ИНТЕЛРОС > №5, 2012 > Самый простой способ быть олимпийским атлетом – это не быть при этом женщиной. Обзор американских феминистских блогов Ольга Бурмакова
|
Ольга Бурмакова (р. 1984) – социолог, независимый гендерный исследователь. Сфера научных интересов – гендер и сексуальность, квир-теория, права женщин и ЛГБТ.
Одной из главных тем лета были Олимпийские игры, и феминистские блоги не обошли их стороной, тем более что поводов для обсуждения было более чем достаточно. Спорт – одна из самых ригидных с точки зрения гендера областей, и во время такого крупного и значимого события, как Олимпийские игры, внимание оказывается приковано в том числе к тому, как именно обставляется участие в них женщин. Женщинам пришлось приложить немало усилий, чтобы добиться возможности участвовать в Играх, представлять свою страну и демонстрировать свои атлетические достижения всему миру, как это было изначально позволено мужчинам. В некоторых видах спорта это произошло лишь недавно. Страны-участницы тоже далеко не всегда выпускают своих спортсменок на Игры. В этом году Катар и Саудовская Аравия допустили своих женщин-атлеток впервые. Дзюдоистка из Саудовской Аравии Воджан Али Сераж Абдулрахим Шаркхани соревновалась в хиджабе – таким был компромисс, достигнутый ее национальной спортивной ассоциацией с Олимпийским комитетом. Спортсменки из других стран поддержали участницу, отмечая, что хиджаб будет негативно влиять исключительно на ее собственные показатели. Тем не менее, на родине аравийской спортсменки до сих пор идут бурные дебаты о ее неприличном поведении и Шаркхани подвергается оскорблениям. Садаф Рахими должна была представлять Афганистан в соревнованиях по боксу по приглашению формата «дикая карта», который предоставляется участникам из стран, которые не могут подготовить спортсмена на олимпийском уровне. Рахими преодолела огромные препятствия для того, чтобы получить возможность заниматься выбранным видом спорта. Но за неделю до Игр ее приглашение было отозвано – официально потому, что Международная ассоциация бокса опасалась за безопасность Рахими на ринге. В то же время Олимпийские игры по-прежнему берут на себя задачу судить, кто является, а кто не является женщиной. После скандала на прошлых Играх вокруг Кастер Семеньи, бегуньи-интерсекс из ЮАР, Международная ассоциация легкоатлетических федераций увлеченно занялась контролем за полом и гендером. Эту тему раскрыла Джос с Feministing.com: «Когда люди решают, что пора бороться за бинарность, они стремятся найти то место, которое хранит Истинный Гендер. ИААФ нашла его в гормональном уровне. Теперь у атлетов, соревнующихся в женских видах спорта, уровень тестостерона должен быть ниже определенного предела, [иначе] они должны проходить гормональную терапию, прежде чем будут допущены к соревнованиям. Упражнения могут приводить к повышению уровня тестостерона. Так что у спортсменок, которые много работают, тестостерон может быть повышен. ИААФ считает, что это проблема. [...] Странно, но ничего не говорится об аналогичном контроле тестостерона в мужских категориях. [...] В мужском спорте есть контроль за гормональной терапией – привет стероидам! Только подумайте: ИААФ одновременно требует и запрещает гормональную терапию на Олимпийских играх»[1]. Эта ситуация проблематична сразу на нескольких уровнях. Во-первых, то, что такие ограничения естественного уровня гормонов налагаются только на женщин, – очевидный пример дискриминации, которая пока что маскируется разговорами о «справедливости» и «равных возможностях». Но сами по себе спортивные способности, определенное сложение тела и его возможности к развитию уже ставят спортсменов в неравное положение – почему же в случае естественного гормонального уровня нужно делать исключение? Во-вторых, даже на биологическом уровне деление на мужчин и женщин весьма условно, что демонстрирует в том числе пример Кастер Семеньи. Людей из биологической категории «интерсекс» достаточно много, среди них немало спортсменов как с мужским, так и с женским гендером. Вместе с тем гендерная полиция Олимпийских игр напрочь вытесняет из них транссексуалов. Это иллюстрирует история Килина Годси[2], кандидата в олимпийскую сборную. Килин – транссексуальный мужчина, который соревнуется как женщина из-за жестких эссенциалистских требований Олимпийского комитета: чтобы соревноваться в категории иного пола, чем тот, с которым ты родился, нужно проделать операцию пластики груди и гениталий, принимать гендерные гормоны два года при переходе в мужчину и один год – при переходе в женщину. То есть комитет требует соответствовать заявленному биологическому полу по всем параметрам, независимо от того, влияет ли это на спортивные показатели, и принуждает транссексуальных спортсменов к опасным и не всегда нужным операциям либо к постоянному диссонансу между его идентичностью и спортивными достижениями. Килин испытывает именно такой диссонанс. Другая сторона гендерного контроля – то, что он заметно затрагивает некоторые регионы; скажем, у африканских спортсменок уровень тестостерона часто совершенно «мужской». Это интересно сочетается с цитируемым Джос исследованием о том, что на самом деле куда большее преимущество дает не гормональный уровень, а уровень личного и национального дохода, то есть уровень жизни спортсмена: у спортсменов из более богатых стран больше шансов на победу: «И вдруг оказывается, что речь идет не столько о поддержании справедливости, сколько о поддержании спортивного превосходства богатых наций. Если бы ИААФ действительно стремилась к равным возможностям в соревнованиях, она бы сосредоточилась на том, чтобы у спортсменов из южных стран было больше ресурсов для соревнований. Почему-то по этому поводу никто не возмущается. [...] Берем всеобщую одержимость бинарным гендерным эссенциализмом, добавляем расистские идеи о женственности африканок и получаем отличный интерсекциональный метод использования Игр для поддержания любимых властных иерархий». Среди женщин-спортсменок больше всего подозрений в «гормональной мужественности» вызывают те, которые выглядят менее женственно. Подозрения относительно Кастер Семеньи, стоит напомнить, тоже начались с того, что ее конкурентка заявила, будто Кастер выглядит неженственно. То есть значительную роль тут играет требование к женщинам выглядеть женственно (в стандартном понимании женственности), даже когда это противоречит их врожденным характеристикам и мешает их спортивным достижениям. Эта тенденция проявляется и в выборе женской формы, и в освещении спортсменок в прессе. Аманда Маркотт делает обзор[3] темы женского тела и стандартов красоты, которая поднималась в прессе еще до открытия Игр. Все началось с вопроса о женской спортивной форме, которую Олимпийский комитет все время пытается сделать более «женственной», в ущерб функциональности, как будто женственность участниц важнее их спортивных достижений. В значительной степени это делается ради зрителей, которые, по мнению комитета, нуждаются в более «стильном» представлении им участников и в видимом разделении их по полу, в основном с помощью юбок – не самой функциональной для спорта одежды. Участницы соревнований протестовали против такого подхода (об этом пишет Лиз Кларк[4]). Например, тренер женской команды по боксу заявила: «Это... боевой вид спорта. А вы хотите добавить в него секс? Для чего? Юбка добавляет секса и ничего больше не дает». Много разговоров вызвало решение Олимпийского комитета разрешить командам по пляжному волейболу соревноваться не в бикини, а в более закрытых шортах и футболках. Решение было вызвано прохладной погодой во время соревнований, но реакция фанатов и некоторых журналистов на него оказалась бурной – их возмущало, что не будет возможности посмотреть на девушек в открытых купальниках, что многое говорит об отношении к этому виду спорта и к женскому спорту в целом. Цитирую Аманду Маркотт: «Лично мне трудно представить, что современным мужчинам настолько трудно найти изображения полуобнаженной женской попки, что их единственный шанс это увидеть – смотреть олимпийский пляжный волейбол раз в четыре года; так что думаю, они переживут эту потерю»[5]. Обсуждение пляжного волейбола в прессе сопровождалось фотографиями, которые тоже немало говорили об эротизации этого вида спорта, даже на фоне других. Лиза Уэйд на «Sociological Images» сравнивает[6] варианты фотографий разных видов спорта, оценивая, настолько ли они эротизированы, как женский пляжный волейбол, и насколько вообще женщины представлены в изображении того или иного вида спорта. Там же она приводит нашумевшую подборку фотографий «Metro New York» «Что было бы, если бы мужчин-спортсменов снимали так же, как женщин из команд по пляжному волейболу». В подборке представлены фотографии спортсменов, обрезанные так, чтобы направить все внимание на подтянутые животы, ягодицы и паховую область, при этом головы в кадре обычно нет. Феминистские аналитики культуры знают, что так чаще всего представляют женщин, даже когда цель фотографии не эротическая – без головы, как безликое тело, с вниманием к эротизированным его частям. Мужчины обычно представляются совсем иначе – как индивидуализированные личности, без лишней эротики, и шок, который вызвала данная подборка, отражает то, насколько непривычно видеть мужчин таким образом и насколько привычны аналогичные образы женщин. Лиза Уэйд пишет: «Это интересный урок, который затрагивает больше, чем сексуальную объективацию женщин, и задает вопрос: “Какие женщины? И почему? (Потому, что спорт ассоциируется с пляжем?) Кто устанавливает правила? (Кто выбирает униформы?) И ради кого? (Ради фотографов, Олимпийский игр, их корпоративных и медийных спонсоров?)”»[7]. Много постов были посвящены выпуску спортивного журнала «ESPN» под названием «The Body Issue», представлявшему обнаженные тела олимпийских атлетов. Заявленная цель выпуска – «восхититься огромным потенциалом человеческой формы» и «атлетами, которые довели свою физическую форму до высшего предела». Вот, что пишет об этом один из авторов, Майя, с Feministing.com: «В культуре, где тела женщин обычно ценятся как пассивные объекты, на которые приятно посмотреть, восхищение телами женщин-атлетов как активными действующими лицами, на которых приятно посмотреть, имеет огромный потенциал»[8]. Выпуск, несмотря на одобрение самой идеи, вызвал ряд комментариев со стороны феминисток. Во-первых, из-за того, что среди спортсменок выбирались преимущественно те, чья внешность относительно близка к стандарту красоты, а не, скажем, Сара Роблес, о которой пойдет речь ниже. А во-вторых, при сравнении представлений женщин и мужчин в журнале обнаруживается, что женщины то и дело изображаются в пассивных позах, мало отличающихся от поз обычных фотомоделей, в то время как у мужчин позы активные, связанные с их видом спорта[9]. Повышенное внимание к женским телам в ущерб интересу к спортивным достижениям участниц очевидно по освещению женских видов спорта в прессе. Хлое на Feministing.com комментирует статью «New York Times» о женском водном поло, в которой автор сосредоточился не на правилах этого вида спорта, трудностях спортсменок или их успехах, а на том факте, что подводные камеры на съемках игр иногда позволяют увидеть грудь, что делает показы поло «не подходящими для детей», как шутит автор. Указывая на примеры других видов спорта, в том числе мужского водного поло и прыжков в воду, Хлое отмечает, что там тоже нередко видны обнаженные задницы и пенисы атлетов-мужчин, но это не вызывает такой возбужденной реакции и шуток про «недетскость» их выступлений: «Эта статья на самом деле не про подводные камеры или водное поло. У “New York Times” была возможность написать статью об американских женщинах, которые занимаются одним из самых трудных видов спорта в мире. Вместо этого они решили написать про »[10]. Продолжает тему освещения женского спорта в СМИ Майя на том же Feministing.com: «– Когда спортсменка побеждает, комментаторы склонны больше говорить про везение, чем про физические способности. – Когда спортсменка проигрывает, отмечают ее физические способности и упорство в подготовке. – Когда побеждает спортсмен, комментаторы аплодируют его способностям и упорству в подготовке. – Когда проигрывает спортсмен, речь идет не столько о его проигрыше, сколько об успехах его конкурентов. Получается, что женщины-атлеты не могут по-настоящему выиграть, а мужчины-атлеты не могут по-настоящему проиграть. [...] Исследование обнаружило аналогичный стереотипный подход и к расе»[11]. Еще один пример разного подхода к освещению спортивных соревнований – реакция на слезы семнадцатилетней Джордин Вибер, которую СМИ прозвали плаксой: ей не хватило десятых долей балла, чтобы пройти отборочный тур в соревнованиях по гимнастике. Зерлина на Feministing.com сравнивает освещение реакции Джордин и соответствующие обсуждения, сильно приправленные гендерными комментариями («плачет как девчонка»), с освещением, с одной стороны, слез победителей, а с другой, – слез атлетов-мужчин[12]. Пожалуй, спорт – это одна из уникальных ниш, в которых мужчинам плакать позволено, это не воспринимается как слабость, скорее – как преданность делу. А вот женщинам-спортсменкам плакать нельзя, вероятно, потому, что они играют на «мужской» территории и поэтому должны себя вести более мужественно, чем сами мужчины. В то же время выглядеть они должны женственно – и не просто женственно, а привлекательно. На некоторых спортсменок обрушилось множество унизительных комментариев в прессе и Интернете из-за того, что они не соответствуют стандартам красоты. Одна из них – австралийская пловчиха Лейзел Джонс, выигравшая свои первые олимпийские медали в 14 лет и в нынешние 26 считающаяся одной из лучших пловчих мира. С точки зрения комментаторов, она толстая. Хлое на Feministing.com пишет: «[Олимпийские игры] замечательны тем, что дают… яркие напоминания о том, что зм не исчезает внезапно только потому, что мы все восхищаемся и вдохновляемся духом соревнований и все такое. Происходящее с Лейзел Джонс демонстрирует, что, какой бы успешной ни была женщина, какой бы она ни была умелой, сильной, дерзкой и упорной, она не свободна от правил современной женственности. Даже во время Олимпийских игр она должна быть худой и красивой, и только тогда за ней признают все остальные качества, а если она не худая и красивая, то мы будем игнорировать ее упорство и дерзость, талант и преданность делу и будем тратить время на обсуждение того, набрала ли она вес за двенадцать лет своей славы. [...] Олимпийские игры – замечательное время, когда нам нравится убеждать себя, что обычные правила тут не работают. И в некоторых случаях, возможно, так оно и есть. Но это не один из таких случаев. Если ты женщина, на Олимпиаде для тебя, все как обычно: сначала ты сексуальный объект и только потом – спортсменка»[13]. В ответ на бурную и критическую дискуссию о своей внешности и внешности других спортсменок 18-летняя британская штангистка Зоуи Смит замечательно написала в своем блоге: «Мы поднимаем штангу не для того, чтобы выглядеть сексуально, особенно в глазах подобных мужчин. Почему они думают, что мы хотим их привлекать? Если мы тебе нравимся – ну, спасибо, нам лестно. Но, если нет, почему тебе нужно высказывать свое мнение и что заставляет тебя думать, что нам есть дело до того, что лично ты не находишь нас привлекательными? Что ты от нас ждешь? Что мы перестанем поднимать штангу, изменим диету, чтобы избавиться от “мужицких” мышц, и станем домохозяйками, и все ради надежды на то, что однажды ты посмотришь на нас более заинтересованно и у нас появится шанс завоевать твое внимание?! Потому что ты, конечно, самый добрый и привлекательный мужчина, который благословил землю своим присутствием. [...] Мы – как любая женщина, обладающая минимальным самоуважением, – предпочитаем мужчин, уверенных в себе и не лишающихся мужественности только оттого, что мы не слабые и не хрупкие»[14]. То же самое могла бы, наверное, сказать Сара Робелс, лучшая штангистка США, которая на прошлогоднем чемпионате победила всех женщин и всех мужчин. Несмотря на свои достижения, она живет и тренируется на крохотное пособие от ассоциации тяжелоатлетов и на пожертвования друзей. Почему? Потому что ее внешность не из тех, которые привлекают спонсоров. Спонсоры предпочитают спортсменок модельного вида, стройных, с фотогеничной улыбкой. Мужчинам в этом вопросе позволено выглядеть куда более разнообразно. «...Для таких женщин, как Роблес, которые не вписываются в стройный идеал женщины-атлетки, ситуация намного сложнее. Как говорит она сама: “Можно найти спонсоров, если ты супернакачанный парень или девушка, которая хорошо смотрится в бикини. Но не тогда, когда ты девушка мужского телосложения”»[15]. Впрочем, спортсменкам, которые соответствуют стандартам красоты и популярны у СМИ и спонсоров, тоже приходится несладко. «New York Times» опубликовала статью об атлетке Лоло Джонс, которую Роблес приводит в качестве примера тех, кому спонсоры благоволят. Статья имела обличительный тон, автор порицал Джонс за ее «циничную маркетинговую стратегию», в то же время утверждая, что ее способности в спорте сомнительны и она берет красотой и частыми упоминаниями в прессе. Эта публикация вызвала бурный отклик в прессе и среди блогеров, итоги которого Лори с Feministing.com подводит в тексте «Как правильнее всего быть женщиной на Олимпийских играх»[16]. В ней она иронически перечисляет, что делать и чего не делать, если ты женщина, пытающаяся быть олимпийским атлетом. Нужно: иметь трогательную историю тягот, преодоленных на пути к признанию; нециничную маркетинговую стратегию (хотя никто не знает, что это такое); быть женственной – но при этом так, чтобы твоя внешность уступала твоим талантам; выигрывать благодаря удаче, потому что женщины имеют право выигрывать только так, а не в результате упорной работы. Нельзя: рассказывать трогательную историю перенесенных тягот – пресса должна откопать ее самостоятельно; плакать; быть толстой, даже если ты многократная олимпийская чемпионка; быть сексуальной, потому что тогда считается, что ты просто отвлекаешь этим внимание от своих спортивных недостатков; быть некрасивой – но при всем этом твоя деятельность как олимпийской спортсменки должна быть привлекательной для всех и всегда. В конечном счете, самый простой способ быть олимпийским атлетом – это не быть при этом женщиной.
______________________
[1] См.: http://feministing.com/2012/06/14/the-olympic-games-are-obsessed-with-po.... [2] См.: www.feministe.us/blog/archives/2012/07/23/trans-american-revolution. [3] Girly Police Descend on Female Olympians (www.slate.com/blogs/xx_factor/2012/07/27/female_olympians_when_do_they_g...). [4] At London Olympics, Women’s Athletes’ Wardrobes Are Source of Debate (www.washingtonpost.com/sports/olympics/at-london-olympics-womens-athlete...). [5] Girly Police Descend on Female Olympians. [6] Photographic Coverage of Olympic Beach Volleyball (http://thesocietypages.org/socimages/2012/08/02/photographic-coverage-of...). [7] Ibid. [8] Why ESPN’s Body Issue Could Have Been Great but Doesn’t Quite Succeed (http://feministing.com/2012/07/16/why-espns-body-issue-could-have-been-g...). [9] Ibid. [10] Sexist Olympic Coverage: Lady Athletes Have Ladybits Edition (http://feministing.com/2012/08/09/sexist-olympic-coverage-lady-athletes-...). [11] Olympic Sexism Study: Male Athletes Have Skill and Female Athletes Have Luck (http://feministing.com/2012/06/20/olympic-sexism-study-male-athletes-hav...). [12] There’s no Crying in… the Olympics? (http://feministing.com/2012/07/31/theres-no-crying-in-the-olympics). [13] Faster, Higher, and Stronger – But no Less Sexist (http://feministing.com/2012/07/26/faster-higher-and-stronger-but-no-less...). [14] Olympic Weightlifter Zoe Smith Speaks for Us All when She Tells Sexist Trolls We Don’t Care If You Don’t Find Us Attractive (http://feministing.com/2012/08/01/olympic-weightlifter-zoe-smith-speaks-...). [15] Why Doesn’t Sarah Robles, the Highest Ranked American Weightlifter, Have All the Athletic Sponsorships? (http://feministing.com/2012/07/03/why-doesnt-sarah-robels-the-strongest-...). [16] What’s the Right Way to be a Female Olympic Athlete? (http://feministing.com/2012/08/07/whats-the-right-way-to-be-a-female-oly...). Вернуться назад |