ИНТЕЛРОС > №3, 2016 > Summary

Summary


17 августа 2016

107-й выпуск «Неприкосновенного запаса» в большей своей части посвящен исторической тематике, которая, впрочем, рассматривается с более универсальных позиций современного гуманитарного знания. Речь, прежде всего, идет об анализе идеологических конструкций и практик, «истории идей», «микроистории» – и cultural studies в целом. Большое внимание уделяется также политическим контекстам этих сюжетов.

В этом выпуске «НЗ» три тематического раздела, но обзор номера мы начнем с отдельных материалов, которые задают его тематику. Любопытной иллюстрацией к «психоистории русского патриотизма» является статья Ирины Рудик о ксенофобской «патриотической кампании», которую во время Первой мировой войны русская печать прибалтийских территорий Российской империи вела против студенческих корпораций (прежде всего, Дерптского университета), обвиняя их чуть ли не шпионаже – как известно, в этих университетах традиционно существовали немецкие корпорации, к которым лишь позже добавились русские, латышские и прочие. Современное положение дел с «патриотизмом» в России – уже как основы официальной политики – в обстоятельной статье Оксаны Мороз «Стратегии российской государственной культурной политики: опыт расследования».

История и ее реконструкция в общественном и культурном сознании – в первом тематическом блоке «НЗ». Его открывает статья Светланы Лимановой «“Царская кинохроника” и экранный образ Николая II: идеологическая трансформация». Автор прослеживает историю и идеологическое использование кинематографического образа последнего российского императора – от придворной кинохроники конца позапрошлого века до сегодняшней российской кинопродукции. Интересный сюжет предлагается в статье Александра Суслова, анализирующего – весьма прагматическое – использование исторических романов Генрика Сенкевича в общественных и идеологических схватках «традиционалистов» и «либералов» в современной Польше. Наконец, Федор Панфилов делает обзор того, как европейское Средневековье – устройство общества, способы ведения войны, гендерные аспекты и так далее – представлены в нынешних компьютерных играх («Средневековые песочницы: медиевализм в компьютерных играх начала XXI века»).

Не виртуальная, а настоящая война, и не средневековая, а одна из первых «мировых» войн буржуазной эпохи – тема еще одной подборки материалов этого номера «НЗ». Речь идет о Крымской войне, которая закончилась подписанием Парижского договора 160 лет назад. В подборке анализируются самые разные стороны этого важнейшего для русской (и отчасти европейской) истории события. Этот блок открывается статьей Евгения Зеленева («Крымская война как хронокультурный вызов»), в которой автор определяет это событие как конец так называемой Венской системы международных отношений и приходит к выводу, что «война перешла из геополитической стадии в хронокультурную: в борьбу не за конкретные территории, а за влияние на морских пространствах и в мире в целом». Далее «НЗ» публикует отрывок из вышедшей пять лет назад книги британского историка Орландо Файджеса «Крым: последний крестовый поход». Здесь же представлена одна из известных, ставших уже почти классической, работ по дипломатической истории Крымской войны – статья британского историка Вернера Мосса «Как Россия договаривалась о мире (сентябрь 1855-го – апрель 1856 года)». Малоизвестный – и очень актуальный политически – сюжет рассматривает американский историк Мара Козельски. Речь в ее статье идет о том, как Крымская война повлияла на судьбу крымских татар («Побочные жертвы: крымские татары в годы Крымской войны»).

Еще одна подборка материалов посвящена теме, ставшей для «НЗ» одной из основных. Речь идет об урбанизме и о теснейших связях между городскими и архитектурными ландшафтами, социальной средой, политическим и культурным сознанием модерного общества. В рамках этого блока мы предлагаем читателю не совсем обычные для нашего журнала тексты, балансирующие на грани академической и художественной рефлексии. Три публикации этого раздела – переводы современных французских авторов, которые продолжают как традиции ситуационистов с их критикой буржуазного города, так и писательские стратегии Жоржа Перека, который пытался нащупать способы «объективной» художественной фиксации городской жизни. Франсуа Бон из окна поезда фиксирует пейзаж промышленных зон западной части Франции («Железный пейзаж»), Жак Реда тщательно описывает ничем не примечательную парижскую улицу Тер-Нёв. Также мы публикуем небольшое эссе Даниэль Сальнав «Калькутта, 2 декабря 1990 года», где говорится о «городе для нищих», этом результате тотальной демодернизации, которая стала результатом чудовищной социальной несправедливости. Советский материал представлен в эссе редактора журнала Кирилла Кобрина – он анализирует «городской гараж» как один из важнейших феноменов позднесоветской «приватизации городской жизни». Вступительный текст в этой подборке материалов написал ее составитель (и переводчик французских текстов) Иван Оносов.

Тематически к этому блоку примыкает эссе Владислава Дегтярева «Возвышенная механика, чудовищная архитектура» и – в качестве полемического материала – ответ Оуэна Хэзерли на рецензию Катрионы Келли, отозвавшуюся на его книгу «Ландшафты коммунизма».


Вернуться назад