ИНТЕЛРОС > №6, 2009 > Ольга Балла. Лытдыбр библиофагаОльга Балла. Лытдыбр библиофага04 февраля 2010 |
Предуведомление Текст составлен по материалам блогов, ведущихся автором в «Живом журнале» под никами yettergjart и gertman_knigi (последний специально посвящен отношениям блогописца с книгами и носит название «Библионавтика»). Этим и объясняется заголовок, он же - обозначение жанра. «Живожурнальное» слово «лытдыбр» (изобретением которого мы обязаны, кажется, Роману Лейбову) означает слово «дневник», набранное на клавиатуре без переключения ее на кириллицу - lytdybr - и затем кириллически транслитерированное. Что касается «библиофага», то это - пожиратель книг, названный по-гречески для благо- и наукообразия. 28 мая 2009 года Вводные рассуждения Мне и по сию секунду странно, почему чтение, столь родственное бессмертию, не прибавляет человеку жизни физически - почему нельзя «начитать» себе ну если и не струльдбружеское бессмертие[1], то хотя бы просто дополнительное время бытия - которое все время прибывало бы, пока педали крутишь, то есть читаешь. Легко воображаю себе мир, в котором это было бы возможно: где чтение работало бы генератором времени. 29 мая 2009 года Библионавтика: прояснение понятия Вот чем отличается, скажем, критика или книжное обозревательство - от «библионавтики» как жанра моего здешнего - на этих страницах - существования. Если два первых занятия непременно предполагают оценку продукта, претензию хоть на какую-то объективность этой оценки, вписывание переживаемого книжного продукта в некоторые общекультурные координаты, - то библионавтика, плавание по книжным морям - это такая форма жизни. И все оценки (человеку вообще трудно быть существом неоценивающим), которые при этом возникают - означают только признание тех или иных книг как более или менее пригодных для твоего персонального передвижения в смысловом пространстве. 30 мая 2009 года Мечтания библиофага Ой! Как интересно: вот такая существует книжка - Александр Чанцев. Бунт красоты: Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова. - М.: Аграф, 2009. Вычитала в Фаланстерском ЖЖ: http://falanster.livejournal.com/155187.html. Надо будет в «Фаланстер» зайти с ближайшего гонорара. (Что в этом, априори, интересно: история идей и поведенческих матриц, да еще межкультурное взаимодействие - с неминуемыми, небось, искажениями «воздействующего»; да еще и толкование этого изнутри одной из взаимодействующих культур; культуры, так сказать, восприемницы. Это я все к тому, в какую смысловую лунку ложится интерес к этому предмету - Библиофажество - оно ведь сродни снам: это сны о своем на чужом материале, так сказать, - и у него, подобно сновидчеству, есть свои стержневые сюжеты, и можно пронаблюдать - как и во снах - логику тамошнего сюжетообразования. Этим и займемся.) Еще мечтания библиофага (прочитав рецензию в «Экслибрисе» и цитатку в ЖЖ Андрея Василевского): Владимир Мартынов. Пестрые прутья Иакова. - М.: МГИУ, 2008. - (Современная русская философия). В «Гилее», по идее, было, но еще в декабре. Во всяком случае, надо заглянуть. Из экслибрисовской рецензии Андрея Мирошкина: «Книга эта - о литературе, о городской среде, о взаимоотношениях автора, текста и социума. Это философская эссеистика о культурном процессе ХХ века и наших дней*. Книга, ярко написанная и необычайно полезная всякому, кто интересуется интеллектуальными, “неканоническими” прочтениями культурной и духовной ситуации в России прошлой и нынешней. В своих очерках (эссе? лекциях?) Мартынов пишет о предметах, не всегда, как может показаться поначалу, взаимосвязанных. Конец времени русской литературы и проблема поколений в ней. Хлебников, Заболоцкий и Хармс. Рассуждение о форме облаков… Что объединяет все эти темы? А вот что: особенности визуального и вербального аспектов действительности. [...] Вот теория об основополагающем ядре каждого культурного процесса: по истечении 150 лет цветение сменяется рутинизацией. А вот определение русской классической литературы как “светской неконфессиональной религии”. Библейская притча о прутьях Иакова как метафорический ключ ко многим явлениям современной духовной жизни. Сюжет “Приключений Буратино”, воспроизводящий “архаическую модель жреческой преемственности в культе Дианы Немийской”. Ельцинская “загогулина” как “иероглиф российской национальной судьбы”. Пассаж о физиологии школьной письменности**, подводящий автора к выводу: “В поколении, изначально обучающемуся письму шариковыми ручками, уже никогда не сможет появиться великий поэт”. [...] Еще одна тема книги - утраченные городские ландшафты. Мартынов много пишет о деформациях традиционного, сакрального облика Москвы - начиная со времен Николая I и до наших дней. Советский период здесь обозначен как культурная редукция, “вытравливание быта”, градостроительные же деяния нынешнего мэра автор приравнивает к “национальной катастрофе”. Визуальная бесчувственность, пишет Мартынов, в 1990-2000-е годы осознала свою силу и вседозволенность». * 15 июня 2009 года, прочитав книгу Мартынова. На самом деле книга - не об этом (совсем). Тема у книги - одна, и сквозная: боковое зрение в культуре, динамическая взаимосвязь смысловой «периферии» культуры с тем, что эта последняя склонна полагать своим центром. Но это предмет отдельного рассуждения - к которому непременно надо вернуться. ** Нежно люблю тему физиологии письменности, которую обозвала бы скорее ее психофизиологией. Утверждение о губительной власти шариковых ручек и прочих неперьевых орудий письма мнится, сразу скажу, спорным, но как устроено само мнение рассмотреть хочется. Само устройство мнений, независимо от того, насколько они справедливы (что - просто отдельный вопрос) - достойный предмет внимания. 31 мая 2009 года Читаемое - и мечтания библиофага Эх, хороша книжка про «Феномен артистизма в современном искусстве»*, много там забавного и наводящего на всякие любопытные мысли - надо было бы, конечно, свою иметь (я нынче читаю редакционную - «Нового мира» - по служебной надобности), но я как-то ее упустила, что-то нигде не вижу. Имело бы смысл поразыскивать. * Собственно: Феномен артистизма в современном искусстве / Ответственный редактор О.А. Кривцун. - М.: Индрик, 2008. 3 июня 2009 года Прочитанное Братья Ивановы. Записки кочевников: Повесть с картинками. - М.: НЛО, 2009. - (Письма русского путешественника); Книга воображаемых миров / Составитель Макс Фрай. - М.: Амфора, 2003. (Хороша книжка, жалко было расставаться!) Читаемое Дружба: Очерки по теории практик. Сборник статей / научный редактор О.В. Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - (Прагматический поворот. Вып. 3). 4 июня 2009 года Мечтания библиофага Вавилонский голландец / Составитель Макс Фрай. - М.: Амфора, 2009. - (Современная русская проза). Аннотация от Фрая на амфоровском сайте (www.amphora.ru/book.php?id=1725): «Старый друг, поселившийся на побережье Адриатического моря, рассказывал, что однажды в их порт зашел корабль, оказавшийся плавучей книжной лавкой, уже не раз обошедшей вокруг света с грузом литературы в основном на английском языке. Любой желающий мог подняться на борт и купить там редкую книгу или заказать ксерокопию, совсем уж за копейки. Прекрасный гуманитарный проект, ничего не скажешь; мой друг, насколько я знаю, всерьез планирует однажды подняться на борт книжного корабля в качестве волонтера, - а кто бы на его месте устоял? Моя ненадежная память почти сразу превратила плавучую книжную лавку в библиотеку - ясно же, что груженный книгами корабль должен быть именно библиотекой, а не магазином, это тот самый случай, когда в вымысле гораздо больше правды, чем в документальных фактах. Постепенно воображаемый корабль-библиотека стал для меня настолько реальным, что порой мне случалось оцарапать локоть, нечаянно задев его шершавый борт. В конце концов, писатель Дмитрий Дейч прямо спросил, почему бы мне не написать об этом корабле книгу. Эта идея захватила меня целиком. И к счастью, не только меня, потому что в одиночку такие вещи не делаются. Неподъемный труд. Мы писали эту книгу почти два года, все вместе, но каждый в полном одиночестве. Мы собирали ее как мозаику из пестрых, разрозненных, зачастую совершенно разнородных фрагментов. В результате получилась книга о множестве разных кораблей и библиотек, великолепная алхимическая сумма которых - “Вавилонский голландец”». Эх, как хочется на корабль-библиотеку! - а еще лучше - плавать на нем! (Кроме всего прочего, это провоцирует на рассуждения об особом роде метафор, пример которых - «корабль-библиотека»: это - метафоры несостоявшиеся, хотя и напрашивающиеся, даже наметившиеся в «теле» культуры. Возможные метафоры. Ну в самом деле: «Летучий голландец» как смысловой комплекс состоялся, «Вавилонская библиотека» - тоже, но ведь между ними возможно и плодотворное взаимодействие, лежащее вполне на поверхности. Надо будет прочитать этого «Голландца» и порассуждать на эту тему. - Кстати, порассуждать можно и о том, по какому предположительно принципу Фрай собирает эти сборники; принцип тут явно нащупывается.) 5 июня 2009 года Добыча (1) Александр Чанцев. Бунт красоты: Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова. - М.: Аграф, 2009; (2) Александр Пятигорский. Кто боится вольных каменщиков? Феномен масонства. - Авторизованный перевод с английского К. Боголюбова. Под общей редакцией К. Кобрина. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - (Интеллектуальная история); (3) Антропология революции / Сборник статей по материалам XVI Банных чтений журнала «Новое литературное обозрение» (Москва, 27-29 марта 2008 года). Сост. и ред. И. Прохорова, А. Дмитриев, И. Кукулин, М. Майофис. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - (Научное приложение. Вып. LXXVI); (4) Аркадий Соколов. Поколения русской интеллигенции. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2009. - (Новое в гуманитарных науках; Вып. 41); (5) Рой Портер. Краткая история безумия / Перевод с английского и комментарии О. Мичковского. - М.: Астрель, АСТ, 2009. - (Оксфорд). Страдания библиофага А вот книжка Мартынова про «Пестрые прутья Иакова», похоже, разошлась. (Эх, и чего я спохватилась так поздно! Она с декабря продавалась. Я, правда, еще до «Гилеи» не добралась, но шансов немного, уже и в интернет-магазинах и то нет.) В «Фаланстере» сказали, тираж кончился. В электронном виде тоже нет, по крайней мере, не нашла. Не попался ни сегодня, ни вчера и «Вавилонский голландец», но он, думаю, найдется, он вроде бы недавно вышел. UPD ВИВАТ!!!! «Прутья Иакова» разыскались в электронном виде, в Word’е! Так что «страдания библиофага» обернулись его добычей: Владимир Мартынов. Пестрые прутья Иакова. - М.: МГИУ, 2008. - (Современная русская философия). - (Электронная книга; Word). 6 июня 2009 года Прочитанное Василий Голованов. Пространства и лабиринты. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - (Письма русского путешественника. 004). Потерянное в собственном доме (не просто бывает, а бывает хронически: прочитала - и куда-то бесследно засунула): Братья Ивановы. Записки кочевников: Повесть с картинками. - М.: НЛО, 2009. - (Письма русского путешественника). (Книжка вообще - по глубине и оригинальности обращения с реальностью и ее репрезентациями - очень так себе, но ради систематичности должна быть под рукой вкупе с книжками той же серии.) UPD Нашла!!! Как всегда, под носом лежало - на собственном письменном столе. (Это очередной раз укрепляет меня в той мысли, что в сложный «библионавтический» комплекс непременно входят и отношения с «физическими телами» книг: их потери, разыскивание, ощупывание и т.п. Отношениям с обложками, бумагой, шрифтами и т.п. надо будет как-нибудь посвятить отдельное рассуждение.) 7 июня 2009 года Прочитанное Дружба: Очерки по теории практик. Сборник статей / Научный редактор О.В. Хархордин. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - (Прагматический поворот. Вып. 3). Мечтания библиофага Вот эту бы еще книжку я почитала с любопытством: «Поэтический сборник “КОРДОН”» (М.: Арт Хаус Медиа, 2009) - пространство эксперимента, попытка прорыва в диалоге между культурами. Есть мнение, что между Украиной и Россией нет ничего общего. Кто-то считает, что одно является неотъемлемой частью другого. Перекликающиеся между собой тексты сборника намекают не только на возможность иных точек зрения, они отменяют саму постановку вопроса. Геопоэтика вытесняет геополитику. В книгу вошли произведения С. Жадана, А. Полякова, И. Сида». (Усмотрено здесь: http://asya-kareva.livejournal.com/282919.html). Комментарий к текущему библиофажеству Соматическая потребность в сложной, неочевидной прозе. Кстати, у меня она - такая потребность - почему-то в родстве с юношеством и ранней молодостью, - с происходившими тогда процессами роста и сопутствовавшей им работе душевных мускулов. - Потребность в неясности. 9 июня 2009 года Добыча (1) Андрей Лебедев. Ангелология. М.-Париж: МИК, 1996; (2) Андрей Лебедев. Лирическая проза размером со среднюю неядовитую змею. - Париж, 1995 (Компьютерная распечатка); (3) Андрей Лебедев. Скупщик непрожитого: Избранное. - М.: Текст, 2005; (4) Вавилонский голландец: [антология] / [сост. М. Фрай]. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. - (ФРАМ); (5) Шкафы и скелеты: 40 лучших рассказов 2008 года / [сост. М. Фрай]. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. - (ФРАМ). 16 июня 2009 года Прочитанное Владимир Мартынов. Пестрые прутья Иакова. - М.: МГИУ, 2008. - (Современная русская философия). - (Электронная книга; Word); Владимир Мартынов. Конец времени композиторов. - М.: Русский путь, 2002. Борис Лунин. Неслучайные заметы. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - (Художественная серия). Читаемое Владимир Мартынов. Зона Opus posth, или Рождение новой реальности. - М.: Классика-XXI, 2005. Вавилонский голландец: [антология] / [сост. М. Фрай]. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. - (ФРАМ). 18 июня 2009 года Добыча (1) Ольга Седакова. Апология разума. - М.: МГИУ, 2009. - (Современная русская философия, № 3)*; (2) Татьяна Апинян. Музыка в контексте истории философии: между универсумом и человеком. Метафизические размышления о музыке / Учебное пособие.** - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008***; (3) Одиннадцать бесед о современной русской прозе / Интервью журналистки Кристины Роткирх с российскими писателями. Под редакцией Анны Юнгрен и Кристины Роткирх. - М.: Новое литературное обозрение, 2009; (4) Владимир Фещенко. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве. - М.: Языки славянских культур, 2009; (5) Сергей Костырко. На пути в Итаку. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - (Письма русского путешественника. 005)****; (6) Русский авангард. Манифесты, декларации, программные статьи (1908-1917) / Автор-составитель И.С. Воробьев. - СПб.: Композитор, 2008*****. * В этой же книжке я вычитала, что издательство сего нежданно-философически ориентированного Индустриального университета намерено издавать серию «Дневник современного философа», а в ней - дневники Владимира Бибихина, Георгия Гачева, Светланы Семеновой, Константина Пигрова. Это я бы почитала. Скажу по секрету, это бы я даже написала :-) ** Метафизические размышления в качестве учебного пособия - это сильно! (Кстати, достойно отдельной рефлексии о том, что в принципе способно претендовать на статус учебного пособия и отчего вдруг метафизические размышления - как жанр - удивительны в этом качестве.) *** А вообще, на теме метафизических значений музыки меня очень сфокусировал прочитанный недавно («Конец времени композиторов») и сию минуту читаемый («Зона Opus posth») Мартынов. Чувствуется, к этому стоит быть внимательной. **** Разыскивала Клеха; не нашла; но этому тоже рада - все экзистенциально-географическое приветствуется. ***** 200 экземпляров, между прочим! В магазине было всего три. Поэтому рука не дрогнула, хотя могла бы. В итоге на все перечисленное я хлопнула сегодня больше половины свежеполученной зарплаты скромного редактора научно-популярного журнала. Эх! Как сказала продавщица книжного, заметив на лице моем борьбу вожделения с угрызениями совести, - «Это не траты, это вложения!» О да, - согласно подумала я, окидывая внутренним взором книжные полки, класть книги на которые давно уже некуда. Вообще, я когда-то - в целях самодисциплины - решила было покупать книги не иначе как «под задачу». В итоге кончилось тем, что я стала изобретать себе задачи под книги! И уж что-что, а неплодотворной такую позицию назвать никак нельзя. Это и утешает! 20 июня 2009 года Читаемое Одиннадцать бесед о современной русской прозе / Интервью журналистки Кристины Роткирх с российскими писателями. Под редакцией Анны Юнгрен и Кристины Роткирх. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. Уж на что не люблю ворчать, но сил моих, признаться, нет: такое впечатление, будто редакторское перо едва касалось этих страниц, если касалось их вообще. Достаточно сказать, что упомянутая Мамлеевым «Илиада» названа там «Элиадой», я даже не сразу сообразила, что имеется в виду (вот уж не ожидала от интеллигентнейшего «НЛО» «Элиады»!). И устная речь героев дана чуть ли не прямо так, как она произносилась - со всеми повторами, неряшливостями и так далее. Можно же было привести текст в человеческий вид, не лишая его живости, это я как редактор с некоторым стажем немножко знаю. Но в остальном весьма любопытно. 21 июня 2009 года Прочитанное Феномен артистизма в современном искусстве / Ответственный редактор О.А. Кривцун. - М.: Индрик, 2008. 25 июня 2009 года Добыча Кордон: Сборник стихотворений / Сергей Жадан, Андрей Поляков, Игорь Сид / Составитель Игорь Сид. - М.: Арт Хаус Медиа, 2009. 27 июня 2009 года Добыча (1) Дмитрий Бавильский. Ангина: Стихи. Пермь-Челябинск: АРАБЕСК, 1993. - (Классики пермской поэзии). (Из рук автора, с (выклянченным) автографом (ну графофил я, да‚ трепетно отношусь к рукописной графике и даже собираю образцы оной, честно сказать), библиографическая редкость, горжусь!) Дали почитать: (а что, тоже библиофагическое событие!) Городорог: Действие мест. - Париж: Анонимные трудоголики, 2003. 28 июня 2009 года Добыча (1) Евгений Добренко. Музей революции: Советское кино и сталинский исторический нарратив. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - (Кинотексты); (2) Глеб Шульпяков. Общество любителей Агаты Кристи: Живой дневник. - М.: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2009; (3) Евгений Клюев. Зеленая земля. - М.: Время, 2008. - 720 с. - (Поэтическая библиотека); (4) Марта Кетро. Умная, как цветок. - М.: АСТ; Астрель, 2009. Вот на это весь гонорар от «Нового мира» и ушел. 1 июля 2009 года Мечтания библиофага (1) Сэмюэл Беккет. Осколки: Эссе, рецензии, критические статьи / Сост., пер. с англ. и фр., послесловие и примечания М. Дадяна. - М.: Текст, 2009. (2) Готфрид Бенн. Двойная жизнь. Проза. Эссе. Избранные стихи. - М., 2008. (И то и другое видела в «Экслибрисе» за 18 июня 2009 года.) Прочитанное Марта Кетро. Умная, как цветок. - М.: АСТ; Астрель, 2009; Дмитрий Бавильский. Ангина: Стихи. Пермь-Челябинск: АРАБЕСК, 1993; Одиннадцать бесед о современной русской прозе / Интервью журналистки Кристины Роткирх с российскими писателями. Под редакцией Анны Юнгрен и Кристины Роткирх. - М.: Новое литературное обозрение, 2009; Сергей Хоружий. Театр ситуаций. - М.: Институт синергийной антропологии, 2008. - (Образовательные программы ИСА «Культурная и духовная традиции в России»). Читаемое Городорог: Действие мест. - Париж: Анонимные трудоголики, 2003. 4 июля 2009 года Добыча (1) Галина Иванченко. Забота о себе: История и современность. - М.: Смысл, 2009; (2) Галина Иванченко. Космос любви: По ту сторону покоя и воли. - М.: Смысл, 2009; (3) Галина Иванченко. Идея совершенства в психологии и культуре. - М.: Смысл, 2007. Две первых книги библиофаг обрел на их вчерашней презентации, а третья была ему, библиофагу, подарена автором просто так. Опять же с автографом, что пролило бальзам и на графофильские и, я бы даже сказала, графоскопические (от графоскопия – почерконаблюдательство) стороны дивно многогранной натуры библиофага. 5 июля 2009 года Прочитанное Городорог: Действие мест. - Париж: Анонимные трудоголики, 2003. Глеб Шульпяков. Общество любителей Агаты Кристи: Живой дневник. - М.: АСТ; Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. Читаемое Сергей Костырко. На пути в Итаку. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - (Письма русского путешественника. 005). 6 июля 2009 года Прочитанное Сергей Костырко. На пути в Итаку. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - (Письма русского путешественника. 005). Читаемое Галина Иванченко. Забота о себе: История и современность. - М.: Смысл, 2009. 10 июля 2009 года Библиофаг делает стойку Вычитала в интернет-газете «Время новостей», будто в августе в Москве должна открыться сеть маленьких книжных магазинов по имени «Додо-спейс». Главный редактор «Книжного обозрения» Гаврилов, который все это придумал и затевает, говорит по этому поводу вот что: «Во всем мире есть две разные технологии книжной торговли. C одной стороны, это крохотные лавочки, в которых хозяин отлично знает, чем торгует. С другой - огромные сетевые моллы, где продают все, что попало под руку. В России маленькие лавочки, увы, со страшной скоростью вымирают. Закрылись магазины “Ad Marginem” и “Shakespeare and Co”, закрылся “Графоман”, по сути, закрыта “Билингва”. Получается, что сегодня в Москве, многомиллионном мегаполисе, мы имеем всего два жизнеспособных магазинчика с выраженной авторской позицией. Это магазин “Фаланстер” и принадлежащий тем же хозяевам “Артпроход” на “Винзаводе”. Понимаете, дело не в размере торговой площади; смысл маленькой книжной лавочки в предельно внятной позиции владельца: “Я хочу торговать такими книжками, а эдакими не хочу и имею на это полное право”». И дальше: «Мне кажется, что в работе маленькой лавочки важно вычленить ядро целевой аудитории, сделать его максимально лояльным и дальше делегировать этому ядру функции евангелические, то есть оповещения народов, что где-то есть такое пятно безумия, к которому следует слетаться. Москва настолько огромный город, что нам необязательно пытаться угодить всем. Мы вполне имеем возможность отделить своих от всех остальных. Не для того, чтобы встать в позу и сказать: “Пшли вон, необразованные уроды!” А чтобы своим стало комфортнее, чтобы в нашем “гнезде” люди были в своем праве быть собой». Вообще, кажется, славное предприятие. 11 июля 2009 года Прочитанное Вавилонский голландец: [антология] / [сост. М. Фрай]. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. - (ФРАМ). Эх, жалко, что кончилась, - в этой книжке хорошо было жить. Это книжка как раз из породы тех, в которых живут. Выселяться совершенно не хотелось. Добыча Благодаря издательству питерского Европейского университета ненасытный библиофаг обрел сегодня (правда, в качестве объектов для рецензирования, чтобы жизнь медом не казалась, но все-таки!) следующее (вполне себе слепок с части библиофажьих интересов): (1) Ли Мун Ен. Между жизнью и культурой: Философско-эстетический проект М.М. Бахтина. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008; (Корейская книга о Бахтине - это сильно!) (2) Штетл, XXI век: Полевые исследования // Сост. В.А. Дымшиц, А.Л. Львов, А.В. Соколова. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008. - (Studia Ethnologica; Вып. 5); (3) Ехезкел Котик. Мои воспоминания / Пер. с идиша М.А. Улановской под ред. В.А. Дымшица; предисл. и прим. В.А. Дымшица. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; М., Иерусалим: Мосты культуры / Гешарим, 2009; (4) Татьяна Никольская. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 годах. - СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. - (Территории истории; Вып. 2). 12 июля 2009 года Онейрографические мечтания библиофага Читаю на сайте Booknik.ru: «Из Иерусалима вышел в виртуальный свет новый, девятый номер сетевого журнала “Двоеточие”. Две основные темы прочитываются в целом ряде его весьма разных, и по жанрам, и по стилистике, текстов - тема языка и тема сновидéний и сновùдения». Это надо читать! 18 июля 2009 года Прочитанное Ян Балека. Синий: Цвет жизни и смерти. Метафизика цвета / Перевод с чешского И. Мочульской. - М.: Искусство-ХХI век, 2008. 19 июля 2009 года Добыча Макс Фрай, Линор Горалик. Книга Одиночеств. - СПб.: Амфора, ТИД Амфора, 2009. - (ФРАМ). Неожиданным для себя образом я очень расположилась к Максу Фраю - точнее, к его «ФРАМовским» сборникам, которые представляются мне чрезвычайно цельным проектом, даже, я бы сказала, на интонационном уровне: там - везде насквозь - есть общность интонаций и, что ли, углов душевного наклона (к так называемой реальности). Об общности мифологии я и не говорю: она там есть несомненно, какие бы миры авторы ни выстраивали. У этих миров, чую я, какие-то общие архитектурные принципы. Решительным образом повернули мое внимание к нему «Кофейная» и «Чайная» книги, которые я, никогда до тех пор Фрая не читавшая, ухватила в редакции «Экслибриса» частью из симпатии к их темам, большей же частью из рецензентского авантюризма: а ну, дескать, рискнем написать про такое, про что прежде никогда не писывали! Там оказалось столько мудрой грусти, столько нежданно родственного мне по общему чувству жизни, что я немедленно решила теперь все это читать, что и делаю. Тут же в районной библиотеке обнаружилась старая, старая теперь уже (в 2003 году вышла) «Книга вымышленных миров», прочитанная с большим внутренним согласием. «Вавилонский» же «Голландец» - тема вовсе отдельная, он у меня теперь живет на правах любимой книги и персональной мифологемы. Он вообще умудрился с ошарашивающей подробностью совпасть с тем, что мне придумывалось все детство напролет в качестве стержневой внутренней темы (да и теперь, на самом деле, придумывается!): мне мечталось одновременно жить среди книг и в чем-то таком, что могло бы перемещаться в любых направлениях в пространстве и времени и имело бы отношение к бессмертию. У меня это было Волшебное Облако, внутри которого не было времени - то есть было, но свое, независимое от времени мира. После «Голландца» я начинаю подозревать, что в этом было что-то общечеловеческое, архетипичное. 21 июля 2009 года Добыча и рефлексии А каааакую книжку я сегодня нашла!! (1) Те*: Страницы одного журнала. In memoriam Nyugat**. 1908-1919 / Стихи. Публицистика. Составила и перевела с венгерского Майя Цесарская. - М.: Водолей Publishers, 2009. Аннотация: «Книга составлена на материале литературного журнала, основанного в Будапеште в 1908 году и продержавшегося в катаклизмах века чуть больше тридцати трех лет. Сборник охватывает последние годы Австро-Венгерской монархии: шесть с половиной лет “Прекрасной эпохи” и пять с половиной - Первой мировой, явленные в естественной журнальной хронологии, в многообразии и многолюдье модернистской мастерской. Перед читателем - живые страницы журнала, выходившего сто лет тому назад, современника русских “Аполлона” и “Весов”. Неотцеженное время, вдумывающееся в себя не останавливаясь, на ходу». Эх, жаль, что по-русски. Хоть бы уж билингву сделали. Странное предприятие, конечно, венгров в переводе читать, в этом есть что-то от взгляда из Зазеркалья. (Когда читаешь русских в переводе - то же самое. Можно порассуждать о приобретаемой объемности взгляда. А что, почему бы и нет.) Но все-таки. Мне, однако ж, этого не хватает, как витамина или химического элемента. Вот сейчас делала я интервью с человеком, который - посредник между двумя культурными мирами: русским и французским, расспрашивала его об «оптике» посредничества и самочувствии его в этом качестве. И, разумеется, думала о том, что в свое время очень сознательно отказалась от смысловой ниши русско-венгерского посредника, потому что, видите ли, она мнилась мне в моей юношеской гордыне по определению вторичной. Мне, конечно же, хотелось Свое писать, такое первичное-первичное, чтобы все обалдели. Господь был, как водится, мудр. Он привел меня как раз туда, откуда я всеми силами хотела уйти - в смысловую нишу посредника. Правда, другого: между разными культурными областями, между областями профессиональной рефлексии и общекультурным «просвещенным» сознанием, «думающими непрофессионалами» - потому что журнал «Знание-Сила» и я в нем заняты именно и в точности этим. Кстати, смысловая ниша замечательная и настолько мне по размеру, по ритму, по типу душевного устройства, - что лучше и придумать нельзя. Но ведь это все то же посредничество. Меркурианец*** я. (Кстати говоря, то, что из-под моего пера не вышло ничего Первичного, меня уже давно и как-то нежданно легко перестало волновать. Очень возможно, потому, что никакого Первичного меркурианцам-посредникам и не надо писать: ну неорганично это им. Даже если будут стараться - все равно ничего хорошего не выйдет. Тем более, если нет.) А недоосвоенность венгерского смыслового мира - отдельная тема, которую мы засим, ввиду некоторой ее таки болезненности, оставим. В какой бы проект эту книжку встроить, даже и не напишешь-то про нее никуда, в ЖЖ разве, - ведь «локальные смыслы», как огрызалась я в заносчивой юности. В качестве источника чистой духовной радости приобретено было еще следующее: (2) Теория моды: Одежда. Тело. Культура. - Выпуск 10. - Зима 2008-2009. * Прочитала сначала как венгерское te, то есть «ты», и удивилась, при чем тут оно. Оказалось, русское «те», то есть azok‚ что ли? ** По-венгерски «Запад» - название журнала. *** О меркурианцах и их культурной роли и статусе см. основополагающее на сей счет произведение: Юрий Слезкин. Эра Меркурия: Евреи в современном мире. - М.: НЛО, 2007. Орфография, синтаксис, библиографические описания – авторские 1) Струльбруги - персонажи «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, которые, достигнув старости, оставались при этом бессмертными. - Примеч. ред. Вернуться назад |