Восточной Европы, новым властям в присоединенной Западной Украине приходилось опираться не столько на единомышленников, сколько на кадры с Восточной, советской, Украины и скорее на местных лоялистов, чем на революционеров[41]. Ведь среди последних было множество заподозренных в уклонах, троцкистских симпатиях и прочих политических ошибках[42]. Даже после политической реабилитации КПЗУ львовским историкам, занимающимся радикальными движениями времен Первой мировой войны или недолго существовавшей Западно-Украинской народной республикой — например Александру Карпенко (1921—2013), — приходилось на протяжении 1960-х годов сталкиваться с критикой местных властей и чиновников из Киева, а также с обвинениями в реабилитации буржуазного национализма[43]. В особенности отличался этим один из руководителей местного обкома Валентин Маланчук (1928—1979), уже в 1970-х, при Щербицком ставший секретарем украинского ЦК по идеологическим вопросам. Он был вдохновителем гонений против диссидентов и ярым критиком «уступок националистам» со стороны бывшего опального первого секретаря компартии Украины Петра Шелеста[44]. Несмотря на усилия подобных ревнителей, во Львове характерного для советского мейнстрима устойчивого сращивания низовой эмоциональной лояльности (включая «обживание» новой обрядности) и просветительства (часто технократического плана) так и не случилось. К концу 1980-х «народные» или семейные отсылки к наследию ОУН и борьбе повстанцев среди интеллигенции и политически активного населения Львова уже во многом заместили дозированную память о КПЗУ (хотя перестроечные работы о местных коммунистах межвоенного времени еще продолжали выходить[45]). Борьба с ревизионизмом выхолостила официальный культ Ленина и лишила его индивидуализированной подпитки снизу, и для большинства «национал-коммунизм» оценивался скорей как неизбежный переходный пункт к нормальному национализму (с оглядкой на соседей по соцлагерю[46]). В отличие от Москвы, искренних сторонников «социализма с человеческим лицом» в Западной Украине, судя по всему, оставалось немного. Особенно значима для региона была и история польской «Солидарности», и пример стран Балтии — 22 января 1990 года, в годовщину акта объединения ЗУНР и УНР (1919), живая цепь участвующих в акции «Украинская волна» соединила Львов, Ивано-Франковск, Житомир и Киев, но не дошла да Харькова, Днепропетровска и Донецка (всего в этой демонстрации участвовали более полумиллиона человек)[47]. Характерны скептические трактовки, появившиеся в украинской прессе начала 1990-х, наследия уроженца Львова Романа Роздольского (1898—1967) — одного из видных активистов КПЗУ, узника нацистских лагерей, признанного в Народной Польше историка аграрных отношений в Галиции XVIII—XIX веков[48]. Роздольский после 1945 года жил в США, был тесно связан с троцкистским движением и прославился как оригинальный и глубокий исследователь «Капитала» и работ Маркса и Энгельса по национальному вопросу[49]. В «центре» еще продолжали спорить о моделях социализма, борьбе Бухарина и Троцкого, обсуждать оттепельный по духу роман-гротеск Анатолия Злобина «Демонтаж» (о сносе циклопического памятника Сталину), напечатанный в 1989 году. А в Западной Украине многим статусным интеллектуалам межвоенный идеолог национализма Дмитрий Донцов тогда оказался понятнее и в целом ближе «левака» Роздольского или пионеров советской украинизации[50]. При том, что именно советская власть способствовала украинизации Львова, там еще до завершения перестройки оставалось немного защитников ее идей и символов. В конце 1980-х воображаемая память о галицких князьях или полусказочном Франце-Иосифе для новых историко-культурных движений типа «Товариства Лева» оказалась куда важней истории межвоенных левых активистов и сторонников КПЗУ. Ленин и подавно осознавался не как борец с Российской империей, но как главный символ империи новой, советской — символ навязанный, чуждый и враждебный. Реальные обстоятельства и события 1939 года или долгие послевоенные перипетии сосуществования национального и коммунистического векторов уже мало что значили. Для России конца 1980-х главными феноменами культурного, а не только политического развенчания Ленина стала не эмигрантская книга Александра Солженицына «Ленин в Цюрихе», в которой масштаб и авторитет идеологического протагониста еще очевиден, а ерническая повесть «Жизнь с идиотом» Виктора Ерофеева (и созданная по ней опера Альфреда Шнитке), а также «Моя маленькая Лениниана» Венедикта Ерофеева — написанный в 1988 году для парижского «Континента» коллаж цитат из Ленина и переписки его соратников. Волна критики ленинизма, уже не сдерживаемая цензурой, довольно быстро изменила прежний сакральный статус основоположника советского государства, а кризис социалистической экономики привел к выводу о невозможности и дальше искать рецепты выхода в нэповском прошлом. И в Прибалтике, и в Западной Украине, и в Закавказье характерные формы советского просвещения (с опорой на ленинские «синие тома» и «закрытые данные» лекторов общества «Знание») в застойные годы явно пользовались меньшей поддержкой и живым интересом снизу, чем в РСФСР[51]. Многое решало наличие своей спрятанной несоветской традиции или памяти о репрессиях: в случае Львовщины это разгром разветвленного «националистического» подполья с массовыми высылками в Сибирь вплоть до начала 1950-х и сохранение катакомбной греко-католической церкви[52]. А с открытием «исторической правды» после 1988 года — от перепечаток работ эмигрантов или репринтов давних работ запрещенных авторов вроде Михаила Грушевского — неофициальное обращение к наследию ленинизма довольно быстро теряло остатки прежнего влияния[53]. Успехи социальной политики советской власти за послевоенные десятилетия или лояльность брежневских времен так и не сделали Ленина «своим»[54], он остался для большинства жителей Западной Украины незваным гостем. Еще на идеологическом совещании в обкоме партии летом 1971 года ректор львовского Института прикладного и декоративного искусства Валентин Борисенко (сам бывший автором нескольких памятников Ленину и украинским национальным героям) сетовал, что ко многим подобным «поставленным чисто формально» монументам в области буквально «заросли дорожки», ведь «когда возводят памятник, он должен жить с нами, исполнять свою роль, свою обязанность»[55]. По сравнению с былым энтузиазмом «правильного ленинизма» середины 1960-х[56] в следующих советских поколениях господствовал скептицизм и ставка на неучастие. Особенно ярко это проявилось не в центре, а в советских республиках. Не случайно у юных героев-рижан нашумевшего перестроечного документального фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым» (1986) так подчеркивается отсутствие какой-либо связи с «красными латышскими стрелками», перед монументом которым они несут свой караул. Памятник стал истуканом, ритуал коммунистической веры лишился необходимой интеллектуальной и эмоциональной составляющей. Партийные руководители Львовщины проиграли первые выборы народных депутатов еще в начале 1989 года[57], а местные Советы оказались в руках национал-демократов (часть из них еще сохраняла членство в КПСС) уже весной следующего года. Первый памятник Ленину в регионе был демонтирован усилиями не львовских студентов или «среднего класса», но в результате экономически мотивированных стихийных протестов — в шахтерском Червонограде на Львовщине 1 августа 1990 года[58]. В начале сентября того же года музей Ленина во Львове — к тому времени принявший более восьми миллионов посетителей — был заблокирован местными активистами. 14 сентября 1990 года, после многотысячных митингов, несмотря на формальную угрозу санкций со стороны все еще коммунистического Верховного Совета Украины, меркуровский монумент Ленину был с одобрения львовского горсовета во главе с Вячеславом Чорноволом демонтирован[59]. Попытки спасти Ленина как общесоюзного патрона перестройки и гаранта преемственности и целостности федерации (Указ президента СССР «О пресечении надругательства над памятниками, связанными с историей государства, и его символами» от 13 октября 1990 года) сошли на нет уже к весне-лету следующего года, последнего для СССР[60].
Статуи Ленина в большинстве союзных республик (кроме Белоруссии) исчезли с центральных площадей еще в 1990—1991 годах — включая и поминаемый Приговым памятник в Ташкенте[61]. Что же осталось от ленинизма в реальной политике? Компартии ставших независимыми Украины или России охотней апеллировали к сталинскому или брежневскому «реальному социализму», чем к ленинской революционности, а в странах Балтии или Польше старо-новые левые опирались в первую очередь на идеи социал-демократии или собственные традиции начала ХХ века, принципы Каутского, Бернштейна или даже Люксембург (которая перед смертью критиковала авторитарные черты ленинизма и большевизма). У монументов Маркса был шанс устоять в объединившейся Германии, в то время как памятники Ленину однозначно интерпретировались как знаки чужого, внешнего присутствия. Название «восточноберлинского» фильма «Гуд бай, Ленин» (2003) стало нарицательным для обозначения прощания с социалистическим прошлым, а «остальгия» бывших жителей ГДР касается в первую очередь потребительских сторон прежней, все более далекой, жизни.
***
Чжоу Эньлаю, китайскому многолетнему премьеру времен Мао, приписывают загадочный, неожиданный для марксиста и коммуниста, весьма ироничный ответ на вопросы западных корреспондентов о значимости Французской революции: «Сейчас еще рано об этом говорить». В год столетия революции в России и Украине гораздо больше вспоминают о Николае II и Бандере или о Сталине и Грушевском. Лидер революции 1917-го как будто остался в тени «долгих процессов» истории. Антикоммунистические революции с пылом ранних советских неофитов избавлялись от вещественных символов и монументов предыдущего режима — как было когда-то со многими памятниками царям и императорам (можно вспомнить и памфлет Малевича «Бог не скинут»). И процесс этот начался с февраля 1917 года, еще до прихода большевиков к власти[62]. Вообще сам образ разбитого памятника, восходящий к поверженным статуям царей в Ветхом Завете, был востребован в послереволюционной эстетике 1920-х, особенно в кино. Как проницательно указал Михаил Ямпольский, в киноэкспозиции Эйзенштейна (в фильме «Октябрь») знаменитый образ Ленина-трибуна с его способностью притягивать толпу — с отсылкой к монументу у Финляндского вокзала — является своего рода ответом на навязчивый начальный кадр разрушаемого и вдруг собирающегося заново памятника Александру III в той же картине[63]. Здесь уместно вспомнить содержательную статью Алексея Юрчака об амбивалентности образа Ленина в 1990 году[64]. Активный участник событий тех лет, один из интеллектуальных лидеров демократического движения, историк Леонид Баткин, вспоминал впоследствии комичный эпизод, когда один из руководителей КГБ Филипп Бобков на конспиративной квартире в центре Москвы по собственной инициативе встречался с ним и активистами Межрегиональной депутатской группы, настойчиво прося: «Только Ленина не трогайте!». Такой Ленин-оберег явно себя не оправдал. Был ли шанс у перестроечного Ленина выстоять — не как у монумента, но как важной исторической фигуры? Ведь ключевой для коммунистов-реформаторов нэповский Ленин оказался довольно быстро сменен в качестве кумира на Столыпина и сторонников свободного предпринимательства[65]. Новым национально ориентированным силам в прежних советских республиках Ленин нужен не был, хотя один из идейных вдохновителей украинского «Руха» Иван Дзюба стал знаменитым в середине 1960-х, написав большой и быстро распространившийся в УССР трактат «Интернационализм или русификация?» (1965), где противопоставлял правильную национальную политику ленинских времен репрессиям и «извращениям» последующих лет[66]. Специалист по Ренессансу Баткин еще в важнейшие для него годы работы в родном Харькове (конец 1960-х) специально отметил — для себя, в стол — огромную значимость Ленина в русской истории, увидев в нем своего рода симбиоз Пугачева и Штольца. Главным его творением Баткин называл «забытую (или всеми высмеиваемую)» книгу «Государство и революция», повторяя и подчеркивая, что речь идет не об идеологической обманке:
Этот вопрос об идеале и власти, о цели и средствах не сходил с повестки дня левого движения последних двух веков. В фигуре Ленина историк должен поймать момент, когда, по словам Юрия Тынянова, «еще ничего не было решено»[68]. Уловить текучую и трагическую непременную двойственность революционера и государственного деятеля (как Че Гевара), где союз — знак не тождества, но противоположности. Ведь свою книгу Ленин писал в Разливе, надеясь сокрушить государство и уж точно не рассчитывая на «бронзы многопудье». Во Львове (и не только) осенью 1990 года свергали памятник революционеру или в первую очередь основоположнику тоталитарного государства? Ведь эти две ипостаси и тогда и теперь многим кажутся сращенными, подобно сиамским близнецам. Вероятно, один последних монументов Ленину в Советском Союзе был открыт 22 апреля 1991 года в поволжском городе Балакове; эта статуя была эвакуирована трудами деятельного депутата-коммуниста из украинской Жовквы на Львовщине (тогда город назывался Нестеров), с территории уходящей воинской части. В 1992 году в уральский город Талицу отправился и львовский памятник советскому разведчику Кузнецову (как почти полувеком ранее, в конце 1940-х, были увезены из Львова на запад и установлены в разных городах Народной Польши монументы королю Яну III Собесскому, писателям Александру Фредро и Корнелию Уейскому)[69]. Формула сохранения монументов под девизом «и это тоже часть нашей общей истории» оказывается слишком растяжимой, чтобы во всех случаях срабатывать безотказно. В последние десятилетия публичные пространства — при всех разговорах о «постполитическом» — оказались захвачены политикой памяти едва ли не больше, чем в эпоху авторитарных диктатур, даже в признаваемых вполне демократическими странах вроде США[70]. В Украине с конца 2013 года уцелевшие на большей части страны памятники вождю революции стали свергать сначала стихийно, а потом — на основании государственного закона о коммунистической символике[71]. Известность получила история с монументальным памятником Ленину в Запорожье: осенью 2014 года статую одели в огромную вышиванку, но даже эти остроумные жесты не спасли ее полтора года спустя от закона о декоммунизации. Пока на всякую память находится своя контрпамять, и монументы продолжают не только официально строить или возводить частным порядком, но также свергать, портить, заворачивать и переодевать, ломать или перекрашивать. Или переделывать вовсе, как это сделал в Бухаресте начала 2010-х скульптор Костин Ионицэ, заменив голову стандартного ленинского монумента хтонической Гидрой[72]. Москвич Витас Стасюнас с помощью обломков статуй Ленина из мастерской знаменитого Николая Томского собрал своего кинетического и страшноватого «Чистильщика» (1992), где бронзовая кепка Ленина, движущаяся совершенно механически, будто бы наводит блеск на его же ботинок, совершенно без участия их общего владельца. В 2004 году современный литовский художник Деймантас Наркявичюс снял фильм «Однажды в ХХ веке», где обратной перемоткой и монтажом кадров недавней хроники свержение статуи Ленина словно бы превращалось в ее восстановление (в сопровождении неизменного энтузиазма толпы) — вторя упомянутой выше сцене из фильма Эйзенштейна. Эта видеокомпозиция стала одним из популярных символов новейшей культуры Восточной Европы, переживания и презентации ее противоречивого исторического опыта[73]. В XXI веке холст или негатив, дигитальное изображение оказывается прочней бронзового или каменного монумента. Можно только гадать, захочет ли художник будущего с портретом основателя СССР на древке снова пройтись по улицам и проспектам какой-либо восточноевропейской столицы. Кажется, сейчас ему серьезней, чем пятьдесят лет назад, придется учитывать настроения и инструкции стражей порядка. [1] Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ. Первоначальный вариант текста был подготовлен для готовящегося к печати альбома «Lenin in L’viv» о советских памятниках Львова в рамках проекта Станислава Силантьева и Галины Хорунжей (см. выставку в Национальном художественном музее Киева «Львов: СОЮЗники» (май—июнь 2017 года, http://mitec.ua/lvov-soyuznik). В статье использованы фотографии из этого альбома. Благодарю Марию Силину, Романа Абрамова, Михаила Габовича, Инну Булкину и Аллу Ермоленко за разнообразные советы и помощь. [2] См. про акцию «Ленин в Будапеште» (1972): Piotrowski P. In the Shadow of Yalta: Art and the Avant-Garde in Eastern Europe, 1945—1989. London: Reaktion, 2009. P. 41—42; Bryzgel A. Performance Art in Eastern Europe Since 1960. Oxford: Berg, 2017. Р. 230—232. См. также ее анализ в статье Глеба Напреенко об искусстве как провокации на портале «Theory & Practice»: https://theoryandpractice.ru/posts/10664-provocation. [3] Гайдай О. Кам'яний гість. Ленін у Центральній Українi. Київ: К. I. С., 2017. [4] Точкой схода можно считать картину «Ленин и кока-кола» (1982) советского эмигранта Александра Коновалова. [5] Эпатажная книга француза Доминика Ногеза «Ленин дада» (1989), переведенная на ряд европейских языков, опиралась на вольно интерпретированные факты жизни Ленина в Цюрихе в 1916 году и последующие художественные мифы, предвосхитив акции Сергея Курехина. См. об историко-культурных реалиях этой «встречи»: Schmid U. Wie dada ist Lenin? Revolutionäre Kunstkonzepte und Gesellschaftsutopien in der russischen Avantgarde // Amrein U., Baumberger Ch. (Hg.). dada. Performance & Programme. Zürich: Chronos, 2017. S. 87—104. [6] Wilson S. «La Beauté Révolutionnaire»? Réalisme Socialiste and French Painting 1935—1954 // Oxford Art Journal. 1980. Р. 61—69; см. каталог представительной мадридской выставки: Encounters with the 30s. Madrid: Museo nacional Centro de arte Reina Sofía, 2012. [7] Из многих советских работ стоит вспомнить статьи искусствоведа Анатолия Стригалева (1924—2015), знатока Татлина и немецкого искусства начала ХХ века: Стригалев А.А. К истории возникновения ленинского плана монументальной пропаганды (март—апрель 1918 г.) // Вопросы советского изобразительного искусства и архитектуры. М., 1976; Он же. О памятниках республики. (История монументальной пропаганды) // Архитектура СССР. 1978. № 4. [8] Электронный каталог памятников Ленину в уже глобальном масштабе пополняется на сайте московского культуролога Дмитрия Кудинова: www.leninstatues.ru. [9] Осенью 2017-го эти работы в частности выставлялись в музее Дмитрия Мамина-Сибиряка в Екатеринбурге: https://afisha.rambler.ru/exhibitions/38092625-lenin-v-oktyabre-k-100-letiyu-velikoy-oktyabrskoy-rev.... [10] Эти многочисленные рисунки Малакова опубликованы посмертно в книге его брата — киевского краеведа, см.: Малаков Д. Оті два роки... У Києві при німцях. Київ, 2002. [11] О Ленине в литературе и визуальной культуре см.: Богданов К.А. Vox populi: Фольклорные жанры советской культуры. М., 2009. С. 195—203; Юстус У. Вторая смерть Ленина // Соцреалистический канон / Под ред. Х. Гюнтера, Е. Добренко. СПб., 2000. С. 926—952; Аболина Р.Я. Ленин в советском изобразительном искусстве: живопись, скульптура, графика. М.: Изобразительное искусство, 1987; Мильдон В. Монолог для хора: двойник-призрак. Образы Ленина и Сталина в советском кино 30—40-х гг. // Киноведческие записки. 1999. № 43; о позднем периоде: Зайцев Н. Урокиэкранной Ленинианы // Искусство кино. 1980. № 4. [12] См. статью о политиздатовской серии «Пламенные революционеры», авторами которой были и Юрий Трифонов, и Владимир Войнович, и Василий Аксенов: Jones P. The Fire Burns On? The Fiery Revolutionaries Biographical Series and the Rethinking of Propaganda in the Early Brezhnev Era // Slavic Review. 2015. Vol. 74. № 1. Р. 32—56. [13] В западной политологии название «ленинистских режимов» закрепилось за разными типами политического устройства на основе «авангардной партии» и важности пропаганды, включая и формально не связанные с СССР (югославский или даже тайванский). См.: Jowitt K. New World Disorder: The Leninist Extinction. Berkeley: University of California Press, 1992. [14] Тема скульптурной Ленинианы раскрыта довольно подробно в обзоре Марии Силиной «Владимир Ленин и советская мемориальная индустрия» (http://redmuseum.church/lenin_commemoration), а также в книге: Силина М. История и идеология: монументально-декоративный рельеф СССР 1920—1930-х годов. М.: БуксМАрт, 2014 (особенно с. 40—46). [15] Семенова Н. История андреевской ленинианы: к формированию эстетики казарменного социализма // Искусство. 1990. № 4. [16] Дяк С. Творення образу Львова як регіонального центру Західної України: радянський проект та його урбаністичне втілення // Схід—Захід: Історико-культурологічний збірник. Вип. 9—10. Харків, 2008. С. 75—86; Генега Р.Радянське маркування львівського міського простору (1944—1953) // Львів: місто — суспільство — культура. Львів, 2016. Т. Х («Львів/Lwów/Lemberg як міські просторові уявлення, досвіди, практики»). С. 219—248 (особенно с. 234—236). [17] См.: Мельник І., Масик Р. Пам'ятники та меморіальні таблиці міста Львова. Львів: Апрiopi, 2012. С. 88, 98. [18] Єкельчик С. Імперія пам'яті. Російсько-українські стосунки в радянській історичній уяві. Київ: Критика, 2008. С. 210—211. Памятник Франко (1964) напротив университета его имени был заметно больше монумента Ленину. При входе на сельскохозяйственную выставку во Львове (как и в Москве) в конце 1940-х был возведен — в паре с «близнечной» ленинской статуей — и монумент Сталину, снесенный в начале 1960-х после XXII съезда КПСС. [19] См. работы Александра Стыкалина, выполненные преимущественно на венгерском материале, но релевантные и для присоединенных в 1939—1940 годах территорий: Стыкалин А. Советская пропаганда и настроения интеллигенции стран Центральной Европы (вторая половина 1940-х годов) // Тоталитаризм: исторический опыт Восточной Европы. «Демократическое интермеццо» с коммунистическим финалом. 1944—1948. М.: Наука, 2002. С. 38—60; Интеллигенция Чехословакии и Польши как объект советской внешнеполитической пропаганды (вторая половина 40-х — 50-е гг.) // Европейские сравнительно-исторические исследования. Вып. 1. М.: ИВИ РАН, 2002. С. 251—263; Советская культура в восприятии центрально-европейской интеллигенции (вторая половина 1940-х годов) // Славяноведение. 2002. № 3. C. 13—22. [20] Ср.: Fowkes R. The Role of Monumental Sculpture in the Construction of Socialist Space in Stalinist Hungary // Crowley D., Reid S.E. (Eds.). Socialist Spaces: Sites of Everyday Life in the Eastern Bloc. Oxford: Berg, 2002. P. 65—84. [21] Особенно монумент в столице Бурятии Улан-Удэ, воздвигнутый к столетию Ленина, — огромная голова вождя на квадратном постаменте (авторы — Георгий Нерода и Юрий Нерода). [22] Этот памятник работы Василия Бородая, Ивана Знобы и Валентина Знобы, начало сооружения которого восходит ко временам Шелеста, был разобран уже в сентябре 1991 года. [23] См.: Rees E.A. Leader Cults: Varieties, Preconditions and Functions // Apor B., Behrends J., Jones P., Rees E. (Eds.). The Leader Cult in Communist Dictatorships. Stalin and the Eastern Bloc. London: Palgrave Macmillan UK, 2004. P. 3—26; Reznik A.V. Lev Trotskii as the Mirror of the Russian Revolution // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2016. Vol. 17. № 1. P. 181—191. [24] Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в Советской России. М.: Академический проект, 1997; Эннкер Б. Формирование культа Ленина в Советском Союзе. М.: РОССПЭН, 2011. [25] См. также: Рожанский М.Я. Разномыслие в условиях добровольной несвободы: поколение советских идеалистов // Разномыслие в СССР и России (1945—2008) / Под ред. Б.М. Фирсовой. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010. С. 180—208. [26] См.: На идеологическом посту: 1960-е. Воспоминания сотрудников ЦК КПСС // Неприкосновенный запас. 2008. № 4(60). [27] О том, как это виделось в частном порядке самим партийным чиновникам разных рангов и ориентиров, можно прочитать в их дневниках и мемуарах (Черняев А.С. Совместный исход. Дневник двух эпох. 1972—1991. М., 2008); особенно показательны воспоминания видного киевского идеолога Александра Капто и фактического руководителя отдела пропаганды в 1970-е Георгия Смирнова: Капто А. На перекрестках жизни: политические мемуары. М.: Социально-политический журнал, 1996 (с. 86—87 о Львове и постановлении ЦК 1971 года); Смирнов Г.Л. Уроки минувшего. М.: РОССПЭН, 1997. С. 92, 109—137. [28] См. записки сценариста: Гребнев А. Неизвестный Маркс в моей жизни // Искусство кино. 1999. № 4. С. 126—143. [29] См.: Раскатова Е.М., Миловзорова М.А. Власть и художник в эпоху позднего социализма: парадокс М.Ф. Шатрова // Социогуманитарные науки: XXI век. Вып. II. М.: МПГУ, 2009. С. 207—220 (http://opentextnn.ru/censorship/russia/sov/libraries/books/?id=4663); Семенова Н.В. Травматический опыт героя в пьесах «оттепельной» ленинианы // Русская литература. 2013. № 4. С. 234—239. [30] Об истоках и развитии этого жанра в Украине см.: По ленинскому плану. Монументальная пропаганда на Украине в первые годы советской власти. Документы, материалы, воспоминания. Киев, 1969; Борцам Октября: Памятники революционной славы на Украине: Фотоальбом. Киев: Мистецтво, 1977. [31] Amar T.C. The Paradox of Ukrainian Lviv: A Borderland City between Stalinists, Nazis, and Nationalists. Ithaca; London: Cornell University Press, 2015. Р. 285, n. 13. Частью городских легенд был приезд Ленина во Львов в клинику в связи с лечением «нехорошей болезни» (Мельник І., Масик Р. Указ. соч. С. 139). [32] См. представительный сборник документов, пока охвативший период до 1971 года (Культурне життя в Україні. Західноукраїнські землі. Документи і матеріали. Киев: Наукова думка, 1995—2006. Т. 1 (1939—1953); Т. 2 (1954—1965); Т. 3 (1966—1971)) и мемуары присланного во Львов «идеологического работника»: «Борьба с национализмом» и политическая история СССР 1960—1970-х годов. Беседа Николая Митрохина с Вячеславом Александровичем Михайловым // Неприкосновенный запас. 2011. № 4(78). [33] Mick C. Incompatible Experiences: Poles, Ukrainians and Jews in Lviv under Soviet and German Occupation, 1939—44 // Journal of Contemporary History. 2011. Vol. 46. № 2. Р. 336—363. [34] См. публикации Эдуарда Гетманского об экслибрисной Лениниане и ее становлении: http://suzhdenia.ruspole.info/node/7596. [35] Дары вождям. Каталог выставки / Сост. Н.В. Ссорин-Чайков, О.А. Соснина. М.: Пинакотека, 2006. [36] В связи с педагогическими «коммунарскими» утопиями 1960-х см.: Димке Д. «Памяти павших будьте достойны»: практики построения личности в утопических сообществах // Социология власти. 2014. № 4. С. 97—116. [37] Морозова Н.П. Любимые книги. М.: Политиздат, 1989. После 1991 года Морозова несколько лет издавала газету «Верность Ленину» и была близка наиболее консервативным кругам КПРФ. [38] См.: Фокин А. «Коммунизм не за горами». Образы будущего у власти и населения СССР на рубеже 1950—1960-х годов. М.: РОССПЭН, 2017. [39] О специфике советизации Львова и характерных чертах местной лояльности советскому проекту см.: Risch W.J. The Ukrainian West: Culture and the Fate of Empire in Soviet Lviv. Cambridge: Harvard University Press, 2011; специально о сфере образования: Сворак С. Народна освіта у західноукраїнському регіоні: історія та етнополітика (1944—1964 рр.). Київ: Правда Ярославичів, 1998. [40] Рубльов О.С. Західноукраїнська інтелігенція у загальнонаціональних політичних та культурних процесах (1914—1939). Київ: Ін-т історії НАНУ, 2004. [41] Это подчеркивает современная польская исследовательница, писавшая про этот период сквозь призму истории львовской интеллигенции и семейной памяти: Гнатюк О. Відвага і страх. Київ: Дух і літера, 2015; см. также: Луцький О. Інтелігенція Львова (вересень 1939 — червень 1941 рр.) // Львів: місто — суспільство — культура. Львів, 1999. С. 574—591. [42] Стародубець Г. Місіонери червоної влади (партійно-радянська номенклатура західноукраїнських областей в 1944 — на поч. 1946 рр.). Житомир, 2016. Более широкий контекст, в том числе для послесталинского периода, описан в пространной монографии: Киридон П.В. Правляча номенклатура Української РСР. (1945—1964 рр.). Полтава: ТОВ «АСМІ», 2012. [43] Карпенко О. Деякі питання історії Комуністичної партії Західної України (1924—1925 рр.) // Український історичний журнал. 1958. № 3. С. 83—96; Машотас В. Комуністична партія Західної України: бібліографічний покажчик матеріалів і публікацій за 1919—1967 рр. Львів: Каменяр, 1969; Пендзей І. О.Ю. Карпенко та радянська історіографія ЗУНР // Український історичний журнал. 2015. № 3. С. 137—153; Мищак І. Інкорпорація та радянізація західноукраїнських земель (1939 — початок 1950-х рр.): історіографія. Київ: Iнститут законодавства верховної ради України, 2010. [44] Якубець О.А. В. Щербицький та iдеологія: до питання щодо причин«маланчуківщини» // Український історичний журнал. 2014. № 5. С. 107—125. [45] Сливка Ю. Сторінки історії КПЗУ. Львів: Каменяр, 1989; Борці за возз’єднання: біографічний довідник. Львів: Каменяр, 1989. [46] Wojnowski Z. The Near Abroad: Socialist Eastern Europe and Soviet Patriotism in Ukraine, 1956—1985. Toronto: Toronto University Press, 2017. [47] Омельченко О.В., Муравський О.І. Відновлення національної пам'яті про ЗУНР опозиційними силами в УРСР наприкінці 80-х рр. ХХ ст. // Національна та історична пам'ять. 2013. Вип. 6. С. 157—163 (http://nbuv.gov.ua/UJRN/Ntip_2013_6_1). [48] См. о Роздольском: Mussachia M. Roman Rosdolsky: Man, Activist and Scholar// Science & Society. 1978. Vol. 42. № 2. Р. 198—218. [49] См.: Шлях Романа Роздольского // Молодь України. 1991. 20 липня. С. 2. Автором этой статьи был один из ведущих экономических экспертов Руха, профессор Вениамин Сикора (1940—2004). [50] Об официальной кампании против ОУН: Erlacher T. «Denationalizing Treachery»: The Ukrainian Insurgent Army and the Organization of Ukrainian Nationalists in Late Soviet Discourse, 1945—85 // Region: Regional Studies of Russia, Eastern Europe, and Central Asia. 2013. Vol. 2. № 2. Р. 289—316. Особенно выделялись многочисленные «историко-документальные» публикации Клима Дмитрука (псевдоним Евстафия Гальского — прежнего высокого чина КГБ, непосредственного борца с УПА и следователя по делам украинских диссидентов) с разоблачением «фашистов в сутанах»: Дмитрук К.Е. Униатские крестоносцы: вчера и сегодня: Греко-католическая церковь на землях Украины и Белоруссии. М.: Политиздат, 1988. [51] См.: Бажан О.Г., Данилюк Ю.З. Опозиція в Україні (друга половина 50-х — 80-ті рр. XX ст.). Київ, 2000; Даниленко В.М., Смольніцька М.К. Шлях до незалежності: громадські рухи й суспільні настрої в УРСР другої половини 1980-х рр. // Український історичний журнал. 2011. № 4. С. 4—22. [52] См. документальные материалы в серии: www.reabit.org.ua/books/lv; Боцюрків Б. Українська Греко-Католицька Церква в катакомбах (1946—1989) // Он же. Ковчег. Збірник статей з церковної історії. Львів, 1993. С. 123—164; Муравський О. Західні землі України: шлях до незалежності. Львів: Інстiтут українознавства ім. І. Крип'якевича НАН України, 2011. [53] См. раздел, посвященный 1970—1990-м годам в авторитетном региональном журнале «Україна: культурна спадщина, національна свідомість, державність» (2013. Вип. 23) (статьи А. Луцкого, Б. Шумиловича, О. Муравского и др.). [54] О первых советских поколениях во Львове и Украине: Генега Р. Викладачі тастуденти Львова в перше повоєнне десятиліття // Львів: місто — суспільство — культура. Львів, 2007. Т. 6. С. 593—607; Хоменко Н. Cуспільно-політичні настрої молоді // Соціальні трансформації в Україні: пізній сталінізм іхрущовська доба / Под ред. Н.О. Лааса. Київ: Інститут історії України, 2014. С. 318—342. [55] Культурне життя в Україні… Т. 3. С. 648. [56] Дмитриев А. Сердечное слово и «республиканский уровень»: советские и украинские контексты творчества Василия Сухомлинского // Острова утопии: педагогическое и социальное проектирование послевоенной школы (1940—1980-е) / Ред.-сост. И. Кукулин, М. Майофис, П. Сафронов. М.: Новое литературное обозрение, 2015. С. 307—340. [57] См. о поисках компромиссов старых и новых властей региона в первые месяцы 1990 года: Погребняк Я.П. Не предам забвению: политические мемуары. Київ: Артек, 2004. С. 253—255. Подробней о последних руководителях львовского обкома — опытном посланце Киева Погребняке и сменившем его в апреле более консервативном руководителе горисполкома Секретарюке: Яков Погребняк. Социально-психологический портрет лидера. Николаев, 2013;В'ячеслав Васильович Секретарюк: Людина, яку пам'ятатимуть. Київ, 2009. [58] Сохранились документальные кадры этого демонтажа: Семків В. Падай, Леніне, падай // Zbruch. 2015. 10 серпня (https://zbruc.eu/node/40061). [59] Гайдай О. Кам'яний гість… С. 66—68. [60] Дорожить духовным достоянием [Коммюнике заседания Секретариата ЦК КПСС] // Правда. 1990. 16 августа. См. изданный в 1991 году усилиями Галины Бариновой (она отвечала в ленинградском обкоме за идеологию) дайджест проленинских статей, включая интервью скульптора Кербеля: О Ленине — правду (дайджест прессы). Л.: Лениздат, 1991. [61] Cм. попытку обзора за минувшую четверть века: Forest B., Johnson J. Monumental Politics: Regime Type and Public Memory in Post-Communist States // Post-Soviet Affairs. 2011. Vol. 27. № 3. Р. 269—288. О постсоветских экзотических практиках «консервации» памяти в украинском Крыму: Калинин И. Ихтиомеланхолия, или Погружение в прошлое // Неприкосновенный запас. 2013. № 3(89). С. 279—293. [62] О многих утраченных памятниках имперского периода: Савельев Ю.Р. Власть и монумент. Памятники державным правителям России и Европы. 1881—1914. СПб., 2011. [63] Ямпольский М. Разбитый памятник // Киноведческие записки. 1997. № 33. С. 6—11. Cp.: Yampolsky M. In the Shadow of Monuments // Condee N. (Ed.). Soviet Hieroglyphics: Visual Culture in Late Twentieth-Century Russia. Bloomington: Indiana University Press, 1995. Р. 93—112. О прочтении иконоклазма у Пудовкина: Маликова М. Об одной ошибке Вальтера Беньямина // Юрьев день: cборник статей в честь 60-летия Юрия Цивьяна. М.: Новое литературное обозрение, 2010. С. 201—206. [64] Юрчак А. Если бы Ленин был жив, он бы знал, что делать // Новое литературное обозрение. 2007. № 83. [65] См. детальней: Кирчик О. История как экономика, или Путешествие из1921-го в 1906-й через 1990-й // Новое литературное обозрение. 2007. № 83. С. 395—411. [66] Сочинение Дзюбы было опубликовано силами эмиграции лишь за границей, а арестованного автора угрозами и посулами заставили от него в начале 1970-х, во времена «маланчуковщины», публично отмежеваться. Специально об Украине времен перестройки см.: Касьянов Г. Украина — 1990: бои за историю // Новое литературное обозрение. 2007. № 83. С. 76—93. [67] Баткин Л.М. Эпизоды моей общественной жизни: Воспоминания. М.: Новый хронограф, 2013. С. 81—82. [68] О современных спорах российских авторов см. обзорную книгу: Котеленец Е.А. Битва за Ленина. Новейшие исследования и дискуссии. М.: АИРО-XXI, 2017. Отметим и итоговые труды историка Евгения Плимака и его венгерского коллеги Тамаша Крауса: Плимак Е. Политика переходной эпохи: опыт Ленина. М., 2004; Краус Т. Ленин. Социально-теоретическая реконструкция. М.: Наука, 2011. [69] Однако ряд польских памятников был тогда также утрачен безвозвратно: Мельник І., Масик Р. Указ. соч. С. 181. [70] См. материалы представительного сборника: Историческая политика в XXI веке / Под ред. А. Миллера, М. Липман. М.: Новое литературное обозрение, 2012; см. также: Marples D. Heroes and Villains: Creating National History in Contemporary Ukraine. Budapest: Central European University Press, 2007. [71] Гайдай А.Ю., Любарец А.В. «Ленинопад»: избавление от прошлого как способ конструирования будущего (на материалах Днепропетровска, Запорожья и Харькова) // Вестник Пермского университета. Серия «История». 2016. № 2(33). [72] Preda C. «Project 1990» as an Anti-Monument in Bucharest and the Aestheticisation of Memory // Südosteuropa. 2016. Vol. 64. № 3. Р. 307—324. [73] См.: http://post.at.moma.org/content_items/739-deimantas-narkevicius-once-in-the-xx-century. Подробней о художнике см.: Лазарева Е. Деймантас Наркявичюс, его истории и его История // OpenSpace. 2011. 30 сентября (http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/30622/). Вернуться назад |